Над главным финансовым документом страны, который неимоверными усилиями народных избранников был все-таки принят всего за несколько дней до нового года, снова сгущаются краски. На этот раз он находится под угрозой срыва.
Причиной такой непростой ситуации, в которой может оказаться наша страна и которая может отразиться на финансовом положении каждого из нас, называют непредвиденное дофинансирование парламентских выборов. Во время принятия госбюджета, никто не мог предположить, что «политическая кормушка» выборов-2006 не обойдется каким-нибудь одним миллиардом гривен. К тому же чиновники еще перед выборами в Верховную Раду практически единогласно проголосовали за дополнительное финансирование «своих собственных интересов».
Латать не перелатать... дыры в бюджете
Дополнительные расходы в размере 137 миллионов гривен на проведение прошедших парламентских выборов — это только цветочки. Если учесть, что объем дополнительного финансирования разных социальных законов, принятых Верховной Радой накануне предвыборной гонки, составляет 23 миллиарда гривен, при том, что бюджетные поступления по ряду налогов и сборов (налог на прибыль, рентная плата за нефть) не выполняются в полном объеме, то становится понятно, откуда появились бюджетные дыры. А как хорошо все начиналось! В декабре прошлого года Верховная Рада Украины приняла Государственный бюджет на 2006 год с доходами в размере 124 миллиарда гривен, расходами в 136 миллиардов и дефицитом в 13 миллиардов гривен. Кроме того, при формировании проекта главного финансового документа на текущий год Кабинет министров исходил из 7-процентного роста ВВП в 2006-м. А в феврале этого года реальный валовой внутренний продукт вырос всего лишь на 2,2 процента. Теперь же, по словам заместителя исполняющего обязанности министра финансов Виктора Кальника, «Верховная Рада приняла ряд законов, создающих риск невыполнения бюджета». Ко всему прочему, в соответствии с теми законами, которые вступили в силу с 1 января этого года, доходная часть бюджета должна сократиться на 6 миллиардов 200 миллионов гривен. Помимо этого, один из судов аннулировал постановление Кабинета министров об оплате за воду, что сокращает поступления в бюджет еще на 500 миллионов. Виктор Кальник также отметил, что «мы недобираем порядка 300 миллионов гривен в связи со снижением коэффициента при начислении ренты на добычу нефти и переработку нефтепродуктов». Более того, сложилась достаточно серьезная ситуация относительно сбора налога на прибыль предприятиями Донецкой, Херсонской и Днепропетровской областей. Весь 1-й квартал в этом году не работает положение о налоге на чистую прибыль госпредприятий. Кабинет министров не может принять соответствующее положение, поскольку решение вопроса блокируется рядом министерств. А в бюджете предусмотрено 2,6 миллиарда гривен поступлений от этого налога. Частные крупные налогоплательщики тоже недоплачивают налог с прибыли. По мнению главного финансиста страны Виктора Пинзеника, большинство налогоплательщиков в Днепропетровской и Донецкой областях перестали платить налог на прибыль. К примеру, ЗАО «Mittal Steel Кривой Рог» уменьшило уплату налога на прибыль в два раза по сравнению с прошлым годом, «СевГОК» — тоже в два раза, «Центральный ГОК» — в три, корпорация «Интерпайп» — в два раза, «Никопольский завод ферросплавов» — в девять раз. Законом о госбюджете также не учтено содержание безработных депутатов прошлых созывов, утвержденное недавно нашим парламентом. Остается надежда на то, что новый парламент сможет хотя бы часть законов, увеличивающих расходы бюджета, перенести на более поздние периоды. Замминистра финансов говорит, что «такой размер средств изыскать на протяжении трех кварталов этого года нереально». А ведь за январь — март 2006 года доходы общего фонда госбюджета составили 19 369,4 миллиона гривен, или 102,7 процента от запланированных на этот период доходов.
Либо пан, либо пропал
На то, чтобы разгрести «наследство», оставленное депутатам нынешнего созыва от своих коллег в виде искомой суммы в 23 миллиарда, потребуется ни один месяц изнурительной работы. В связи с этим Министерство финансов считает целесообразным либо пересмотр новым парламентом части ранее принятых законодательных актов, либо внесение изменений в Государственный бюджет-2006, который, кстати, пока еще никто не изъявил желания пересматривать. В противном случае, сложившийся ход событий может привести к увеличению дефицита главного финансового документа страны до 7 процентов ВВП, а это довольно серьезная нагрузка на бюджет. Мало того, все больше возрастает риск инфляции, аналогичной той, которая была в 1994—1996 годах. Что будет после этого, объяснять не надо. К пересмотру Госбюджета-2006 может привести и непредвиденная ценовая политика на рынке газа. Но за один год всех накопившихся проблем решить не удастся. Весь финансовый груз может перекинуться и на следующий, 2007 год, когда дефицит государственного бюджета Украины, скорее всего, будет не меньше, чем в этом. С учетом всех предложений по увеличению расходов и снижению налоговой нагрузки в Госбюджете-2007 потребуется дополнительно изыскать 69 миллиардов гривен. А для того, чтобы покрыть текущие нужды в денежных средствах, Минфин может выйти на внутренний рынок заимствований не раньше, чем во второйине этого года.
Елена Будник
Инф. cn
e-finance.com.ua