• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • МВФ опубликовал доклад "О глобальной финансовой стабильности"
    2006-04-20 15:16:00

    11 апреля 2006 г. Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал свой очередной Доклад «О глобальной финансовой стабильности». Группа экспертов развеяла опасения пессимистов. Сегодня оценка устойчивости финансовой системы мира оптимистична как никогда: «Лучше не бывает».

    Сильно преувеличены слухи о «слабости» американского доллара и евро. В нормальных рамках находятся риски основных элементов финансовой системы. Банки, страховые компании, инвестфонды и другие финансовые учреждения удачно адаптировались к состоянию мировой экономики. Денег в мире хватает, но далеко не всем. Да и к тому же не бесплатных и только для тех, кто ает по общепринятым правилам. К сожалению, обыкновенные украинцы и национальный бизнес продолжают работать с очень дорогими кредитными ресурсами, с резко ограниченным перечнем финансовых инструментов. Национализм финансового рынка ничем не лучше протекционизма рынка товарного.

    Незачем кричать: «Волки!»
    Период 2001/2002 годов был весьма напряженным. Мир «зализывал раны» от падения цен на ведущих фондовых рынках. У всех в памяти были печальные последствия мыльного пузыря доткомов. Так назывались интернет-компании, чья капитализация росла как на дрожжах, а вместе с ней и страхи попадания в дефляцию. К повышенной осторожности призывали кризисные явления в целом ряде переходных стран. Но все это в прошлом. По крайней мере, по версии специалистов МВФ. Они считают, что период финансовой турбулентности позади.

    В последние годы мировая финансовая система резко улучшила свое состояние. Большинство пессимистических прогнозов не оправдались. Все дело не только в хорошей макроэкономической политике, но и в повышении качества действий на микроуровне. Улучшилась структура долга компаний. Напряжение в системе помогает снять надежная платежная система. Плавно работает система решения споров между субъектами финансового рынка и предприятиями. Залоговое кредитование идет на пользу домашним хозяйствам. В выигрыше остаются те страны, которые уделяют большое внимание развитию фондового рынка, создают условия для выпуска компаниями своих облигаций. Разнообразие финансовых инструментов позволяет диверсифицировать риски и найти деньги на самых выгодных условиях.

    Еще в 2004 году многие эксперты говорили об опасности реализации Федеральной резервной системой (ФРС) США так называемой стратегии выхода. Речь шла об окончании довольно продолжительного периода дешевых денег и повышения ставки рефинансирования. Действия ФРС были приняты на вооружение Европейским Центральным Банком (ЕЦБ) и главным монетарным заведением Японии. Этап чрезвычайно низких процентных ставок закончился (т.е. дешевые деньги). Однако финансовые рынки без больших проблем адаптировались к повышению ставки рефинансирования ФРС с 1 до 4,75%. Пока не видно негативных последствий после повышения ЕЦБ стоимости кредитных ресурсов в евро. Вопреки прогнозам, даже отказ Банка Японии от интервенции в форексный рынок в начале 2004 года не привел к резкому удешевлению доллара.

    Финансисты и банкиры с трепетом ждали «усиления» китайского юаня, но и это решение прошло без шоков даже регионального масштаба. События других рынков еще меньше отразились на стабильности мировой финансовой системы. Украинская гривна, российский рубль или польский злотый, как и финансовые рынки этих и других переходных стран, не оказывают существенного влияния на состояние финансовой системы мира. Наш рынок слишком мал, зарегулирован и далек от современных стандартов. МВФ на протяжении уже длительного времени мониторит основные фондовые и финансовые рынки переходных стран. В общих сравнительных таблицах графы «Украина» нет. Потому что мы слишком малы и незначительны. Даже на фоне таких переходных стран, как Россия, Бразилия, Польша или Чехия. Украинский рынок гораздо меньше интересует инвесторов, чем Китай или Индия. Наша страна теряет драгоценное время, тогда как мировой финансовый рынок находится в прекрасной форме, чтобы помочь нам избавиться от родимых пятен и искажений социализма и олигархии.

    Риски будущего
    Увеличение центральными банками количества денег в обращении повышает угрозу роста инфляции. Вслед за ростом цен на нефть и другие важные для мировой торговли товары, центробанки увеличили скорость эмиссии денег. Поскольку в природе не существует формулы определения количества денег в обращении в зависимости от темпов роста экономики, то они, не стесняясь, быстро эмитируют деньги. А потом оправдывают свои действия ценами на нефть или металлы.

    Так или иначе, инфляционные риски сохраняются как в развитых западных странах, так и в переходных экономиках. Сегодня инфляция больше 10% — это не только плохой тон. Это, в первую очередь, провал центрального банка и правительства. Качество их работы сравнимо с результатом спринтера, пробегающего 100 метров за 12 секунд и смеющего говорить при этом о большом достижении. Финансовая стабильности страны при таком качестве работы власти (высокая инфляция, закрытый рынок капитала и денег) недостижима. Поэтому центробанк и правительство остаются главными источниками дестабилизации страны. Этот вывод распространяется как на экономики богатых стран, так и на Украину. За 15 лет самостоятельной работы центробанк Украины так и не научился справляться с инфляцией, не говоря уже об умении работать с более тонкими материями.

    Второй риск, о котором говорят эксперты МВФ, связан с ростом процентных ставок. Дорогие деньги — сокращение инвестиций — падение объема производства — рецессия — сокращение объемов продаж — рост долгов и проблем с возвратом кредитных ресурсов — безработица и бюджетный кризис. Такова весьма правдоподобная цепь развития событий в экономике, которая встала на путь монетарной экспансии. После периода расточительства следует период повышенной осторожности. Он может наступить как в основных экономиках ЕС, так и в Украине. Если в США, Германии или Японии финансовые рынки быстро адаптируются к процентным нововведениям, то институционально слабые страны с сильным политическим влиянием на характер денежно-кредитной деятельности (к ним, без сомнения, относится Украина) могут вступить в период продолжительной стагнации.

    Доллар США является, по сути дела, второй валютой Украины. Поэтому для нас важна оценка МВФ финансового рынка США и устойчивости американского доллара: «Институциональные и частные инвесторы из года в год размещают значительные ресурсы в доллары США. В основном, по двум причинам. Во-первых, только США соответствует двум требованиям из существующих двух. Во-вторых, здесь имеется большой потенциал для экономического роста. Особенно по сравнению с рынками Европы и Японии. Во-третьих, в США работает глубокий, ликвидный и высокопрофессиональный рынок капитала.

    В отличие от развивающихся рынков, которые не достигли глубины, вы можете инвестировать сюда миллиарды, триллионы долларов... Для нас весьма проблематично кричать «Волки!» и делать вид, будто существуют признаки того, что доллар обрушится в течение следующих шести месяцев». Риторическим является вопрос о выполнении Украиной двух вышеупомянутых требований. Наша страна не имеет современного рынка капитала. У нее весьма призрачные перспективы обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста. Добавим, что у нас до сих пор не поняли важности защиты прав собственности и независимости судебной системы. Поэтому как у украинских домашних хозяйств, так и МСБ нет возможности пользоваться достижениями глобализации. Им мешают не масоны, евреи или даже брюссельские бюрократы, а родное правительство. Сохраняются финансовые неустойчивости предприятий автомобильного сектора и воздушных перевозок. Корпорации начали увеличивать размер выплачиваемых дивидендов, выкупать свои акции, а также активно участвовать в слияниях и поглощениях. Частые структурные изменения далеко не всегда приводят к улучшению финансового состояния компаний. Рано или поздно надо наводить порядок в фундаментах, т.е. приводить состояния активов компаний данных секторов в соответствие с новыми требованиями рынка.

    Украина не должна оставаться в стороне от фондового рынка Европы и мира. Украинцам вредна изоляция от мировой финансовой системы. Власти нашего государства уже более 15 лет пытаются создать национальный капитал в тепличных условиях. Опыт развития мировой финансовой системы учит, что это — путь в никуда. Если Украина хочет получать поддержку от мирового финансового рынка, она должна отказаться от финансового протекционизма. К сожалению, в сегодняшней ситуации это еще более сложно представить, чем даже либерализацию товарных рынков.

    В 2004 году капитализация фондового рынка мира составила $37,2 трлн. Банковские активы превысили $57,3 трлн. А общая стоимость облигаций, ценных бумаг и банковских активов превысила $152,3 трлн (369,2% от мирового ВВП). Доля всех развивающихся стран Европы в мировом ВВП составила лишь 4,4%. Фондовые рынки этих стран — это всего 0,6% от капитализации мировой экономики. Отсталость переходных экономик в развитии финансовых систем не вызывает сомнений. Доля банковских активов переходных стран составляет 1,1%. А общая стоимость их облигаций, ценных бумаг и банковских активов — это всего 0,9% от общемировой. Доля же Украины в основных количественных показателях мировой финансовой системы — это тысячные процента. Мы даже на фоне переходных стран выглядим явными аутсайдерами. У нас нет шансов на создание полноценного национального рынка капитала преимущественно на своих деньгах. Чем дольше правительство будет сдерживать приватизацию банков и развитие в Украине полноценного финансового рынка — тем выше будут риски общесистемной неустойчивости и стагнации.

    Каждой экспансии неизменно приходит конец
    Эксперты МВФ также обращают внимание на риск окончания экспансионистской части бизнес-цикла на рынке жилья и выдачи ипотечных кредитов. Профессионалы рынка знают, как нейтрализовать эти риски. Однако на нем все чаще работают менее подготовленные участники. В Украине, как и в других странах, у них нет опыта планирования своей финансовой деятельности в средне- и долгосрочной перспективе. В случае возникновения внешних шоков, долгового или макроэкономического напряжения в Украине вполне может сложиться ситуация, когда банки и инвестиционные структуры начнут забирать от незадачливых заемщиков их квартиры. Если произойдет углубление кризиса, то спроса на них по сегодняшним ценам не будет.

    Украина вполне может повторить опыт Таиланда конца 1990-х (Швейцарии и Британии конца 1980-х или Японии начала 1990-х). Тогда, казалось бы, 100-процентно выигрышные проекты в области жилищного строительства оказались полным провалом. При появлении первых признаков углубления кризиса на рынке строительства жилья и недвижимости, власти страны могут прибегнуть к протекционизму финансовых рынков и предотвращению банкротств. Украинские власти, впрочем, как и отечественные банки, инвесторы и домашние хозяйства, еще никогда не сталкивались с рецессией на рынке недвижимости и жилья. Она вполне может произойти — строительный бум не может длиться вечно. МВФ предупреждает о вредоносности протекционистского поведения и попыток спасти сектор при помощи административных мер. Максимально быстрое исправление инвестиционных ошибок возможно только в условиях свободного финансового рынка.

    Рекомендации и советы
    Что можно посоветовать стране, доля капитализации фондового рынка которой не превышает одну тысячную процента? Чем помочь государству, банковские активы которого находятся в пределах 0,05% от мировых? Как может развиваться страна, которая до сих пор ограничивает возможности сбережения и инвестирования до банальных денежных депозитов и простейших финансовых дериватов? Уже набили оскомину рекомендации по скорейшей адаптации Украиной международных стандартов мирового финансового рынка. До сих пор этого нет так же, как и солидной макроэкономической основы.

    Эксперты МВФ для Украины и других переходных стран рекомендуют развивать фондовый рынок, унифицировать стандарты эмиссии и функционирования ценных бумаг. Правительство должно обеспечить свободный вход на разные сегменты финансового рынка и выход из них. Именно такая система направляет ресурсы в самые прибыльные сектора. В недалеком прошлом власти разных стран, в том числе США, Мексики, России и Бразилии, часто были источником так называемых моральных рисков. Инвесторы, заручившись поддержкой чиновников и политиков, игнорировали опасности потери ликвидности и накопления плохих долгов. В результате деньги шли в те проекты и сектора, которые испытывали циклические трудности. Это усугубляло структурные искажения, приводило к «омертвлению» капитала и росту безработицы.

    Украина до сих пор испытывает последствия такого поведения. Близкие к исчезновению градообразующие предприятия, «мертвые» города и деревни — это не следствие участия Украины в глобализации, а наследие еще советской эпохи. А также усиленной промышленной и инвестиционной политики украинских властей периода 1992-2005 гг. МВФ справедливо предупреждает правительства переходных стран об опасности государственной интервенции на финансовом рынке. Если американцы, японцы и европейцы отказались от активных операций на рынке денег, то Украине тем более надо избавиться от чрезвычайно вредной политики.

    Нашему государству нужна деполитизация денежной системы. Гривна продолжает болтаться в корзине мягких и ненадежных валют, потому что власти продолжают использовать ее для противодействия циклическим спадам. Для серьезности своих намерений в области монетарной политики можно было бы предложить легенде мировой финансовой системы Алану Гринспену, ушедшему с поста председателя ФРС, поработать советником украинского центробанка. На пользу нашей стране пошла бы и работа с нобелевским лауреатом Р. Манделом, который мог бы поставить гривну на золотой стандарт.

    Советов украинским властям можно давать много. В период 2001-2005 гг. индекс фондового рынка переходных стран вырос в 2,2, России — в 3,4, Чехии — в 3,8 раза. А индекс акций энергетических компаний увеличился в 3,4, в секторе здравоохранения — в 2,7, даже ЖКХ — в 2,2 раза. Власти Украины ведут себя, как собака на сене: и сами не получают пользу от благоприятного состояния мирового финансового рынка, и мешают это делать для украинского бизнеса и домашних хозяйств. В результате в нашей стране возрастает склонность к проеданию капитала и направлению его в далеко не самые производительные и прибыльные проекты. Там, где не работают украинские деньги, с удовольствием находят свое место американские, немецкие, польские или чешские. К сожалению, наше правительство больше интересует «стабилизец», чем настоящая стабильность и устойчивость финансовой системы. Ментальные недочеты полисимейкеров становятся явным источником угрозы трансформации Украины из постсоветского бедняка хотя бы в европейского середнячка.

    Ярослав Романчук

    Инф. gazetaua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.