В канун 2013 г. расходы европейцев на праздники сократятся до минимума за три года долгового кризиса, при этом самые большие урезания праздничного бюджета предсказуемо придутся на Грецию. По данным Deloitte, рождественские расходы среднего европейца - включая подарки, еду и развлечения - сократятся в этом году на 0,8%. Цена будет решающим фактором для 92% европейцев, при этом 18% в этом году купят меньше подарков, тогда как 14% будут приобретать их в складчину. 77% европейцев планируют дождаться скидок, прежде чем идти по магазинам.
Книга остается самым желанным подарком для европейцев (46% респондентов хотят найти ее под елкой). Далее по предпочтениям следуют деньги (37%), одежда и обувь (35%), косметика (35%), подарочные карты (33%), диски CD и DVD (30%), конфеты (26%), сертификаты на различные SPA-процедуры (26%), украшения и часы (26%). Больше всего в Рождество повезет детям - на них, несмотря на кризис, европейцы не будут экономить и потратят примерно половину праздничного бюджета.
Больше всех сократят расходы на подарки жители проблемных экономик: греки урежут праздничный бюджет на 16,2%, португальцы - на 13,5%, а испанцы и итальянцы - почти на 4%. А вот жители Франции и Германии, наоборот, рассчитывают в этом году увеличить расходы (французы потратят на 0,7% больше, чем в прошлом году, а немцы - на 1,5%).
"Раньше люди покупали говядину, свинину, курицу, а теперь они все чаще покупают только сосиски", - цитирует The Wall Street Journal акционера португальской сети супермаркетов Pingo Doce Александра Соареша дос Сантоса. "Маржа снижается", - констатировала менеджер французской сети Auchan Эмманюэль Зеллер.
Отметим, в третьем квартале экономика еврозоны сократилась на 0,2%, при этом средний уровень безработицы по блоку составляет уже 11,6%, тогда как в Испании и Греции показатель превышает 25%. В такой ситуации европейцам приходится сокращать расходы, а ритейлерам - спешно снижать цены, чтобы удержать покупателей.
Инф. rbc.ua
e-finance.com.ua