Киевская прокуратура разыскивает бывшего гендиректора «АэроСвита». Следователи считают, что по его вине сотрудникам компании не выплатили 53 млн гривен зарплаты. По самому пессимистичному сценарию, ему грозит 10 лет тюрьмы.
Такая ситуация для Украины типична. В правительстве подсчитали: правоохранительные органы расследуют 1505 уголовных дел о невыплате заработной платы. До судов в 2011-2012 годах дошло 1300 таких дел., пишет forbes.ua
Власть уверяет, что с проблемой задолженности она борется. За последние три года, согласно данным Минсоцполитики, ее размер сократился на 44% – с 1,7 млрд до 978,6 млн гривен (по состоянию на 29 марта 2013 года).
В распоряжении Forbes оказался отчет Генпрокуратуры об уровне задолженности по регионам и о самых крупных компаниях – должниках по выплате зарплат. Пять из них – частные, три – государственные.
Среди «частников» «АэроСвит» и «Донбассаэро», Симферопольский стеклотарный завод, ООО «Спецшахтопроходка» и одно финучреждение – «Инновационно-промышленный банк». Максимальная задолженность – 53 млн гривен. Все предприятия находятся в стадии банкротства, и все, как один, отказываются говорить о причинах возникновения задолженности.
На вопрос, почему, в прокуратуре отвечают коротко. «Часто процедуру банкротства используют как умышленный способ уклонения от уплаты долгов, в том числе и по заработной плате», – рассказывает заместитель генерального прокурора Виталий Белоус.
Способов вернуть свои деньги у сотрудников обанкротившейся компании не так много. Это может сделать арбитражный управляющий, которого назначит суд. У него – управляющего – два пути. Первый – реанимировать деятельность компании, что бывает крайне редко. Второй – продать ее активы, и за счет вырученных денег погасить долги по зарплате.
По второму пути пошли в Инпромбанке. На продажу уже выставили мебель, компьютеры и оргтехнику. Но хватит ли вырученных денег, чтобы рассчитаться с сотрудниками – неизвестно. «Будут деньги – задолженность по заработной плате будет погашена согласно закону о банках и банковской деятельности», – сухо сообщил ликвидатор банка Алексей Галабурда.
Среди государственных предприятий главные должники – Украинское Дунайское пароходство, «Донецкая угольная энергетическая компания» и Керченский судоремонтный завод. На запросы Forbes о причинах образования задолженности не ответили ни в одной из них.
e-finance.com.ua