Правительство планирует наделить их «полномочиями» по погашению любой задолженности бюджета перед бизнесом, а не только по НДС. Депутат-регионал Валерий Омельченко возглавляет парламентский комитет по информатизации и IT. Но из 10 законодательных инициатив, предложенных им с начала работы нового созыва Рады, 6 касаются не информатизации, а ценных бумаг – точнее, обращения финансовых векселей в Украине.
За последние два дня депутат продемонстрировал чудеса продвижения законопроектов в украинском парламенте. 17 апреля он внес три проекта закона о финансовых векселях на рассмотрение парламента, а уже вчера, 18 апреля, смог убедить коллег проголосовать за их включение в повестку дня, собрать внеочередное заседание бюджетного комитета, и обеспечить принятие документов сначала на комитете, а затем – одного из них в первом чтении в Раде. Принятию двух других помешало, по видимому, лишь очередное блокирование парламента оппозицией, пишет forbes.ua
У такого успеха есть рациональное объяснение: его предложения по векселям активно поддерживают в Минфине и НБУ, ведь основная новация документов – внедрение казначейских векселей для погашения
задолженности бюджета перед предприятиями. Доработать законодательство и нормативную базу к нему Минфин должен был еще до конца марта, но в сроки не уложился. Помощь депутата позволяет министерству избежать длительных процедур прохождения документов через Кабмин. Если инициативы Омельченко пройдут через Раду, обращение казначейских векселей может начаться уже через месяц.
Правда, это не единственное новшество документов. Кроме казначейских, они предполагают ввод в обращение и банковских векселей. Это может быть удобно для работы банков, но означает появление, по сути, параллельных денежных знаков, выпуск которых равнозначен денежной эмиссии.
Векселя для бюджета
Закон о казначейских векселях вступил в силу еще в январе 2013 года – они должны решить проблему задолженности бюджета по возмещению НДС. Бизнес, конечно же, предпочел бы получать возмещение живыми деньгами. Но если есть выбор: не получить денег вообще, или получить их в виде ценных бумаг, которые затем можно продать за эти «живые» деньги, то бизнес предпочтет второе, сказал в январе Forbes управляющий по налогообложению ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» Андрей Максимов.
Правда, заработать векселя так и не смогли – Минфин и Миндоходов до сих пор не утвердили условия и суммы выпуска этих ценных бумаг. Теперь же в Раде появились проекты законов, уточняющие январские законодательные новации.
Проекты законов, предложенные зятем покойного регионала Василия Джарты Валерием Омельченко, вводят понятие финансового казначейского векселя, и предлагают даже более широкую сферу его использования, чем ожидалось. Если эти законопроекты будут проголосованы депутатами и подписаны президентом, Кабмин получит право погашать казначейскими векселями задолженность бюджета не только по НДС, но и по другим долгам перед бизнесом, сформированным до 1 января 2013 года. По оценкам Forbes, другой большой задел по задолженности бюджета – оплата товаров и услуг, купленных у бизнеса в рамках госзакупок.
Поданный депутатом Омельченко законопроект активно поддерживает Министерство финансов. «Нужно признать, что у бизнеса есть запрос на решение проблемы бюджетной задолженности перед компаниями. И должны быть инструменты, чтобы эту задолженность погасить, – говорит Галина Пахачук, глава департамента долговой и международной финансовой политики
Минфина. – Если предприятие будет согласно, мы оформим ему бюджетную задолженность казначейским векселем, который будет иметь четкие правила обслуживания, погашения, учета, перехода и т.д. Это будет классический прозрачный инструмент, который позволит расширить линейку ценных бумаг». Если закон будет принят, то подготовка нормативной базы для обращения векселей займет у Минфина до двух недель.
Детальные условия обращения этих ценных бумаг – номинал и объем выпуска – еще уточняются, их порядок будет утверждаться отдельным постановлением Кабмина. Но, по словам Пахачук, механизм обращения будет стандартным. Проект закона предлагает, что выпускаться казначейские векселя будут и в электронной, и в документальной (документарной) формах. Погашение задолженности перед бизнесом векселями будет исключительно добровольным. В марте министр доходов и сборов Александр Клименко сообщил Forbes, что предварительный объем заявок бизнеса на казначейские векселя составляет 17 млрд гривен.
Обязательным условием обращения казначейских векселей со стороны Минфина будет ведение Реестра казначейских векселей, этим займется Госказначейство. Оно же будет фискировать передаточные надписи при продаже векселей. «Эти обязательства – часть бюджетного процесса, поэтому они должны быть прозрачны и понятны», – говорит Пахачук.
Одним из опасений экспертов по поводу векселей было то, что они будут использоваться для расчетов по текущей задолженности – и тем самым раздувать реальный дефицит госбюджета. Галина Пахачук говорит, что рисков наращивания долга в рамках бюджетной системы как раз нет. Минфин против того, чтобы векселя принимались для зачета текущих доходов бюджета, документ предполагает погашение уже сформированной задолженности. «Ту задолженность, что сформировалась на 1 января 2013 года, уже нельзя ни увеличить, ни уменьшить», – говорит она.
К тому же, оформлять эту задолженность в виде казначейских векселей можно будет лишь до конца 2013 года. «Когда в 2004 году Минфин разрабатывал такой инструмент, как НДС-облигации, он также сначала вызывал очень бурную негативную реакцию в обществе – но, как видите, рынок его распробовал, договорился о цене, и теперь никаких претензий к этим бумагам нет. И к казначейским векселям не будет», – говорит Пахачук.
И для банков
Казначейские векселя – лишь одна из новаций законопроектов. Вторая – внедрение банковских векселей. Согласно нынешнему проекту закона, банковский вексель – ценная бумага, которая подтверждает обязательство банка заплатить определенную сумму владельцу векселя после наступления срока платежа.
Такие инструменты уже использовались в нашей стране в 1990-х годах. Векселя были переводными, выдавались банками и их клиентами, использовались в виде платежного обязательства. Но из-за отсутствия необходимой законодательной базы, которая четко определяла бы права и ответственность всех участников процесса, в 2001 году от этих бумаг отказались.
В феврале 2013 года Нацбанк разработал проект положения об об особенностях выдачи, оборота, погашения и взыскания по банковским финансовым векселям. Теперь, в случае принятия законопроектов Омельченко, банковские векселя могут получить новую жизнь. Согласно проекту закона, выпускаться они будут в электронной форме.
Если этот инструмент запустят, продаваться он, судя по всему, будет с дисконтом, при этом, покупатели, скорее всего, будут ориентироваться на текущую рыночную доходность. «Если сегодня у вас нет свободной ликвидности, вы сможете выпустить вексель. Это позволит сократить потребность в т.н. «живых» деньгах. То есть это означает диверсификацию и либерализацию условий для работы банков, этот инструмент повысит гибкость банковской системы», – говорит собеседник Forbes, близкий к руководству Минфина.
Банкиры считают, что НБУ продвигает инструмент не только из-за заботы об интересах банковского сектора. «Банковский вексель – это, по сути, параллельный денежный знак, а их выпуск равнозначен денежной эмиссии, ведь он позволяет нарастить кредитование в экономике, не увеличивая при этом ликвидность», – говорит казначей одного из крупнейших банков, попросивший на него не ссылаться. Вероятно, именно поэтому внедрение данного инструмента лоббировал НБУ. Узнать официальную позицию регулятора не удалось – на момент принятия проекта закона о финансовых векселях в первом чтении рабочий день в Нацбанке уже почти завершился.
Знакомый с проблемой собеседник в Минфине считает, что вводить такой инструмент, тем более – в электронной форме – пока преждевременно. «Вексель имеет классические формы передачи, продажи, авалирования и т.д. Чтобы не нарушить право собственности на вексель на момент его передачи, все эти нормы должны быть прописаны очень скрупулезно. Чтобы «дорасти» до таких инструментов, в Украине нужно изменить очень много законов. В мире такой инструмент ввели единичные государства, и те работали над его внедрением по полдесятилетия», – говорит он.
Валерий Омельченко вчера вечером (в 20.42) по телефону отказался комментировать свои инициативы и попросил через своего пресс-секретаря выслать вопросы письменно, пообещав обязательно на них ответить. Редакция направила запрос на почту, которую пресс-секретарь предоставил в 21.22, а через два часа депутат письменно сообщил, что отказывается комментировать данную тему. Омельченко сослался на то, что времени для письменного ответа ему было предоставлено очень мало, и пригрозил, что «выход материала без точки зрения автора законопроектов с учетом сложившейся ситуации будет являться грубейшим нарушением одного из основополагающих принципов журналистской этики – «всестороннее освещение событий и проблем» и может одновременно стать поводом для его обращения в Комитет Верховной Рады по вопросам свободы слова».
e-finance.com.ua