Украинские агрокомпании в прошлом году привлекли 13,5 млрд гривен кредитов. Доля в этой сумме льготных займов, стоимость которых частично компенсирует государство – более 80% (11 млрд гривен). Средние ставки по кредитам для аграриев в 2012-м составляли 20-24%, что на 1-2 процентных пункта выше, чем в 2011-м. Такие данные приводит Юрий Миняйлик, замдиректора департамента финансово-кредитной политики Минагропрода.
«По программе господдержки предусмотрено удешевление агрокредитов в размере двойной учетной ставки – 15,5%, – говорит он. – То есть фактически сельхозпроизводители кредитовались под 5-7%», пишет forbes.ua
По словам чиновника, уровень невозвратов по кредитам сельскохозяйственным компаниям в стране – около 5%, что делает этот класс заемщиков надежным партнером для банков. «По нашему учреждению этот показатель еще ниже того, что называет Минагропрод», – поясняет советник правления по вопросам сельского хозяйства Креди Агриколь Банка Жан-Жак Ерве.
Тем не менее, аграрии продолжают испытывать острую нехватку заемных средств: по словам Миняйлика, потребность сельхозпроизводителей в кредитах удовлетворена не более, чем на треть. За 2012 год объем ссуд, предоставленных аграрным компаниям, вырос на 1,5% по сравнению с 2011-м.
Как увеличить объемы кредитования агросектора, и при этом банкам, активно ссужающим сельхозпроизводителей, свести свои риски к минимуму? Специалисты по агрофинансированию проекта USAID «Агроинвест» рекомендуют придерживаться пяти следующих правил.
Сельхозбанк – это навсегда
Первое и главное – если уж банк делает фокус на кредитовании агросектора, то должен придерживаться этой специализации, отмечает специалист USAID по агрокредитованию Олег Стоянов.
Сельскохозяйственный профиль для финансовых учреждений – нормальная практика в России и западноевропейских странах. В Украине банком с подобной специализацией можно назвать разве что «Креди Агриколь». Отечественные кредитные учреждения, как правило, менее статичны. «У нас до сих пор наблюдается броуновское движение: уже десятки банков заходили в этот сектор – разрабатывали продукты, отрабатывали процедуры и через два-три года покидали нишу», – констатирует Стоянов.
Кадры решают все
Люди, далекие от сельского хозяйства, пусть даже талантливые финансисты, не могут успешно заниматься агрокредитованием, уверены в USAID. Начиная от кредитных инспекторов и заканчивая топ-менеджерами, сотрудники банка должны понимать специфику агросектора. К примеру, в Германии и США в банках, специализирующихся на кредитовании сельхозпроизводителей, много специалистов – детей фермеров
Фокус на отраслях
Банку нужно фокусироваться не только на кредитовании агропроизводителей в целом, но и на определенных отраслях. Стоянов из USAID рекомендует очень простую методику: в первую очередь обращать внимание на те рынки, весомую долю которых занимает импорт. По его словам, сейчас целесообразно инвестировать в свиноводство, а также выращивание ягод и фруктов. Яркий антипример – овощеводство, которое уже два сезона отмечается перепроизводством и низкими ценами на продукцию фермеров.
Нетворкинг
Деловое окружение целевых групп – источник ценной информации и способ формирования клиентской базы. Для того чтобы лучше понимать финансовое состояние потенциального заемщика, в USAID советуют банкирам налаживать отношения с поставщиками сырья, услуг сельхозпроизводителям, покупателями их продукции, которые лучше других осведомлены как о потребностях и возможностях потенциальных заемщиков, так и об их деловой репутации.
Больше партнерских продуктов
Хороший прием для банка – специализированные кредитные продукты. Например, разработка кредитного предложения для аграриев совместно с производителем сельхозтехники. «Наши сельхозпроизводители сильно отстали по уровню технологий, – говорит Олег Стоянов из USAID. – А технологии – это тот инструмент, от уровня которого напрямую зависит экономика сельхозпроизводства и, как следствие, качество кредитного портфеля».
e-finance.com.ua