Эксперт налогового комитета Американской торговой палаты в Украине, руководитель налоговой практики Киевского офиса Международной юридической фирмы «Гид Луарэт Нуэль» (Франция) в Украине Тарас Коваль прокомментировал Maanimo.com планируемое Минфином повышение налогов и сборов:
— Тарас, насколько целесообразно повышение фискальной нагрузки, планируемое законопроектом Кабмина?, пишет maanimo.com
— Налоговым кодексом (в частности абзацем 9 пункта 4 раздела ХІХ) предусмотрена обязанность правительства ежегодно до 1 июня вносить в Верховную Раду законопроект о внесении изменений в этот Кодекс относительно ставок налогообложения перечисленных налогов и сборов с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции. Прогнозируемые Кабмином на 2013 г. уровни индексов потребительских цен и индексов цен производителей промышленной продукции утверждены постановлением КМУ от 28.11.2012 №1125 на уровне 104,8% и 105,5%, соответственно. Так что, разработанный Минфином законопроект в целом соответствует требованиям Налогового кодекса, при условии, что он будет утвержден и внесен правительством в Раду до 1 июня 2013 г.
Отдельно необходимо отметить существующую практику применения абзаца 9 пункта 4 раздела ХІХ Налогового кодекса. Так, в 2011-2012 годах правительство единожды вносило в парламент подобный комментируемому законопроект (№ 8630 от 03.06.2011), которым предусматривалось повышение ставок на 8,9-11,3%, однако, он не был принят. В 2012 г., разработанный Минфином проект закона (информация на веб-сайте Минфина от 19.03.2012), предусматривающий повышение ставок на 7,9-9,4%, не вносился правительством в Верховную Раду. В то же время, идентичные указанным правительственным законопроектам были приняты парламентом законопроекты народных депутатов (№№ 9356 от 28.10.2011 и 10687 от 03.07.2012, соответственно, законы №№ 4235-VI от 22.12.2011 и 5503-VI от 20.11.2012).
Такая практика имеет две причины. Первая: несоблюдение Кабмином сроков внесения законопроектов в Верховную Раду и, как выход из ситуации, внесение законопроектов депутатами по общей процедуре. Вторая же сводится к тому, что предложенные правительством законопроекты, в следствии, принятые законопроекты народных депутатов, учитывали прогнозируемые, а не реальные, показатели индексов цен. Данный недостаток, отмеченный главным научно-экспертным управлением Рады, остается характерным и для комментируемого законопроекта.
e-finance.com.ua