Для IPO украинской компании на Варшавской фондовой бирже трудно было подыскать менее благоприятный момент, чем середина 2012 года. В марте–апреле индекс WIG упал на 14%. Еще сильнее просели акции некоторых украинских компаний: капитализация производителя аккумуляторов Westa снизилась весной на 25%, угольной Sadovaya Group – на 42%, а котировки сельхозкомпании «Агротон» после публикации отчета – и вовсе более чем на 60%.
Единственным украинским эмитентом, который решил не отменять размещение акций и провел IPO в 2012-м, стала судоходная компания KDM Shipping. В июле она продала 10,9% своих акций и привлекла $7,6 млн – пятую часть от того, на что рассчитывали ее основатели отец и сын Константин и Денис Молодковцы. Стоило ли спешить?, пишет forbes.ua
KDM Shipping принадлежат по восемь пассажирских и грузовых судов класса «река – море», а также судоверфь в Херсоне. 80% прибыли перевозчику приносит грузовой флот, состав которого собирались пополнить за счет денег от IPO. Суда малой осадки типа «река – море», которые использует KDM Shipping, на территории бывшего СССР с 1980-х практически не строятся. «С рынка в связи с возрастом и техническим состоянием ежегодно убывает до 200 судов, – рассказывает финансовый директор KDM Shipping Денис Молодковец. – Это открывает возможности для роста тем компаниям, у которых есть на чем работать».
Отец и сын Молодковцы задумались о выходе на биржу весной 2010‑го. Окончательное решение созрело в сентябре 2011 года, после встречи с руководством инвесткомпании Jaspen Capital, которую выбрали в качестве лид‑менеджера. Целью KDM Shipping было увеличить свою долю рынка за счет приобретения грузовых судов. В бизнес‑плане шла речь о покупке 10 единиц в 2012–2014 годах: шести подержанных российских за собственные средства и четырех новых китайских в кредит.
Мандат с Jaspen Capital подписали в декабре 2011‑го. Инвестбанкиры признаются, что работы для них было немного. У компании давно был зарегистрирован холдинг на Кипре, с 2009 года она готовила отчетность по международным стандартам. Чтобы презентовать KDM Shipping перед польскими частными инвесторами, консультанты привлекли местную инвесткомпанию KBC Securities Poland.
В июле 2012‑го Молодковцы провели около 30 презентаций в Польше, Швейцарии, Великобритании. Большинство встреч состоялось в Варшаве. По словам Молодковца-младшего, инвесторы часто не досматривали презентации до конца: перебивали докладчиков и расспрашивали о бизнесе в режиме общения. «Встречи с инвесторами прошли хорошо, – уверяет гендиректор Jaspen Capital Андрей Супранонок. – В других условиях можно было бы ожидать многократной переподписки книги заявок».
Против сделки играло то, что европейский долговой кризис был в самом разгаре. «Инвесторы демонстрировали отвращение к риску, предпочитая голубые фишки неизвестным компаниям», – говорит менеджер по корпоративным финансам KBC Securities Гжегож Бородюк.
Владельцы KDM Shipping излагали инвесторам внятную бизнес‑идею – извлечение прибыли из того обстоятельства, что в бассейнах Средиземного, Черного и Азовского морей имеется дефицит судов «река – море». Такие суда могут заходить в речные порты, где существуют ограничения по глубинам. Это обеспечивает стабильный спрос на услуги компании, в том числе среди украинских экспортеров зерна. В 2011‑м выручка KDM Shipping возросла по сравнению с предыдущим годом с $13,9 млн до $29,2 млн, а прибыль – с $5,1 млн до $14,2 млн. «Компания эффективнее конкурентов, – констатирует глава департамента управления активами Jaspen Capital Андрей Нестерук. – За девять месяцев 2012‑го ее рентабельность по EBITDA составила 53%».
Молодковцы убеждали, что инвестиции в их семейный бизнес (78,5% акций принадлежало отцу, 11,5 % – сыну) принесут быструю отдачу. Закупленный флот должен был начать генерировать прибыль уже через два‑три месяца.
Кроме того, руководители компании дистанцировались от плохой репутации Украины, подчеркивая, что суда работают в основном за ее пределами, а в Киеве находится только главный офис.
KDM Shipping установила цену акции на уровне 36 злотых. При такой цене компания рассчитывала привлечь $33 млн за 35% акций. Изначально консультанты из Jaspen ориентировали Молодковцов на размещение с мультипликатором 5–6 EBITDA.
По итогам подписки цена размещения составила 32,4 злотого за акцию. Инвесторы подписались на 10,9% компании, оценив ее в 4,7 EBITDA. По словам Молодковца‑младшего, у них имелась возможность разместить и 20%, но тогда компания была бы оценена по еще меньшему мультипликатору. Собственники решили ограничиться минимальным размещением по максимально возможной цене. «Обычно в практике инвестбанкинга в таких случаях сделки просто отменяются, – посмеивается генеральный директор Concorde Capital Игорь Мазепа. – Продается либо все, что запланировано, либо ничего».
«Нашей целью на роуд‑шоу было избавиться от географической привязки и имиджа «украинской компании», – отмечает Молодковец-младший. – Похоже, нам это не удалось».
Украинский производитель щебня «Юнигран» собирался провести IPO в Варшаве в мае, но консультанты KBC Securities отсоветовали выходить на биржу. «Было много нареканий на украинских эмитентов», – объясняет президент группы «Юнигран» Игорь Наумец. В апреле 2012‑го соотечественникам подкузьмила сельхозкомпания «Агротон», котирующаяся в Варшаве. Она выпустила отчет, в котором аудиторы написали, что не нашли документального подтверждения 60% продаж компании. В апреле–мае котировки «Агротона» обвалились на 62%.
Выход на биржу отложили также топливный концерн «Галнафтогаз», химическое предприятие «Интерфом» и аграрный холдинг Ovostar Union, планировавший SPO. По словам Наумца, поляки из KBC Securities рекомендовали не торопиться всем своим клиентам, в том числе KDM Shipping. Не жалеют ли ее основатели, что не прислушались к совету?
«Мы потратили на подготовку IPO восемь месяцев, эта работа стоила денег, – говорит Денис Молодковец. – Если бы мы отложили выход, это означало бы отсрочку минимум на год».
Основатели KDM Shipping решили вместо этого урезать свой инвестиционный бюджет. В конце 2012 года они купили за $3 млн судоходную компанию ShipMar, владеющую одним сухогрузом и лицензиями, необходимыми для работы на российском рынке. Благодаря этому в России смогут работать еще три сухогруза компании. «При одинаковых затратах фрахтовые ставки с речных портов в России на 20–25% выше, чем в Украине», – объясняет Молодковец. Он надеется, что SPO его компании будет более удачным. Нужно только подождать, пока она окончательно избавится от имиджа украинской. С момента первичного размещения акции KDM Shipping подешевели на 18%, притом что индекс Варшавской биржи на столько же вырос.
e-finance.com.ua