Власти нашли козла отпущения в критическом состоянии отечественных дорог — большегрузные автомобили. Они разбивают украинские дороги, в результате чего, по данным Укравтодора, 90% дорог, в основном магистральных, нуждаются в капитальном ремонте, пишет Экономические Известия.
То, что дороги находятся в критическом состоянии, ни для кого не секрет. То, что дороги страны разбиваются, в основном, грузовиками — тоже факт. Однако Мининфраструктуры и Укравтодор впервые напрямую объявили автоперевозчиков основным источником дорожного зла, пишет ubr.ua
К кампании линчевания перевозчиков подключился и премьер Николай Азаров. Посещая Национальный транспортный университет, он заявил, что украинские дороги не были рассчитаны на поток тяжелого транспорта, хлынувшего в страну после открытия границ.
Возможно, премьера неправильно информировали, но по действующим международным нормам грузовые перевозчики в двустороннем сообщении должны ездить поровну. На практике же наши международные перевозчики ездят, как минимум, на 20% чаще.
Западные перевозчики предпочитают не ехать в/через Украину именно из-за состояния наших дорог. По различным оценкам, украинские дороги государственного значения занимают первое-второе место с конца среди европейских стран.
По мнению критиков, перевозчики перегружают свои фуры. Однако международные пункты пропуска оборудованы стационарными весовыми комплексами. Максимально допустимые весовые нормы составляют 38 тонн для автопоезда и 40 тонн — для контейнеровоза. В Европе максимально разрешенная масса — 40 тонн, но никаких особых замечаний от тамошних контролирующих служб в последнее время не поступало, отмечают в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АсМАП).
Таким образом, претензии скорее к перевозчикам, работающие на внутренних рейсах. По некоторым сведениям, встречаются грузовики с массой 60-70 тонн. Основной перегруз наблюдается при перевозке стройматериалов (песка, щебня), металла и леса.
Более того, неофициально перевозчики отмечают, что из портов выпускаются машины массой до ста тонн. Насколько это соответствует действительности, объективно сказать сложно, но с учетом того, что обочины усеяны вдребезги разбитыми шинами, можно судить о количестве перегруженных грузовиков.
По данным "i", за избыточный вес власти хотят наказывать рублем. В правительство рассматривает возможность увеличения более чем в два раза штрафов за выезд на маршрут в перегруженном состоянии. В частности, штраф за первое нарушение планируется повысить с 3,4 до 8,5 тыс. грн., за повторное нарушение — с 8,5 до 17 тыс. грн. При этом понятно, что одними штрафами дороги не построишь, и даже не починишь.
Но независимо от штрафов, грядет изменение системе финансирования строительства дорог. На последнем заседании Кабмина вице-премьер Александр Вилкул говорил о новой концепции развития автодорожного комплекса страны. В частности, она предполагает кардинальное реформирование самого Укравтодора. По его словам, функции стратегического планирования предполагается закрепить за Мининфраструктуры, контроль качества дорог — за Укртрансинспекцией, оставив за Укравтодором только функцию заказчика работ по строительству и ремонту дорог государственного значения.
Таких дорог в стране — чуть более 52 тыс. км. По мнению Вилкула, основное внимание в ближайшем будущем будет направлено на строительство международных транспортных коридоров, что увеличит рост ВВП до 5%. Пока что в Украине нет ни одного, который бы соответствовал стандартам первой категории.
Как будет финансироваться строительство или реконструкция, пока неизвестно. Более того, учитывая непрозрачную ситуацию со строительство дорог под Евро-2012, рассчитывать на значительное финансирование не приходится.
При этом 117,7 тыс. км дорог местного значения вместе с финансированием предполагается передать под ответственность всех облгосадминистраций и лично их председателей. На них будет возложена ответственность за качество состояния дорог. А это уже что-то. Учитывая, что одновременно Вилкул предлагает увеличить финансирование строительства и ремонта дорог из госбюджета на этот год (на 6,9 млрд. грн. до 40 млрд. грн), местным чиновникам есть за что побороться.
В свою очередь, МИУ и Укравтодор выступили со своим проектом реформирования дорожного хозяйства страны. Предполагается привлечь иностранный капитал на основе государственно-частного партнерства (концессии), для чего уже существует правовая база. Сформирован и список объектов для строительства.
По мнению экспертов, этот проект при текущем уровне доверия иностранных инвесторов к Украине утопичен. Крупные международные игроки на страну смотрят косо (особенно с учетом того, что в данном случае речь идет о длинных ивестициях). А привлечение неизвестных фирм грозит "украинским" качеством и "украинскими" ценами, которые, кстати, с середины 1990-х до 2012 г. выросли с $1 млн. до $5 млн. за километр дороги, причем сомнительного качества. Так что, по всей видимости, водители в Украине в ближайшем будущем будут ездить не по дорогам, а по направлениям.
e-finance.com.ua