Руководству Украины нужно переломить тенденцию спада нефтепереработки в стране совместно с ведущими операторами рынка. Об этом, как передает корреспондент ForUm’a, в ходе тематических слушаний заявил глава комитета ВР по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Николай Мартыненко.
По словам депутата, в 1990 году отечественные НПЗ перерабатывали свыше 59 млн тонн нефти, а в 2012-м показатели сократились до 4,6 млн тонн, т.е. почти в 13 раз. «Очевидно, что в таких условиях отрасль нуждается в поддержке государства», - сказал парламентарий.
Он сообщил, что в стране есть шесть нефтезаводов: в центральном регионе – крупнейший Кременчугский, на востоке – Лисичанский, на юге – Одесский и Херсонский, и еще два в Западной Украине (НПК «Галичина» - г. Дрогобыч на Львовщине, «Нефтехимик Прикарпатья» - г. Надвирна на Ивано-Франковщине).
«Из них в последние годы работал только Кременчугский, остальные по разным причинам остановлены собственниками. И то, Кременчугский НПЗ в 2012 году при годовой мощности 18,6 млн тонн нефти переработал чуть более 3 млн тонн. Наиболее перспективными в плане возобновления работы и производственной модернизации остаются Одесский и Лисичанский НПЗ», - отметил специалист.
Он посетовал, что в такой ситуации сильны позиции импорта, который занял 70% рынка. «Это продукция из Беларуси (Мозырский НПЗ) и Литвы (Мажейкяйский НПЗ), а также из России, Польши, Румынии. Перебои с поставками с одного из ключевых импортных направлений могут быстро привести к дефицитности предложения и росту цен. В частности, такие риски возникали в последние месяцы в связи с приостановкой работы Мозырского НПЗ. Избавиться от этих рисков можно, только нарастив собственное производство нефтепродуктов. Восстановление украинской нефтепереработки дает возможность увеличить рыночную стабильность и прогнозируемость. Найти общий язык с нашими производителями куда проще, чем с внешними поставщиками, так как первые заинтересованы, прежде всего, в развитии внутреннего рынка», - акцентировал Мартыненко.
По его мнению, также правительству легче договариваться с внутренними производителями о сотрудничестве в рамках госпрограмм, которые, как правило, не интересны импортерам. «Например, НПЗ могут помочь с поставкой топлива аграриям во время сева и уборки урожая. Кроме того, следить за качеством бензинов и дизельного топлива, производимых в Украине, гораздо легче, чем отслеживать каждую импортную партию. Это значит, что увеличение доли отечественных нефтепродуктов позволит вытеснять с рынка продукт сомнительного происхождения и качества», - резюмировал депутат.
Андрей Боярунец
Инф. for-ua.com
e-finance.com.ua