• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • МинАП готовится лоббировать производство рапса и биодизеля
    2006-05-24 10:44:00
    Отечественным нефтепереработчикам не страшно

    Министерство аграрной политики инициирует преференции для производителей рапса и биодизеля. На пути перспективного проекта стоят нефтяники, уверены в ведомстве. Это не так, говорят производители традиционного горючего.

    Курс на рапс
    Украина берет курс на внедрение возобновляемых источников энергии. В первую очередь, власти рассчитывают на производство биологического дизеля. Как сообщил вчера исполняющий обязанности министра аграрной политики Александр Баранивский, возглавляемое им ведомство намерено всячески стимулировать увеличение посевов рапса -- главного сырья для производства биотоплива, а также создание перерабатывающих мощностей.

    В числе неотложных мер чиновник назвал необходимость освободить производителей биодизеля от некоторых налогов, ввести специальные дотации на производство и потребление биодизеля, а также на выращивание рапса.

    «Государство должно стимулировать то, что ему будет нужно завтра», -- сказал Баранивский Украинским новостям.

    По его словам, предлагаемый Минагрополитики законопроект, содержащий такие предложения, не был принят Верховной Радой в прошлом году. «В этом созыве будем пытаться его провести. Нужен комплекс мер, они у нас разработаны. Необходима политическая воля», -- сказал чиновник.

    Заместитель министра аграрной политики Сергей Мельник отметил, что Кабмин утвердил концепцию развития и использования биодизеля, разработана и программа ее выполнения, которая сейчас находится на согласовании в соответствующих министерствах и ведомствах.

    «Мы надеемся, что сложная ситуация с энергообеспеченностью, поиск альтернативных источников энергии вынудит принять этот проект как можно быстрее», -- отметил он.

    Баранивский подчеркнул, что зависимая от энергоносителей Украина может сеять рапс на площади 3 млн. га, что позволит получать 7,8 млн. тонн семян, из которых можно произвести 2,5 млн. тонн биодизеля, в то время как потребность в нем составляет 1,6 млн. тонн.

    Кроме этого, в Украине этот источник энергии имеет большую перспективу в районах, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Растения рапса очищают почву от радионуклидов, не собирая их в семенах.

    По словам чиновника, в Украине данная культура может расти практически везде. Начало положено: по данным МинАП, в 2005 году украинские аграрии засеяли ею 234 тыс. га, в 2006-м -- уже около 400 тыс. га. Ожидается, что в нынешнем сезоне хозяйства намолотят 700 тыс. тонн сырья.

    Проблемы роста
    И. о. министра отметил, что сейчас в стране еще не отработаны технологии производства биодизеля, не выпускается техника и необходимое оборудование, а также пока есть проблемы с семенами рапса, которые завозятся из-за рубежа.

    Вместе с тем, указал он, в Украине уже началось производство биодизеля в небольших количествах и есть инвесторы, заинтересованные в постройке новых заводов. Пионерами стали Хмельницкая, Львовская и Николаевская области.

    Ранее ведомство говорило о намерении начать строительство двух заводов по выпуску биодизельного топлива еще в этом году. А нефтехимический завод «Галол» (Дрогобыч, Львовщина) готовится выпустить первые партии биоэтанола и биодизеля уже в 2006-м.

    При увеличении объемов производства рапса до 400 тыс. тонн завод по переработке рапса в биодизельное топливо построят в Тернопольской области. ООО «Рапс-соя-трейдинг» готово инвестировать средства (около 20 млн. евро), однако хочет иметь гарантии, что будет достаточное количество сырья для переработки.

    В начале 2004 года о желании производить биодизель также заявлял «Днепропетровский агрегатный завод». А на днях появилась информация, что неназваная итальянская компания собирается вложить средства в строительство завода по производству биодизеля в Мариуполе (Донецкая область).

    Как известно, для получения биотоплива чаще всего используется рапсовое масло -- самое дешевое из растительных масел. Из тонны зерна рапса можно получить около 300 кг (30%) рапсового масла, а из него -- 270 кг биодизельного горючего. Горючее также производят из кукурузного и любого другого масла-сырца.

    По информации Баранивского, биодизель значительно дешевле, чем обычное дизтопливо. Себестоимость рапсового горючего составляет 2,5 грн./л, в то время как сегодня обычная солярка стоит 3,5-3,7 грн./л.

    В восторге от биотоплива и экологи: по сравнению с обычным дизельным горючим, при его сгорании выделяется на 10% меньше двуокиси углерода и на 50% меньше сажи. Эти данные подтверждает и исполнительный орган Европейского Союза: в период 1995-2003 годов выбросы углекислого газа автомобилями в ЕС-15 сократились на 11,8%.

    «Используя технологию и лучшие сорта, можно собирать до 2 тонн рапса с гектара и при переработке получать около тонны биодизеля. И не нужны нам российские олигархи с их бесконечно дорогим и некачественным бензином!» -- сказал в комментарии «Экономике» один из менеджеров Минагрополитики, не пожелавший назвать свое имя.

    Бюджет в опасности
    Впрочем, на пути энергетической идиллии стоит множество преград.

    Во-первых, рапс гораздо выгоднее продавать в Европу, чему не мешает пошлина на экспорт масличных культур -- она действует лишь в отношении подсолнечника, льна и рыжея. Напомним, летом прошлого года парламент снизил данный налог с 17% до 10%: ставка будет уменьшаться на 1% ежегодно, начиная с 2006-го, и заканчивая 2012-м.

    Во-вторых, как отметил Баранивский, необходимо преодолеть сопротивление представителей бизнеса, которые работают с обычными нефтепродуктами. Впрочем, сами производители не согласны с такой постановкой вопроса.

    «Ни в Европе, ни в Украине производство биологического топлива не является конкурентом переработчикам углеводородов. Странно слышать от чиновников, что мы конкуренты. Развитие этого направления энергетики не связано с желанием нефтяного бизнеса застопорить процесс. Вопрос нужно рассматривать с точки зрения экономической привлекательности новации для инвесторов», -- отметили «Экономике» пресс-службе компании «ТНК-ВР Украина».

    По данным пресс-службы, «ТНК» занимается не только переработкой нефти, но и вкладывает средства в разработку технологий по внедрению альтернативных видов топлива, правда, делает это у себя, в России. «Ученые интересуются солнечной энергетикой и, возможно, биодизелем. В Украине такие работы компания не проводит», -- указали в пресс-службе «ТНК-ВР Украина».

    Тем временем специалисты сектора считают, что форсирование развития в Украине производства биотоплива создаст немало проблем, в частности, бюджетных.

    «Биодизель может стать для отечественных нефтеперерабатывающих предприятий лазейкой для ухода от налогообложения. Если государство создаст для производителей биотоплива преференции, НПЗ попросту станут покупать у них сертификаты. То есть будут продавать обычную солярку под видом биотоплива и экономить на налогах», -- сказал «Экономике» эксперт нефтерынка Олег Гавриш.

    Все могут короли
    Тем временем, рапс шагает по планете. Возможно, уже в этом году биотопливо для германских автомобилей будет производиться из зауральского рапса. По информации пресс-службы Курганской обладминистрации (Россия), местные власти договорилась с германскими предпринимателями о производстве рапса и его переработке на биотопливо на территории области.

    Нехватка сырья в ЕС может замедлить развитие биотопливной промышленности в странах содружества. К такому выводу пришли участники недавней международной конференции «Мировое биотопливо», которая проходила в испанском городе Севилья.

    Сегодня уже околоины ов ЕС приняли обязательства по достижению к 2010 году 5,75-процентного уровня обеспечения нужд в горючем за счет биотоплива. С целью уменьшения выбросов окиси углерода во многих странах в бензин и дизельное топливо добавляют до 5% биоэтанола или биодизеля.

    Применение альтернативных видов топлива позволяет решить проблему диверсификации источников энергии, снизить зависимость от минерального сырья и является средством поддержки сельского хозяйства, говорят западные специалисты.

    По словам Лудза Вилкенинга, директора немецкой компании по производству я KWST KG, использование биотоплива на уровне 5% является тем показателем, которого можно достичь за счет текущих объемов урожая. При этом уже практически достигнут максимум производства рапса, но для увеличения выпуска биодизельного горючего необходим импорт сырья.

    Ожидается, что эта проблема будет усиливаться по мере увеличения перерабатывающих мощностей в Европе. Поскольку основным сырьем для производства биодизельного топлива является рапс, а возможности значительного расширения площадей под его выращивание ограничены, в будущем все более острой будет становиться проблема сырьевого обеспечения биотопливной промышленности.

    Рапсом интересуются даже короли. Так, министерство энергетики Таиланда пообещало официально представить проект производства биодизельного топлива, посвященный празднованию 60-летия правления Его Величества короля.

    Как заявил представитель министерства Порнчай Руджипрапа, основная задача на данный момент -- к 2007 году достичь уровня производства топлива в миллион литров ежедневно. Для этого правительство намерено поддерживать выращивание сырья -- масличной пальмы.

    Справка
    В Украине по производству рапса лидирует Тернопольская область, где он выращивается на 23,8 тыс. га. Это 10% всех посевов этой культуры в стране.
     
    Инф. economica
    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.