Министерство транспорта и связи подготовило законопроект, направленный на привлечение под украинский флаг судов из оффшорных зон. Согласно задумке чиновников налоговые льготы для судовладельцев позволят привлечь в страну несколько тысяч судов. Другими словами, Минтранс намерен создать в Украине систему регистрации судов, по своим льготам конкурирующую с оффшорными зонами Либерии, Мальты и Панамы.
Налоговый рай для судовладельцев собираются сделать по образу и подобию существующих «пароходных» оффшоров: зарегистрировавшая судно под украинским флагом компания будет платить лишь фиксированный ежегодный налог. Его величина станет варьироваться в зависимости от водоизмещения судна. Как заверил «ДС» министр транспорта и связи Виктор Бондарь, размер таких взносов будет соответствовать аналогичным сборам в наиболее известных оффшорных судоходных зонах Либерии, Мальты и Панамы. Для среднего судна дедвейтом 20 тыс. т плата будет заключаться в стартовом регистрационном сборе в сумме $6,5 тыс. и ежегодном сборе в $4,1 тыс. «Мы специально провели анализ системы налогообложения для судовладельцев в этих странах и привели наш законопроект в соответствие с ними, чтобы быть конкурентоспособными. Мы понимаем, если Украина не сделает регистрацию судов под своим флагом удобной для судовладельцев, в том числе и украинских, они к нам не пойдут, а, как и раньше, будут регистрировать свои суда в оффшорных зонах», — заявил г-н Бондарь.
По мнению министра, в случае принятия Верховной Радой законопроекта ожидается, что под украинский флаг в течение трех-четырех лет могут перейти до 5 тыс. судов. Но Виктор Бондарь признает, что все будет зависеть от того, в каком именно виде примут документ и насколько государство будет либеральным в отношении судовладельцев.
Опрошенные «ДС» судовладельцы отмечают, что Минтрансвязи выбрало удобный момент для принятия закона. Наши соседи Молдова и Грузия, которые пошли по пути создания аналогичных оффшорных схем, как раз повышают ставки за регистрацию судов под своим флагом. И отечественные судовладельцы, ранее прятавшиеся в соседних оффшорах от налогового давления, всерьез задумываются над оптимизацией своей работы. Впрочем, предложенная транспортниками схема, как оговариваются судовладельцы, заработает, если улучшится общеэкономическая ситуация.
На сегодня под украинским флагом эксплуатируется около 3,5 тыс. судов, общая тоннажность которых составляет 2,5 млн т. При этом эксперты отмечают, что раньше под нашим флагом регистрировались в основном малые суда — с дедвейтом в несколько тысяч тонн. В последнее время удалось переломить эту тенденцию и сейчас под украинским флагом регистрируют уже более или менее крупные суда. Если же вместе со снижением налогового давления Минтранссвязи сделает еще и следующий шаг — уменьшение портовых сборов для судов под украинским флагом, то, как считают эксперты, успех проекту гарантирован. Виктор Бондарь подтвердил «ДС», что соответствующий проект обсуждается в Кабмине, правда, так и не смог четко ответить на вопрос, на какие именно сборы будут предоставляться скидки. «Мы рассматриваем варианты дополнительных льгот для тех, кто перейдет под украинский флаг, — это могут быть скидки от 10 до 30%», — сказал он.
Попытки вернуть из оффшоров отечественный флот предпринимаются на протяжении последних семи-восьми лет, но каждый раз в парламенте находились противники этого. Экс-министр транспорта и связи Георгий Кирпа предлагал пойти обходным путем и ввести в Украине такой инструмент, как квотирование, — часть грузов отечественных госпредприятий станет предлагаться для перевозки в виде квот только на судах под украинским флагом. Этим же грузам будут предоставлять определенные льготы на перевозки по железной дороге и на обслуживание при перевалке в портах.
Противники идеи отмечали, что в условиях Украины эта схема малореальна. Номенклатура грузов достаточно обширна, а сам грузопоток недостаточен, чтобы судовладельцы им заинтересовались и согласились платить налоги на территории нашей страны. Видимо, именно поэтому из последней редакции законопроекта норма с квотами выпала.
Одним из спорных вопросов в документе является распределение доходов от регистрации судов. Предполагается, что 10% будет поступать напрямую в госбюджет, а 90% — в спецфонд, который предназначен для развития морского и речного транспорта, поддержки безопасности судоходства и содержания «Укрморречфлота». «В законопроекте достаточно туманно описано, на что пойдут эти деньги, и данный фактор может стать одной из причин, почему его не примут», — сообщил «ДС» эксперт, пожелавший остаться неизвестным. Еще одним противником законопроекта является налоговое лобби в правительстве, которое выступает за отмену всех льгот. Все тот же эксперт в области судоходства отмечает, что в России также пытались создать оффшорную схему работы для судовладельцев, но в последнее время задумываются над ее отменой. «У них пошло снижение налоговых платежей на морском транспорте. Да, флот пришел под российский флаг, но стали создаваться различные схемы ухода от налогообложения, после чего резко сократились платежи в бюджет, а поступления от регистрации оказались не столь значимыми, и сейчас чиновники обсуждают возможность отмены льгот для российского флага», — говорит он.
Вячеслав Коновалов
Инф. dsnews
e-finance.com.ua