В рамках саммита глав государств - участников «Организации за демократию и развитие - ГУАМ», как уже сообщало издание СЕЙЧАС, №92 от 24 мая 2006 г., был подписан Протокол о реализации Положения о зоне свободной торговли между странами. Де-юре режим свободной торговли начинает действовать со дня подписания. Де-факто - через 30 дней, в течение которых стороны планируют урегулировать таможенные и пограничные вопросы. «Что приобретет экономика Украины с появлением зоны свободной торговли ГУАМ?» - с таким вопросом издание СЕЙЧАС обратилось к экспертам.
Борис Парахонский, заведующий отделом глобальной безопасности и интеграции Национального института проблем национальной безопасности НАН Украины:
- По моему мнению, в общем, появление зоны свободной торговли будет иметь позитивное влияние. Правда, Украина при этом больше вкладывает, чем получает. Ведь ЗСТ открывает наши рынки. Особенно это касается винодельной отрасли, поставок фруктов и овощей из Грузии и Молдовы. Некоторым образом их продукция может составить конкуренцию украинским товаропроизводителям сельскохозяйственной отрасли. Но учитывая то, что грузинские вина на порядок выше по качеству и цене, то о серьезной конкуренции говорить нельзя. Кроме того, чтобы конкурировать с нашими производителями, поставщики могут и снизить свои цены. И для нас это выгодно, ведь по прогнозам мы ожидаем очень плохой урожай из-за того, что померзли виноградники, плодовые деревья, фрукты. В такой ситуации почему бы нам не пустить продукцию из других стран, которая будет дешевле?
Мы же могли бы экспортировать мясо-молочную продукцию в другие регионы - Кавказ, Иран, Ближний Восток. Можно поставлять трубы в Азербайджан, принимать участие в разработке нефтегазовых месторождений на Каспии - у нас есть определенные возможности для такого сотрудничества. ГУАМ - это развитие сотрудничества в военно-технической отрасли. Ведь Грузия и Азербайджан, которые находятся в конфликтных ситуациях, требуют определенной модернизации своего вооружения. У нас нормально развивается военно-техническое сотрудничество с Грузией. Сложнее с Азербайджаном - в зоны межгосударственных конфликтов не принято поставлять оружие, это вызывает тревогу международного сообщества. Но мы можем сотрудничать в области ремонта техники. Это то, что мы можем получить.
Другой вопрос - что Украина хочет получить от ГУАМ. Это - большие возможности в энергетической отрасли, поставку каспийской нефти через определенные маршруты в Украину, и через Украину в Европу. Учитывая диверсификацию источников энергоснабжения этих ресурсов, а также российскую политику в данной отрасли, это имеет для нас очень большое значение. Но в этом направлении нужно работать.
Андрей Ермолаев, президент Центра социальных исследований «София»:
- А вы считаете, что такая разработка есть у правительства, что они просчитали это? Я думаю, что идея зоны свободной торговли, которая заложена в ГУАМ, - это скорее дань традиции и требованиям современным региональным организациям, нежели хорошо рассчитанный экономический проект. Мне кажется, что формирование ЗСТ со странами ГУАМ имеет очень сомнительные экономические перспективы. Прежде всего, у этой организации нет экономической основы. Разговор о том, что ГУАМ будет ориентирован на энергетическую отрасль, по-моему, не совсем обоснован. Те коридоры, на которые делается расчет, пока находятся в состоянии замороженности. Мы проигрываем у за Черное море, мы не имеем возможности сейчас серьезно конкурировать за маршрут Самсун - Одесса с иракской нефтью, очень интересный для Европы. Ориентация на порт Поти предполагает, что ГУАМ получит серьезную поддержку и интерес со стороны американской компании, которая распоряжается азербайджанской нефтью. Будет ли нам выделена квота для терминала Одессы - тоже не факт, это вопрос очень сложный. Для того чтобы реализовать данный проект, странам ГУАМ необходимо сформировать сильный танкерный флот, получив на это не только соответствующий инвестиционный ресурс, но и добро стран Черноморского экономического сообщества.
Сложно говорить и о каких-то перспективных промышленных интеграционных связях. Ведь у нас нет взаимосвязанных промышленных комплексов, которые бы получили преференции благодаря созданию ЗСТ.
Но самое главное и проблемное в ГУАМ - все четыре страны являются реципиентами, потребителями внешних инвестиций, и среди них нет ни одного государства, которое могло бы стать инвестором.
Если оценивать в комплексе, то реальные преимущества получат только две отрасли, правда, небольшие. Это аграрное хозяйство со странами Кавказа и Молдовы и транспортные коммуникации. Возможно, обострится конкуренция в виноделии. Минусов в создании ЗСТ я пока не вижу, но именно по той причине, что глубина интеграции небольшая.
Валерий Новицкий, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины:
- Основной акцент для нас в работе ГУАМ - энергоносители и транзитный статус Украины. Наиболее перспективным направлением является рынок энергоносителей, точнее говоря - азербайджанская нефть. Но сейчас ожидать каких-то серьезных изменений трудно, поскольку до сих пор азербайджанские скважины не заработали на полную мощность. Кроме того, по условиям реализации контракта века, для Азербайджана еще не настало время для принятия самостоятельных решений в плане поставок в тех или иных геополитических направлениях. Поэтому я считаю, что радикальных прорывов можно ожидать начиная с 2009 г. Тогда Азербайджан сможет распоряжаться большей частью нефти и увеличит валовый показатель добычи.
На сегодняшний день создание зоны свободной торговли дает потенциал для налаживания кооперационного контакта между странами, решения конкретных задач и обеспечения рабочих мест, реализации конкретных контрактов для Украины. Имеется в виду не только торговля, но и условия осуществления кооперационных поставок, заключения договоров о строительстве нашими специалистами новых нефтедобывающих мощностей в Азербайджане, реконструкция старых и строительство новых нефтегазопроводов. Пока перечня таких проектов нет, его нужно создать. Но зато есть заинтересованность в них всех участников ГУАМ. И это понятно - каждая страна имеет большие разочарования в отношении сотрудничества в рамках СНГ, по тем или иным причинам не хочет принимать те условиях ы, которые предлагают Россия, Беларусь и Казахстан.
Что касается остальных отраслей экономики - учитывая, что объем торговли со странами ГУАМ, если исключить нефтепродукты и энергоносители, небольшой, то никакая отрасль от открытия ЗСТ ни выиграет, ни пострадает.
Ростислав Ищенко, вице-президент Центра исследования корпоративных отношений:
- С появлением зоны свободной торговли в рамках ГУАМ, которая, кстати, еще не создана, ведь пока подписан только протокол о намерениях, Украина приобретет только лишнюю головную боль и весьма существенную.
Во-первых, это будет означать, что Украина, фактически отказавшаяся от участия в создании ЗСТ в рамках ЕЭП (Киев заявил, что согласен подписать только часть документов), а также не имеющая никаких шансов в ближайшем будущем договориться о зоне свободной торговли с Евросоюзом, - наоборот, санкции против украинских производителей в рамках антидемпинговых процессов ужесточаются, зачем-то создает карликовое подобие больших интегрированных и расширяющихся рынков. Это глупо, а глупость в международной политике не прощается.
Во-вторых, Украина открывает свой рынок для свободного доступа сельскохозяйственной продукции из Молдовы и Грузии. Это нанесет непоправимый ущерб национальному сельскохозяйственному производителю, который и так переживает нелучшие времена. Например, этой зимой вымерзли виноградники. А Украина, подстегиваемая неразумными амбициями и политической конъюнктурой, способствует прорыву на свой рынок молдавских и грузинских виноделов именно в тот момент, когда отечественные нуждаются в государственной защите.
Надежды Украины на участие в азербайджанских нефтегазовых проектах призрачны. Украина не смогла влезть в азербайджанскую «нефтянку», когда «Нафтогаз Украины» был серьезной солидной компанией. Так кто же ее пустит туда сейчас, когда НАК - перманентный участник большинства украинских политических и экономических скандалов, с позором проигравший им же развязанную «газовую войну», находится в нестабильном финансовом состоянии? Правда, Украина сможет побороться за экспорт труб в Азербайджан для каких-то участков газо- и нефтепроводов, которые он строит.
Виктор Скаршевский, советник секретаря СНБО по вопросам экономической безопасности:
- С экономической точки зрения, особых изменений не будет ни для одной отрасли. Ведь экономики стран - участников ГУАМ очень слабенькие, даже по сравнению с Украиной, и пока не предвидится каких-то особых изменений.
Зона свободной торговли хороша тем, что там будут унифицированы тарифы, таможенные правила и т. д., то есть странам будет проще торговать, хотя и сейчас особых трудностей нет. Всегда все вопросы решались в двустороннем режиме.
Что касается энергоносителей, то если и будут какие-то выгоды, то в далекой перспективе. Да, есть нефть в Азербайджане, но нам ничего не мешает с ним договариваться в двустороннем порядке, ЗСТ здесь ни при чем.
ГУАМ - это больше политический проект, чем экономический. Ведь энергоносители поступали из России и еще долго будут поступать. Украине для того чтобы получить энергонезависомость, необходимо в первую очередь реструктурировать экономику, а это не имеет ничего общего с зоной свободной торговли.
Если к ГУАМ присоединятся еще государства (уже говорилось о Румынии), другие страны Евросоюза, то тогда Украина сможет пользоваться поддержкой ЕС при вступлении в эту организацию. Потому что страны ЕС, вступив в ГУАМ, будут согласовывать свои действия с Европейским союзом.
Лариса Степанушко
Инф. e-finance.com.ua
e-finance.com.ua