• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Здесь посылают в космос? Украина не оставляет попыток продолжить экспорт космических технологий
    2006-05-31 14:08:00

    Похоже, украинские космические технологии в перспективе имеют шансы обосноваться не только в Бразилии, на космодроме Alсantara, где страны строят совместную стартовую площадку для нашего ракетоносителя «Циклон-4», но и в других точках земного шара. В нынешнем году сразу несколько стран третьего мира, обладающих довольно приличными финансовыми ресурсами либо претендующие на статус региональных лидеров, сделали громкие заявления о своих космических амбициях. Примечательно, что некоторые из заявлений прозвучали после посещения эмиссарами из этих стран украинских аэрокосмических предприятий.

    Нигерийский луноход
    По сообщениям международных информагентств, в мае один из африканских региональных лидеров — Нигерия приняла программу освоения космического пространства, предусматривающую создание к 2030 г. собственного спутника и полет на Луну. Судя по всему, основным партнером нигерийцев в этих проектах станет Китай, где сейчас проходит подготовку первый отряд специалистов, состоящий из 55 африканских инженеров. Впрочем, накануне принятия национальной программы, в апреле, гости из Нигерии были замечены в Днепропетровске, где посетили космическое КБ «Южное». На предприятии утверждают, что никаких договоров с африканцами подписано не было. Они обошлись смотринами, но детально ознакомились как с имеющимися технологиями по созданию спутников, так и потенциалом в создании ракетоносителей.

    Вероятно, теперь в Нигерии известно и о том, что в Днепропетровске имеется отработанный для советского полета на Луну «Блок Е», о существовании которого не так давно «ДС» рассказал главный конструктор КБ «Южное» Станислав Конюхов. Эта капсула должна была обеспечить переход космонавтов с околоземной на лунную орбиту, посадку человека на Луну, а затем возвращение на основной корабль. В свое время «Блок Е» в самых разных режимах, в том числе и на орбите, был отработан на надежность, но затем в СССР признали, что лунную гонку страна проиграла, и проект был закрыт. Однако его наследие в виде чертежей весьма специфического орбитального модуля осталось на украинском предприятии.

    Учитывая все больший интерес к спутнику Земли, который проявляют энергетики, ищущие там неисчерпаемые запасы термоядерного топлива, уфологи, отслеживающие визиты инопланетян, либо просто космические туристы (о коммерческом ознакомительном облете Луны для последних вполне серьезно говорят в Рос-авиакосмосе), полет на Луну если не на украинских ракетах, то в отечественном «Блоке Е», вероятно, когда-либо состоится. Однако каких-то конкретных документов об осуществлении совместных проектов с Нигерией либо же о продаже ей технологий украинские предприятия не подписывали. В КБ говорят, что африканцы ждут реализации украинско-бразильского проекта и только после этого примут решение о сотрудничестве с нашей страной.

    Турецкий ракетоплан
    Куда более определенно можно говорить о совместных космических проектах с нашим черноморским соседом — Турцией. В конце марта нынешнего года страна заявила о намерении присоединиться к Европейской космической программе, разработав к 2010 г. собственную систему подготовки космонавтов, в 2012 г. построить космодром, а в 2014 г. — вывести на орбиту свой корабль многоразового использования. Примечательно, что двумя неделями раньше в центре TUBITAC (The scientific and Technical Research Council of Turkey — Научно-технический совет Турции) состоялось украинско-турецкое совещание на уровне экспертов, на котором стороны договорились стимулировать кооперацию в аэрокосмической отрасли. Предполагается, что, помимо участия в создании турецкого спутника дистанционного зондирования Земли, тендер на который будет объявлен в ближайшее время, Украина может принять участие в разработке конкурентоспособных пусковых решений для этой страны и создании ракетных двигательных установок. Подписанный протокол является предварительным и должен быть конкретизирован совместной рабочей группой НКАУ — TUBITAC.

    На таком фоне интересно учесть, что консулом Турецкой Республики в Юго-Восточной Украине является бывший главный инженер днепропетровского ракетостроительного НПО «Орбита» Игорь Ханин, которому приписывается идеология создания в СССР ракет с разделяющимися боеголовками и некоторые другие полезные для военных идеи. И все же намерение Турции разработать собственный аналог шаттла и реализовать проект в столь сжатые сроки выглядит слишком амбициозным.

    Однако нет дыма без огня. Как стало известно «ДС», речь в данном случае идет о проекте Black Sea, главным идеологом которого является украинский создатель твердотопливной ракеты железнодорожного базирования «Скальпель», недавно снятой с вооружения в РФ, Владимир Кукушкин. Проект представляет собой развитие серии беспилотных орбитальных ракетопланов, испытанных в СССР в рамках проекта «Спираль» при участии днепропетровских аэрокосмических предприятий в 1969–1973 гг. и с перерывом — в 80-х годах прошлого века. В их рамках сначала ракетоносителями с космодромов, а затем и со стратегического бомбардировщика Ту-95 и грузового самолета Ан-225 «Мрія» выводились на низкие орбиты беспилотные летательные аппараты, которые затем планировали и приводнялись в Индийском океане и в Черном море. Детищем этих испытаний стал пилотируемый советский шаттл «Буран», стартовавший затем с «Байконура». В последние годы и российские, и украинские специалисты все чаще говорят о проектах «Воздушного старта», для реализации которых не требуется классических космодромов, а место пуска может быть в любой точке Земли, в том числе и над океаном, куда способен долететь самолет — носитель космического аппарата. Судя по всему, в российский воздушно-космический проект Украину не пустили — в начале нынешнего года Россия и Индонезия заявили о том, что планируют построить космодром на острове Биак у северо-восточного побережья Новой Гвинеи. Однако еще минувшей осенью наработки, имевшиеся в Украине по «Спирали», были оформлены в проект с рабочим названием Black Sea.

    По сведениям «ДС», в нынешнем году руководством НКАУ проект был представлен турецким специалистам, которые оценили его довольно высоко. Речь идет о двухступенчатой воздушно-космической системе, выводимой на орбиту с помощью самолетов так называемым минометным стартом, как при пусках «Скальпелей», когда ракета сначала выбрасывается на несколько десятков метров вверх по дуге, а затем включаются ее двигатели. Проект предполагает занять нишу выведения на орбиту космических аппаратов массой менее 300 кг — микро- и наноспутников. Ракетоплан может быть беспилотным, но теоретически возможно и управление одним пилотом. Одной из перспективных задач суборбитальной группировки Black Sea может быть снятие для доставки на Землю небольших, но дорогостоящих спутников, которым в противном случае уготована участь сгореть в атмосфере. Намекают и на возможное военное применение ракетопланов.

    А надо ли?
    Интересно, что с момента своего появления проект создания воздушно-космической системы Black Sea был в штыки встречен многими влиятельными представителями украинской аэрокосмической индустрии. При ближайшем рассмотрении оказалось, что речь скорее идет о попытке устранить проект-конкурент, который способен съесть львиную долю и без того скромного космического бюджета Украины. Однако, по словам Владимира Кукушкина, проект получил рабочее название Black Sea именно потому, что самостоятельно реализовать его в нынешних экономических условиях наша страна не может, но готова привлекать партнеров, прежде всего, из числа своих черноморских соседей. По мнению конструктора, появление отечественных беспилотных аппаратов дало бы возможность Украине создать беспрецедентно дешевое пусковое решение стоимостью $1–3 тыс./кг полезной загрузки (сейчас — $7–8 тыс./кг). Минимизировать расходы на создание системы помогли бы уже готовые изделия ракетной техники и авиации, существующие производственные базы, технологии и специалисты. При этом образование суборбитальной черноморской группировки все же оценивается в несколько миллиардов долларов, которых у нас нет.

    Впрочем, говорить о реализации проекта можно будет не только, когда на то появятся деньги, но и после одобрения его стратегическим партнером Турции и Украины — США. Как показывает практика, пока тягаться с американцами по части внедрения космических технологий могут либо их ближайшие союзники, либо очень влиятельные державы. Ни Украина, ни Турция таковыми пока не являются.

    Ярослав Дмитренко

    Инф. dsnews

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.