Население предпочитает брать кредиты в Сбербанке и "Русском стандарте". Но популярность банков не всегда идет им на пользу: число клиентов, недовольных условиями банков, растет вместе с их популярностью. К такому выводу пришли ВЦИОМ, Национальное агентство финансовых исследований и Центр развития, проведя исследование рынка потребкредитов. Банкиры считают, что недовольные всегда будут,- такова особенность любого розничного бизнеса.
По данным исследования, треть опрошенных (30%), бравших когда-либо кредит, ответили, что последний раз кредит им предоставлял Сбербанк, 25% указывают "Русский стандарт". Остальные банки идут по популярности со значительным отрывом: ХКФ-банк - 5%, Росбанк - 3%, Внешторгбанк Розничные услуги и Райффайзенбанк - по 2%, другие банки - не более 1%.
Результаты опроса разошлись с данными по реальной доле рынка, занимаемой банками (доля Сбербанка на рынке оценивается в 43%, банка "Русский стандарт" - 9%). Авторы исследования утверждают, что несовпадение показывает соотношение крупных и мелких кредитов, выдаваемых в конкретном банке (Сбербанк обладает самым длинным среди лидеров рынка кредитным портфелем, а ХКФ-банк - самым коротким). Сказывается и эффективность рекламных кампаний банков.
Гораздо лучше иллюстрирует положение банков на рынке опрос тех, кто только планирует взять кредит. Среди опрошенных, которые планировали сделать это в течение ближайших шести месяцев, половина (51%), по их словам, обратилась бы за кредитом в Сбербанк, 9% - в "Русский стандарт".
Выяснилось, что чем старше опрошенные, тем чаще они отмечают в качестве последнего кредитора Сбербанк (от 16% в группе 18-24 лет до 48% в группе от 60 лет и старше) и тем реже - "Русский стандарт" (от 33% до 8% соответственно). "Дело в том, что "Русский стандарт" и Сбербанк выдают принципиально разные кредиты",- говорит зампред правления Инвестсбербанка Максим Чернущенко. Сбербанк выдает кредиты наличными, достаточно крупные суммы и на длительный срок, а процедура выдачи кредита сложная и длительная.
"Русский стандарт" выдает мелкие кредиты, но процедура значительно проще и быстрее, поэтому аудитория у них принципиально разная. "Возрастной фактор тоже имеет значение: люди старшего возраста выросли при Сбербанке и продолжают помнить его и доверять ему",- добавил Чернущенко.
Среди банков, в которые респонденты обращались за кредитом, но условия предоставления ссуды их не устроили, лидируют также Сбербанк и "Русский стандарт" (по 7% недовольных). "С одной стороны, это прямое следствие частоты обращений, с другой стороны, их процентные ставки по кредитам выше средних по рынку",- говорится в исследовании. "Из исследованных нами 38 банков ставки "Русского стандарта" и Сбербанка действительно чуть выше среднерыночных",- утверждает исполнительный директор Центра развития Дмитрий Лепетиков, выступавший в исследовании в качестве эксперта.
Банкиры с последним выводом не вполне согласны.
В банке "Русский стандарт" считают, что исследование наглядно отражает расстановку сил в сегменте розничного кредитования. "Группа лидеров уже сформирована,- говорит руководитель пресс-службы банка "Русский стандарт" Артем Лебедев,- и "Русский стандарт", выдавший 16 млн кредитов на сумму, превышающую $6,5 млрд, сегодня является крупнейшим частным банком на этом рынке". "Уровень недовольства объясняется лишь объемами клиентского бизнеса этих банков. Какие бы ни были условия, всегда найдутся недовольные - это особенность любого розничного бизнеса",- считает Чернущенко.
"Ставки "Русского стандарта" действительно высоки, но проблема в том, что многие его клиенты просто не читают внимательно договор и о том, что ставки немаленькие, узнают уже после его подписания",- комментирует старший вице-президент Промсвязьбанка Валерий Кардашов. "Что касается Сбербанка, думаю, недовольство его клиентов связано с сервисом, а не со ставками",- говорит он.
В отделениях банка бывают очереди, а процесс выдачи кредитов недостаточно стандартизирован. "Обязательное наличие поручителей тоже ает свою роль, по многим продуктам Сбербанк просто перестраховывается. Зачем, например, привлекать поручителей по ипотечному кредиту, если в нем есть залог - квартира?"- недоумевает Кардашов.
В целом, по словам гендиректора Национального агентства финансовых исследований Владимира Дудницкого, чаще всего претензии к банкам клиенты высказывают относительно высоких процентных ставок по кредитам, необходимости сбора большого количества документов - своих и поручителей, а также несовпадения рекламируемых ставок с реальными.
Елена Хуторных
Инф. b-online
e-finance.com.ua