• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Экономические инициативы — это и есть выводы из кризиса
    2014-07-15 14:07:05

    Не до Украины сейчас странам Евросоюза, где гораздо сложнее и масштабнее проблемы развернулись на их финансовых рынках. О чем идет речь?

    Конечно же, о деньгах. Для ЕС сейчас главная проблема – это фрагментированность национальных регуляторов. Почему? Потому что крупнейшие европейские банки – это финансовые учреждения, которые давно вышли за пределы национальных границ. Они — ведущие глобальные финансовые операторы. А регулируются они, как правило, отдельными национальными правительствами, которые дальше горизонта своей страны не видят назревшие проблемы.    
    Теперь ЕС полностью почувствовал и осознал эту данность, проблема последствий такого рода положения очень серьезна. Напомню, несколько дней назад министр финансов Франции Мишель Сапен выступил против доминирования американского доллара в системе международных расчётов. Поводом для этого стал штраф в размере $8,9 млрд., наложенный властями США на крупнейший банк Франции. Более того, до сих пор лишь обсуждается проект создания Европейского совета по системным рынкам (не путать с Европейским советом по системным рискам, который был создан после появившегося в 2007г. финансового кризиса  для отслеживания рисков в финансовой системе и экономике государств ЕС). Но насколько хороша эта идея и сможем ли мы участвовать в этом процессе? Видимо, Украине быть в этом локомотиве просто нереально, у нас весьма специфичны и не развиты как финансовая система, так и инфраструктура фондового рынка.    
    К тому же, думаю, что данный проект новой организации ЕС выльется в очередной консультационный орган, аффилированный с Европейским центральным банком. Давать какие-либо директивные указания финансовым учреждениям он не сможет. Реально сейчас Евросоюз еще ведет работу по консолидации трёх своих комиссий, которые также носят консультативное назначение и заняты регулированием разных сегментов финансового рынка в Европе. Также существует проект, по которому эти комиссии могут получить более широкие полномочия, к примеру, по прямому регулированию деятельности крупных финансовых учреждений и транснациональных компаний. Но пока до реализации запланированного дело не дошло, не получила усиления даже консультативная составляющая.    
    По-моему, члены этих комиссий ЕС особенно четко и ясно понимают: мы со всей Европой в самом начале того худшего, что нас впереди ожидает. Потому что Греция – это только цветочки. Вспомните, Греция получила кредит в 110 млрд. евро. Но дело-то не в этом, т.к. по своим гособлигациям Греция должна — 300 млрд. евро. 300! Понимаете?! И эти облигации имеют «мусорный» рейтинг. Да, по отношению к размеру ВВП страны в Греции самый большой госдолг – 125%. В то же время в Италии – 120%. Согласитесь, это огромные цифры. И это значит, что в перспективе мы столкнемся с тем, что за деньгами, за помощью, за гарантиями придут и Португалия, и Ирландия, и Испания, и, конечно же, Италия. И денег на всех не хватит – это совершенно очевидно.
    Однако, куда более опасной для Украины становится проблема протекционизма. «Своя рубашка ближе к телу» — под этим лозунгом правительства многих стран пошли на применение различных протекционистских мер. Эксперты Европейского центра по исследованию экономической политики насчитали таких мер около трёхсот. Кстати, Россия по числу защитных и самых жестких мер стала лидером. На втором месте Германия с 15 дискриминационными акциями, третье место поделили Индия и Индонезия с 10 защитными мерами, на четвертом – три члена Евросоюза Италия, Испания и Великобритания.    
    Вот здесь мы сразу узнали, что стандартные в ЕС меры внешнеэкономического регулирования в украинской системе работают очень плохо. Мы имеем крайне неэффективную таможню, засилье «серого» импорта и контрабанду, которая легко обходит любые мягкие тарифные и иные ограничения. А когда наши власти пытаются изменить ситуацию, им приходится действовать «в лоб» — очень грубыми методами, давно вытесненными из международной практики. Поэтому перед нами встала еще одна огромная проблема: как нам выбраться с последних мест мировых рейтингов с точки зрения эффективности внешнеэкономической деятельности и технического регулирования? Что говорит об отсталости нашей системы, о невозможности ее дальнейшего поддержания, если мы хотим, интегрируясь в Европу, развиваться как конкурентоспособная страна. Это сигнализирует о том, что всю систему внешнеэкономической деятельности и стимулирования экспорта правительству Украины надо решительно менять.    
    И, конечно же, интересно было бы узнать отношение украинских властей к предложению Германии о разработке конкретного графика по реформированию мировой финансовой системы. Правда, отдельные наши эксперты сегодня с нескрываемым скептицизмом спрашивают: «Еще далеко не понятно, куда хочет двигаться мир? Поэтому ни о каких сроках нельзя говорить». Но я им возражаю, дескать, куда мир будет двигаться, возможно, не понятно. А вот куда хотят двигаться конкретные страны (преимущественно каждая в отдельности) – ясно. Например, та же Германия уже озвучила свой план, в соответствии с которым к 2020 году немцы должны полностью избавиться от безработицы, значительно повысить внутренний потребительский спрос и чтобы каждый гражданин почувствовал на собственном кошельке, что страна полностью вышла из финансово-экономического кризиса. В этом плане, подписав соглашение об ассоциации с ЕС, будут ли наши власти говорить о том, что украинские антикризисные меры направлены именно на то, чтобы каждый гражданин Украины почувствовал этот выход из кризиса. Чтобы за макроэкономическими показателями не забыли о рядовом украинце.    
    Итак, сколько бы нехороших и злобных слов ни говорили о финансово-экономическом кризисе, но всё же он сыграл позитивную роль в осмыслении тех возможных конфликтов, которые вообще могут быть. А многие сегодняшние экономические инициативы — это собственно и есть выводы из кризиса. До разрешения многих проблем мы так и не смогли бы добраться в иной ситуации. Например, когда рынки капитала наполнены деньгами, когда легко сделать любую трансакцию, то не задумываешься над проблемами. А когда денег нет, когда текущая ситуация резко обостряется и усложняется – тогда и возникают разного рода конфликты, из которых надо находить единственно правильный выход. Поэтому пытаться нам проявлять инициативы в рамках пока еще не ратифицированного Соглашения об ассоциации с ЕС, как на этом настаивает ряд украинских политиков, по координации действий со странами Евросоюза, где гораздо больше финансово-экономических проблем, которые и гораздо сложнее и масштабнее наших, видимо, не своевременно и не целесообразно.

    Олександр Гончаров,
    Директор Інституту розвитку економіки України 
      domik.ua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.