• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Европа рискует перекрыть газ самой себе
    2006-06-06 11:17:00

    Странный все-таки народ европейцы. Противоречивые натуры! Россия старается, газом их снабжает вот уже 40 лет (обеспечивая сейчас около трети потребностей в этом виде топлива), так они ее в монополизме и шантаже обвиняют. Но газ при этом продолжает покупать, и весьма охотно. Более того, европейские эксперты признают, что со временем придется закупать в России еще больше газа: к 2030 г. доля импорта в снабжении ЕС углеводородным топливом может достичь 90%. Что в этой связи предлагается делать? Диверсифицировать источники топлива – то есть, покупать газ где угодно, лишь бы не у нас. Зато когда Россия объявила, что намерена диверсифицировать потребителей – строить два газопровода в Китай, – европейцы обиделись: они уже считают российский газ своим.

    Но и Европу мы не обидим! Сейчас туда прокладывается новый газопровод – мощный, прямиком в Германию по дну Балтийского моря (Северо-Европейский газопровод, или СЕГ). "Газпром" и его германские партнеры намерены завершить строительство первой нитки СЕГ к июлю 2010 г., а второй – в 2013 г., и тогда ЕС будет получать 55 млрд кубометров российского "голубого топлива" в год (в дополнение к нынешним 180 млрд кубов). Нет, им опять не нравится! Видите ли, Польшу с Прибалтикой обидели, обошли трубой, и они уже сравнили российско-германский проект с Пактом Молотова–Риббентропа. И ведь не объяснишь Брюсселю, что не нужны нам такие посредники – с Белоруссией да с Украиной разобраться бы. Уж лучше хотя бы одну трубу напрямик проложить – к надежному потребителю и распределителю, вроде Германии. Нет, не понимают...

    В общем, строящийся в настоящее время СЕГ по-прежнему вызывает бурные споры в Европе, и в ход идут самые разные аргументы "против". Например, экологические. Балтийское море – такая хрупкая экосистема (связь с мировым океаном слабая, вода застаивается), что любая авария на газопроводе будет иметь катастрофические последствия. Ну, это слабый аргумент: все-таки газ – не нефть, разлитие которой губительно для моря. Да и опыт прокладки труб по дну у России уже есть: успешно работает "Голубой поток" на Черном море, а там глубины побольше, чем на Балтике. Сейчас в ЕС проводятся экологические экспертизы проекта, однако руководство "Газпрома" убеждено, что их заключения будут положительными.

    Тут, правда, возникло одно "отягчающее обстоятельство", связанное с наследием Второй мировой войны. Нет, ее итогов никто пересматривать не собирается (кроме, может быть, Латвии), но в Европе недавно зашумели вот по какому поводу: как раз на маршруте СЕГ после войны было затоплено огромное количество немецких химических боеприпасов. А ну как труба их потревожит? Это же катастрофа! И как убедить европейцев, что трасса прокладки трубы по дну будет десять раз проверена и скорректирована? "Никаких экологических опасностей, кроме находящихся захоронений химического оружия, на дне Балтийского моря нет. При трассировке был намечен маршрут, чтобы не столкнуться с опасными захоронениями ни при прокладке трубопровода, ни при его эксплуатации", – заверил недавно европейскую аудиторию зампредседателя "Газпрома" Александр Медведев. Может, убедил?

    Но и без наследия войны проблем у газопровода много. Даже Германия, наиболее последовательный сторонник СЕГ, тоже едва не стала виновником возникновения дополнительных трудностей в реализации проекта. Как известно, Берлин предоставил "Газпрому" гарантии по займу в 1 млрд евро. И Европейская комиссия, заботясь о неукоснительном соблюдении правил конкуренции, в начале мая пыталась обвинить Германию в нарушении правил государственного субсидирования. Остается надеяться, что у "Газпрома" не возникнет проблем с возвращением кредита и гарантии не понадобятся.

    Наконец, убийственную для газопровода идею родили эстонские эксперты. Она заключается в том, чтобы Эстония передвинула свою внешнюю границу территориальных вод в Финском заливе до центральной линии, согласованной с Финляндией в 1996 году. Таким образом, эстонские территориальные воды расширились бы на 3 мили, как раз до 12 миль, установленных Международной конвенцией ООН по морскому праву. То есть, это законное право Эстонии. Почему она им раньше не воспользовалась? Во-первых, потому, что ранее они с Финляндией, здраво поразмыслив, решили отступить от центральной линии каждая на 3 мили, чтобы не создавать проблем другим государствам, использующим Финский залив как международные воды. А во-вторых, потому, что в те годы не шло речи о строительстве СЕГ. А его должны проложить именно в этом 6-мильном коридоре международных вод. Теперь же у Эстонии появились другие соображения: ведь если вновь сомкнуть свои территориальные воды с финскими, то строить газопровод Россия смогла бы только с разрешения этих двух стран. И уж тут-то эстонцы отыграются – за все годы "оккупации"!

    Вот так Европа на протяжении уже нескольких лет пытается завалить проект собственного снабжения газом. Впрочем, думается, что здравый смысл все-таки возобладает – и эстонскую "идею", и все прочие наезды на СЕГ, скорее всего, удастся замять на дипломатическом уровне.

    Как бы то ни было, газопровод строится. И тут начинаются новые сюрпризы: в последнее время все (ну, разве что, кроме Польши) вдруг захотели подключаться к российским нефтегазовым проектам, в том числе, и к строительству СЕГ. Все требуют от России газа и нефти – и желательно побольше! Именно так и выразился на днях министр промышленности Франции Франсуа Лоос на 6-ой ежегодной Международной конференции "Саммит СНГ по нефти и газу: Россия, Украина, Каспий и Центральная Азия": "Нам бы хотелось, чтобы добывающие страны добывали как можно больше нефти и газа".

    Но добывать – это мало (даже если добывать много). Надо еще транспортировать энергоресурсы потребителям. И наиболее дальновидные из европейцев уже смекнули, что лучше СЕГ не заваливать, а участвовать в нем. Не так давно об ответвлении от газопровода заговорила Финляндия. А на днях о своей заинтересованности в этом вопросе сообщила Голландия: "Мы в Нидерландах внимательно следим за развитием российского энергетического сектора и хотели бы быть причастными к реализуемым ею совместно с другими партнерами энергетическим проектам", – заявил премьер-министр Ян Петер Балкененде, назвав СЕГ в числе главных приоритетов.

    Возможно, если в это дело втянутся Нидерланды, то СЕГ со временем увеличится до своего начального варианта, а именно – протянется до берегов Великобритании. Та, как известно, сначала хотела, но впоследствии отказалась от идеи получать российский газ по подводной трубе. Но если теперь сотрудничать с Россией в Европе вновь станет модно, то и Лондон может пересмотреть свое отношение к СЕГ. А также, возможно, и к идее покупки "Газпромом" английской газораспределительной компании Centrica.

    Сама Россия не против подключения к СЕГ (и другим проектам) более широкого круга европейских участников, об этом недавно заявлял Путин: "Мы реализуем этот проект совместно с германскими партнерами, но если к нему подключатся компании из других стран, то мы против не будем". И речь не только о финнах с голландцами. На состоявшемся в конце мая Балтийском форуме в Юрмале из уст вице-президента РСПП Игоря Юргенса прозвучала мысль о возможности подключения к строящейся трубе даже стран Балтии: "В проект СЕГ может быть включена и ветка на Латвию с тем, чтобы задействовать Инчукалнское подземное газохранилище и резервуары, которые можно было бы создать в Добеле". К сотрудничеству в вопросах энергоснабжения призывает прибалтов и Германия. "Мы будем искать соответствующие решения только путем открытого и лишенного напряженности диалога. Лишь таким образом можно избежать тех заблуждений, которые возникли в связи с газопроводом по дну Балтийского моря", – заявил недавно на встрече со своими прибалтийскими коллегами министр экономики ФРГ Михаэль Глосс.

    В общем, есть основания надеяться, что ситуация исправится и российский газ перестанет быть в Европе страшилкой. Европейцы уже близки к пониманию того, что диверсификацию источников не нужно изобретать: она у них и так складывается вполне естественным образом – в силу географии. Так, северо-западная часть Евросоюза "питается" преимущественно норвежским газом, Испания – алжирским, Балканы смогут со временем получать значительную долю газа через Турцию. Ну а Восточная, Северо-Восточная и Центральная Европа никуда не денутся от поставок "Газпрома". И ничего страшного в этом нет – это выгодно.

    Главное сейчас – упорством наших газовиков, нефтяников и дипломатов преодолевать предубеждения и стереотипы, сложившиеся в отношении России (во многом стараниями наших бывших республик и союзников), и тогда энергетический диалог Россия–ЕС обязательно состоится. Если, конечно, Китай к тому времени не перехватит у Европы российский газ.

    Андрей Миловзоров

    Инф. utro

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.