• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Российские самолеты вылетят в ржавую трубу
    2006-06-06 11:22:00

    Общеизвестно, что с 2001 г. авиакомпании всего мира потеряли $42 млрд из-за увеличения цен на топливо. В результате этого, а также из-за роста затрат на поддержание летной годности, модернизацию парка и обеспечение авиационной безопасности спрос на авиаперевозки заметно упал, а многие аналитики продолжают утверждать, что гражданской авиации грозит очередной кризис.

    Все это в полной мере можно отнести и к России. Расходы отечественных авиакомпаний только на закупку горючего увеличились на 55-65%. При таких затратах на топливо и неизменных ценах на билеты они несут убытки, а финансовое состояние многих компаний начинает приближаться к критическому. Российские авиаперевозчики не только не развиваются и не наращивают обороты – они балансируют на грани банкротства.

    Рост расходов на топливо связан не только с ростом цен на нефть, но и с несовершенством существующей системы обеспечения аэропортов горючим. В настоящее время товарная емкость этого рынка оценивается примерно в 5 млн т авиационного керосина в год. Основная составляющая цены на авиакеросин (от 80 до 90%) формируется нефтяными компаниями. Оптовые операторы и посредники, топливно-заправочные комплексы (ТЗК) и службы горюче-с чных материалов (ГСМ) добавляют еще 15-20% к стоимости.

    В крупнейшем аэропорту Западной Европы, Франкфурте-на-Майне, стоимость заправки самолета керосином на 25% ниже, чем в России. Почему это происходит? По утверждению Федеральной антимонопольной службы, налицо злоупотребления нефтяных компаний и картельный сговор. В прошлом году ФАСдила 15 дел по этим фактам. Но штрафы, не превышающие 5 тыс. минимальных оплат труда, монополистов не пугают, и 60% нефтяных компаний нарушают законы повторно.

    Как с этим бороться? Прежде всего, необходимо устранить монополию нефтеперерабатывающих заводов, например, посредством учреждения биржевой торговли авиакеросином. Следует произвести нормирование предельной рентабельности производства керосина на российских НПЗ, а также нормирование процента его выхода при переработке нефти. В сфере транспорта предлагается установление специальных (сниженных) тарифов на перевозку авиакеросина и отмена НДС на его перевозку.

    Для исключения посредников нужно осуществить допуск нефтяных компаний в аэропорты, обеспечить свободный доступ к ним всем желающим операторам-поставщикам и создать в аэропортах новые ТЗК, что резко увеличит их конкуренцию. Основным механизмом создания новых топливозаправочных комплексов является механизм государственно-частного партнерства, при котором за счет средств заинтересованных частных инвесторов осуществляется строительство и последующая эксплуатация новых ТЗК. Государство же обеспечивает необходимые для этого условия: нормативно-правовые основы, устранение и недопущение возникновения правовых и административных барьеров, выработка и контроль соблюдения правил конкуренции и условий недискриминационного доступа к инфраструктуре, выработка и реализация эффективной тарифно-ценовой политики. Совокупный эффект в реализации этих решений оценивается в $230 миллионов. Однако у строительства альтернативных ТЗК есть и свои противники. Стоимость постройки одного такого комплекса составляет от $2 до $14 миллионов. Кто будет вкладывать такие средства для того, чтобы у себя же отнять прибыль?..

    И это не единственная серьезная опасность для отечественной гражданской авиации. На начальном этапе рыночных реформ ТЗК стали независимыми организациями различной формы собственности с собственной маркетинговой и инвестиционной политикой. Вопросы ценообразования, условий коммерческой деятельности, безопасности, а, главное, состояния производственной базы целиком перешли в компетенцию местных руководителей. Те, в целях скорейшей коммерческой выгоды, нещадно эксплуатировали доставшиеся им ТЗК в ущерб их технологическому и инфраструктурному развитию. Поэтому состояние материально-технической базы подавляющего числа топливно-заправочных комплексов катастрофическое или приближается к таковому.

    За последние 15 лет только в двух аэропортах были построены новые склады ГСМ. В 18 аэропортах федерального значения более 50% объема резервуарного парка, используемого для хранения авиакеросина, эксплуатируется более 26 лет; в 7 аэропортах срок службы этого парка составляет почти 30 лет. За последние 10 лет частичная замена трубопроводов складов ГСМ была проведена только в 12 аэропортах. Средства заправки, полностью соответствующие современным требованиям, эксплуатируются лишь в 13 аэропортах федерального значения.

    Контроль за техническим состоянием топливно-заправочных комплексов России почти не ведется, поскольку в Росавиации осталось лишь 2 (два!) инженера, которые проводят инспекции ТЗК и их сертификацию. Так что если нашу гражданскую авиацию не погубят высокие цены на горючее, это сделают ржавые трубы, цистерны резервуары.

    Валерий Петров

    Инф. utro

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.