В 2014 году для украинских финучреждений установлены новые правила законодательного регулирования банковской деятельности. Кроме нормативно-правовых актов, призванных урегулировать кризисные явления в политико-экономической ситуации страны, в банковском секторе был принят ряд законов, которые адаптируют некоторые аспекты банковских отношений к текущей ситуации, отмечают специалисты Юридического департамента банка «Надра». Прежде всего эксперты обращают внимание на то, что в 2014 году существенно изменен порядок налогообложения финансовых операций, возникающих в процессе взаимодействия банка с клиентами.
В частности, с 01.042014 года вступил в силу Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине», который вносит изменения в Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование». Кроме того, данный закон был дополнен нормами, согласно которым плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование являются юридические и физические лица, осуществляющие операции по покупке иностранной валюты в безналичной и/или наличной формах. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование уплачивается уполномоченными банками, финансовыми учреждениями, юридическими и физическими лицами при осуществлении каждой операции по покупке иностранной валюты в размере 0,5% от суммы в гривнах, которая потрачена на покупку иностранной валюты без учета комиссионного вознаграждения по этим операциям.
04.07.2014 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по пассивным доходам». Согласно данному закону с 01.08.2014 года налогообложению подлежат проценты, начисленные физическим лицам на остаток средств как по вкладным (депозитным) счетам, так и текущим (карточным) счетам физических лиц по ставке 15% независимо от суммы полученных доходов и количества банков, в которых они размещены. Удержание налога осуществляется банком при каждом начислении такого налога. Следует подчеркнуть, что с целью обеспечения сохранности банковской тайны, в частности информации по вкладчикам, при предоставлении отчетности по уплаченному налогу банк не указывает информацию по сумме отдельного банковского вкладного (депозитного) или текущего счета, сберегательного (депозитного) сертификата, вклада (депозита), сумме начисленных процентов, а также сведения в отношении физических лиц-плательщиков налога, которым были начислены такие доходы.
Юристы отмечают, что вышеперечисленные законы обусловили необходимость создания банками дополнительных систем учета и администрирования объемов налога, которые должны быть уплачены (перечислены) банками в качестве налоговых агентов. При этом, учитывая мировую практику в части налогообложения прибыли от финансовых операций (операций по покупке валюты), банки обязаны и вполне смогут обеспечить внедрение и соблюдение комплекса мер по реализации требований данных законов.
Кроме того, специалисты советуют обратить внимание на некоторые законы, которые обновили редакцию системно важных нормативно-правовых актов (отдельных статей), определяющих условия деятельности банковских учреждений. В частности:
- 04.07.2014 года был принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О банках и банковской деятельности» по определению особенностей корпоративного управления в банках», который вступит в силу с 10.01.2015 года. Этот закон вносит существенные изменения в Закон Украины «О банках и банковской деятельности» относительно управления в банках;
- 14.10.2014 года был принят Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансировании терроризма и финансировании распространения оружия массового уничтожения», который вступит в силу с 07.02.2015 года. Данный закон прекращает действие существующего закона по аналогичному вопросу от 28.11.2002 года.
e-finance.com.ua