Швеция очень близка к тому, чтобы стать первым в мире безналичным обществом.
В этой стране электронные платежи вытесняют наличку из повседневной жизни, а банковские услуги переместились в интернет. Есть ли место для банковских отделений в стране, где даже уличные торговцы принимают платежные карты?
“Почти никогда”, — отвечает 34-летняя жительница Стокгольма Ливия Подеста на вопрос, как часто она посещает отделение банка. “Я всегда провожу банковские операции онлайн и часто оплачиваю счета со смартфона, пока еду на работу. За последние девять лет я посетила отделение своего банка только два раза”.
Ливия — прекрасный пример того, как осуществляется персональный банкинг в Швеции, где 82% населения в 2014 году пользовались онлайн-банкингом, а 45% — мобильным банкингом (хотя средний показатель по Европе 38%).
Мобильный банкинг является основным каналом обслуживания клиентов для банков, если судить по объему транзакций. Например, один из четырех крупнейших банков в Швеции — Swedbank — сообщает, что его клиенты пользуются онлайн-банкингом в среднем девять раз в месяц, а приложением для мобильного банкинга — 24 раза в месяц.
“Большинство шведов младше 60 лет редко ходят в банковские отделения. Те, кто моложе 30 лет, как правило, вообще ни разу в них не были. Ведь все можно сделать онлайн”, — объясняет Робин Тейглэнд, профессор Стокгольмской школы экономики.
Переход на онлайн- и мобильный банкинг в Швеции произошел благодаря впечатляющей электронной инфраструктуре — уровень проникновения смартфонов и интернета в этой стране один из самых высоких в мире. Однако не последнюю роль сыграли также некоторые особенности шведского банковского сектора.
Одна из главных особенностей — это система BankID, представленная в 2003 году. Это безопасная электронная система идентификации интернет-пользователей, а с 2010 года — и мобильных пользователей.
BankID изначально разрабатывалась консорциумом крупных банков. Сейчас ею пользуются органы власти, бизнес-предприятия, банки и частные лица по всей стране. Она стала практически главной системой для цифровой идентификации граждан, в том числе для подписания сделок и договоров. Из 9,6 млн шведов около 6,5 млн используют BankID для мобильного и онлайн-банкинга, для онлайн-покупок и подачи налоговых деклараций.
Еще одним примером успешного сотрудничества банков в Швеции является мобильное платежное приложение Swish, запущенное в конце 2012 года банками Danske Bank, Handelsbanken, Länsförsäkringar Bank, Nordea, SEB и Swedbank. Для идентификации клиентов в этом приложении используется система Mobile BankID, а функционал позволяет совершать моментальные платежи между банковскими счетами, используя номера мобильных телефонов.
Инф. finance.ua
e-finance.com.ua