В последнее время, в мировой экономике все чаще предметом обсуждения становятся офшорные зоны.
В использовании субъектами хозяйствования офшорных компаний на самом деле нет ничего страшного, так как офшоры на законодательном уровне официально не запрещены.
Однако, кроме возможности доступа к международным финансовым рынкам, использование украинскими компаниями офшорных юрисдикций зачастую связано с отмыванием доходов, полученных не совсем законным путем, уклонением от уплаты налогов, соответственно, и оттоком капитала из национальной экономики. На сегодня Украина остается одним из мировых «лидеров» по объемам скрытого оттока капиталов за границу, занимая девятое место в мире. В частности, по подсчетам международной организации TaxJusticeNetwork за почти 25 лет независимости Украиной в офшоры было выведено более 167 млрд долларов. В то же время, из-за несовершенства налогового законодательства в 2015 году в тени оказалось примерно 200 млрд грн, что были выведены в государства с льготным налоговым режимом. Однако, несмотря на убытки, которые несет национальная экономика от офшоров, в законодательстве отсутствуют механизмы эффективного противодействия этому явлению. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос правового регулирования предотвращения оттока капитала из Украины и совершенствования системы налогообложения хозяйственных операций резидентов с офшорными юрисдикциями.
Несмотря на достаточно долгое существование офшорных зон, до сих пор не существует единой точки зрения относительно понимания этого понятия и закрепления всех его характерных признаков. Законодательство Украины не содержит определения этого понятия, имеется только перечень офшорных зон, утвержденный Кабинетом Министров Украины. До сих пор не выработано единого подхода по этому вопросу и иностранными государствами, и международным сообществом в целом.
Однако, проанализировав зарубежный опыт законодательного регулирования, мнения ученых и позиции международных организаций можно выделить следующие основные характеристики офшорных юрисдикций:
1) льготный режим налогообложения;
2) либеральное валютное и кредитное законодательство, защищающее интересы инвесторов и, соответственно, конечных бенефициаров;
3) система двойного валютного контроля (резиденты подвергаются валютному контролю, а нерезиденты валютному контролю не подлежат);
4) гарантия соблюдения финансовой и банковской тайны;
5) отсутствие валютных ограничений;
6) легкость доступа к зарубежной банковской системе;
7) современные средства связи (интернет коммуникации) и хорошо оборудованная сеть электронного доступа, в том числе и к банковским ресурсам;
8) лояльная правовая система;
9) реализация удовлетворения индивидуальных потребностей инвесторов;
10) гибкие требования по ведению документации и финансовой отчетности.
На основании вышеприведенных характеристик, можно определить понятие «офшорная зона» как страну или часть ее территории, особенностью которой является создание для субъектов хозяйствования льготного валютно-финансового и налогового режимов, высокий уровень гарантии банковской и коммерческой секретности, лояльность государственного регулирования и приемлемая законодательная база.
К наиболее распространенным способам скрытого вывода капитала в офшорные зоны относятся:
— манипуляции ценами во внешнеэкономических операциях;
— перемещение прав собственности на нематериальные активы в другие страны;
— международный лизинг;
— агентские соглашения;
— договоры займа;
— интернет-торговля и т.д.
Исходя из этого, можно предложить два пути противодействия уклонению от налогообложения и оттока капиталов за границу: радикальный и умеренный. В рамках реализации первого необходимо нормативно запретить взаимодействие резидентов с офшорными юрисдикциями.
Однако, перспективы внедрения этого пути минимальны, учитывая отсутствие политических решений и личной заинтересованности тех, кто должен принять такое решение.
Второй путь заключается в разработке и внедрении правовых и экономических механизмов, которые бы сделали невозможным использование офшорных территорий в преступных целях.
Ключевой проблемой налогового законодательства, которая формирует благоприятные условия для вывода капиталов, остается отсутствие норм регулирования контролируемых иностранных компаний. Так, отечественные субъекты хозяйствования с целью уклонения от уплаты налогов и вывода своих капиталов за границу, создают в офшорных юрисдикциях подконтрольные им компании. Прибыль от деятельности таких предприятий не подлежит налогообложению в Украине. Однако, фактически, резиденты пользуются этими средствами как личными доходами, хотя формально они не были начислены им в виде дивидендов, не вошли в состав их доходов и не были учтены при налогообложении.
Исходя из этого, нужно включить прибыль от деятельности контролируемых иностранных корпораций в состав доходов физических и юридических лиц, которые их контролируют. При этом расчет прибыли должен осуществляться в соответствии с отечественным налоговым законодательством и включаться в состав доходов в объеме, пропорциональном доле владения резидентом Украины корпоративными правами.
Еще одним предложением в рамках реализации второго направления противодействия является внедрение системы единого налога для резидентов, которые взаимодействуют с офшорными юрисдикциями. Плательщиками налога будут субъекты хозяйствования, зарегистрированные в налоговых органах, как осуществляющие операции с нерезидентами, имеющими офшорный статус. Базой налогообложения будет общая сумма оборота субъекта хозяйствования. Налоговый период составит один календарный год, ставка налогообложения – 5%. Если субъект хозяйствования не получил статус плательщика единого налога, осуществив операцию с нерезидентом, имеющим офшорный статус, такая операция будет признаваться недействительной, а на предприятие применяться финансово-правовая санкция в виде штрафа в размере 30% от суммы операции.
Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что реальным противодействием процессам уклонения от налогообложения, отмывания денег и оттока капитала за границу может стать только комплексная система правовых и экономических механизмов, направленных на создание налоговых барьеров при осуществлении операций с офшорными юрисдикциями.
Такие механизмы необходимо ввести в национальной правовой системе путем внесения изменений в налоговое законодательство: включить прибыль от деятельности контролируемых иностранных корпораций в состав доходов физических и юридических лиц, которые их контролируют, а также ввести систему единого налога для резидентов, взаимодействуют с офшорными юрисдикциями.
Автор статьи: старший юрист ЮФ «Патриот» Анастасия Сбоева
e-finance.com.ua