Для многих стран мира 2006 год ознаменовался бензиновым кризисом. Еще в апреле цены на заправках США достигли шокирующих 80 центов за литр, а в Лондоне вплотную приблизились к психологической отметке в 1 фунт стерлингов за литр. Украина не осталась в стороне. Цены на самый ходовой 95-й бензин у нас давно перевалили за отметку 4 грн. за литр. В Соединенных Штатах - самой топливопотребляющей стране мира – еще с весны вслух заговорили о бензиновом кризисе. Прогнозы экспертов не утешают. Оптимисты говорят – доступной нефти на Земле хватит лишь до 2050 года, пессимисты утверждают, что она закончиться уже к 2030-му. Газа, по их данным, хватит до 2070-2090 годов (не говоря о том, что уже к 2015-му баррель нефти будет стоить более 100 долл., а 1000 кубометров газа — более 200 долл.).
«Зеленое» топливо
О развитии альтернативных экологически чистых возобновляемых источников энергии – солнца, ветра, малых и средних равнинных рек, а также океанских приливов первыми всерьез задумались США и Евросоюза. Специалисты утверждают – с их помощью можно покрыть 15-25% энергетической потребности страны. Еще 10% энергии можно извлечь путем переработки органических отходов (бытовых, древесно-целлюлозных, отходов животноводства и птицеводства) на биогаз и биоэтанол, способный стать альтернативой бензину.
Украина на 1000 долл. своего ВВП потребляет природного газа в 10 раз больше, чем Польша, и в 40 раз больше, чем Германия. Украинские энергетики также понимают неотвратимость надвигающихся технологических проблем и не желают обреченно ждать, пока все запасы нефти и газа будут «выжжены». Наравне с разговорами об энергосбережении все чаще стали звучать предложения о развитии альтернативных источников энергии, причем на государственном уровне. Впрочем, в реальности нетрадиционными видами энергии пока занимаются исключительно добровольцы – либо фермеры, желающие таким образом снизить расходы на топливо, либо ученые.
Недавно их ряды пополнили представители ассоциации «Укрбиоэнерго». Они предлагают бороться с энергетической зависимостью страны с помощью рапса и белого редиса. Из семян этих растений, которые являются довольно редкими гостями на украинских "ланах", во всем цивилизованном мире уже десятки лет производят биодизель – дешевое и экологически чистое топливо. Экологи в восторге от биотоплива: по сравнению с обычным дизельным горючим, при его сгорании выделяется на 10% меньше двуокиси углерода и на 50% меньше сажи. Эти данные подтверждает и исполнительный орган Евросоюза: в 1995-2005 годах объем выбросов углекислого газа автомобилями в странах ЕС сократился на 11,8%. Таким образом, культивируя их, Украина не только снизит нефтяную зависимость от России, но и оздоровит своих жителей, утверждают эксперты. Они подсчитали – если страна не пожалеет под биорастения 4 млн. га агроугодий, ежегодно будет получать такое же количество биотоплива, только в тоннах. Кроме того, биорастения сами по себе очень полезные и никоим образом не замусоривают землю, а наоборот – лечат ее. А если учесть, что после приватизации земель множество сельхозугодий простаивает без засева, выращивание рапса одновременно решит и проблему простоя земли, утверждают они.
Впрочем, рапс – не единственное растение, из которого можно получать биотопливо. Эксперты говорят, что для производства такого горючего пригоден и ряд других масличных культур, а также свекла и кукуруза. Привлекают и экономические показатели производства биотоплива – оно как минимум на 20% дешевле традиционного. Согласно подсчетам, из 75% процентов урожая рапса, собранного на площади 2,5 млн. га, можно произвести 2,25 млн. тонн дизельного биотоплива – по энергетической ценности такое количество эквивалентно 1,9 млн т обычного дизтоплива, на производство которого необходимо почти 6 млн. тонн нефти.
И если представить, что государство решится на массовое выращивание этих полезных растений, в будущем это позволит снизить зависимость Украины от России по нефти почти на треть. Правда, для того, чтобы этот вид энергии сохранял свою экономическую привлекательность и оставался более низким по стоимости, чем традиционное топливо, заводы по переработке растений должны быть небольшими, рассчитанными на региональные потребности, говорят специалисты. Ведь транспортировка такого горючего на расстояние свыше 50 км делает его неконкурентным сравнительно с ископаемыми видами топлива. (Цена биодизеля не должна превышать 85% цены традиционного дизеля).
К тому же, чтобы реализовать эти грандиозные планы, уже к 2010 году как минимум 2 млн. га украинских земель должны быть отведены под биорастения, говорит гендиректор "Укрбиоэнерго" Виталий Лазоркин. Теоретически это возможно. Особенно, если учесть Программу развития производства дизельного биотоплива до 2010 года, концепцию которой в декабре прошлого года одобрило правительство Украины, и давнее желание Минагрополитики в десятки раз увеличить выращивание биорастений.
Особенно радует декларируемое финансирование Госпрограммы – 1 млрд. грн. из госбюджета и более 10 млрд. грн. из других источников. Правда, эти цифры вызывают большое сомнение. Даже учитывая большую потребность страны в альтернативных источниках энергии, трудно представить, что власти пожертвуют на программу такую сумму. К тому же, по признанию самих специалистов «Укрбиоэнерго», такие средства возможно и не потребуются. Впрочем, само стремление властей к развитию альтернативных источников энергии – даже теоретически – заслуживает уважения, говорят они.
Если обратить внимание на опыт других стран в этой сфере, то Литва, перерабатывая бытовые и промышленные отходы и выращивая биорастения, уже сегодня обеспечивает себя альтернативной энергией на 10% от общего объема потребляемой энергии. Не последнюю роль в этом ает требование Евросоюза – до 2010 года повысить долю биотоплива в общей структуре энергопотребления до 5,75%. Кстати, Украину как будущего а ЕС, эти требования также касаются.
С чего начать?
В качестве эксперимента представители «Укрбиоэнерго» предлагают основать производство по переработке биорастений в Киеве. «Первым и производителем, и потребителем биодизельного топлива должен стать именно Киев – европейская столица. Ведь это топливо экологически чистое и в нем больше всех нуждаются именно потребители огромного мегаполиса», – говорит председатель Совета учредителей ассоциации Виталий Дробот.
Правда, в столице уже действует научно-производственное предприятие "Тренд", располагающее экспериментальным производством до 5 тыс. тонн биотоплива в год. Но этого для Киева явно недостаточно.
По мнению представителей "Укрбиоэнерго", имеющиеся производственные мощности необходимо расширить как минимум в 10 раз – до 50 тыс. тонн биодизеля в год. При этом создатели ассоциации подчеркивают, что технологии по переработке биорастений на топливо не более затратны, чем традиционные нефтеперерабатывающие. Правда, все же больше надеются на инвестиции, чем на государственные деньги. Ведь Госпрограмма пока не принята, а с учетом нынешней политической ситуации в стране эксперты не рассчитывают, что это случится в ближайшее время.
Нынешние объемы выращивания биорастений в Украине не впечатляют. Сейчас рапсом засеяно более 300 тыс. га, наибольшие площади – в Тернопольской области. Там же планируется построить завод по переработке рапса в биодизельное топливо. Впрочем, для этого ООО "Рапс-соя-трейдинг", как главный инвестор проекта (строительство завода оценивается в 20 млн. евро), требует предоставить гарантии, что рапса для переработки будет достаточное количество – минимум оценивается в 400 тыс. га, и это только в Тернопольской области. В начале 2004 г. о желании производить биодизель уже заявлял "Днепропетровский агрегатный завод", но это так и осталось декларацией. Такая же участь постигла заявление неназваной итальянской компании о намерении инвестировать средства в строительство завода по производству биодизеля в Мариуполе (Донецкая область). Остается надеяться, что Госпрограмму развития производства биотоплива ожидает более успешное будущее.
Ольга Калиновская
ELCOMART-finance
Инф. e-finance