• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Банкформирования
    2006-06-30 12:38:00

    Отечественные кредитные организации все охотнее кучкуются, вернее, собираются в группы. Причины этой тенденции понятны: лучше объединиться в союз сейчас, тем самым получив конкурентное преимущество, чем впоследствии безвольно сдаться на милость иностранцев или доморощенных финансовых гигантов.

    За последние два-три года российский банковский ландшафт изменился: финансовые институты пытаются занять побольше места под нежарким российским солнцем за счет объединения в группы. Со временем интенсивность этого процесса будет только увеличиваться. Что вполне понятно: страна на пороге вступления в ВТО, так что у небольших банков выбор невелик — продажа или слияние с русскими либо иностранными крупными оками. Банкиры понимают: объединяться нужно сейчас, пока в воздухе только пахнет нарастающей конкуренцией со стороны международных акул капитализма.

    Вот и приобретают банкиры новые кредитные организации и группируют их в целые банкформирования. Сейчас на рынке насчитывается порядка 150 таких объединений. По словам а правления банка «Зенит», начальника департамента банковской сети Владимира Паданина, основные тенденции в такого типа консолидациях — создание универсальных межрегиональных или федеральных банковских групп с детальной продуктовой и технологической интеграцией, а также единым центром принятия стратегических решений на базе головного банка. «Консолидация в рамках банковских групп направлена в первую очередь на усиление конкурентоспособности банков—участников групп путем внедрения новых технологий, расширения продуктовых линеек и больших возможностей по финансированию клиентов», — добавляет Паданин. «При формировании группы у банков появляется больше возможностей по управлению издержками и ликвидностью, расширяется круг клиентов за счет объединения клиентских баз. В случае локальных кризисов участник группы может рассчитывать на помощь «коллег», то есть он имеет больший запас устойчивости», — соглашается ведущий эксперт отдела банковских рейтингов рейтингового агентства «Эксперт» Алена Мурзина.

    Кружки по интересам
    Объединяясь в группы, банки не теряют своей самостоятельности и, как правило, отличаются друг от друга либо специализацией, либо охватом территории. Чаще всего федеральные кредитные организации для вхождения в привлекательные для работы регионы приобретают сильные банки на местах и затем выстраивают вертикально ориентированную систему управления. «В этом случае головной банк получает работающий бизнес в регионе (процедура создания сильного филиала может обойтись в ту же цену, что и покупка регионального банка, но может занять от полугода до двух лет), а дочерний банк соответственно при сохранении определенной доли самостоятельности получает поддержку ликвидности, расширенный продуктовый ряд, увеличение лимитов кредитования региональных заемщиков (в том числе в рамках синдицированного кредитования)», — поясняет Паданин. Среди наиболее ярких примеров формирования региональной паутины — группа Конверсбанка, активы которой простираются от столицы до Екатеринбурга (Гранкомбанк и «Гран») и Красноярска (банк «Енисей»). А также группа Сибакадембанка, кредитные организации которой расположены от Москвы (Эталонбанк, Желдорбанк и Межторгбанк) до Благовещенска (Дальвнешторгбанк) и Екатеринбурга (Уралвнешторгбанк) с центром в Новосибирске (Сибакадембанк).

    Еще один пример регионального формирования — группа Пробизнесбанка, правда, в этом случае говорить приходится о партнерстве, а не о строгом диктате со стороны столичной структуры. «Входящие в группу банки (московский Пробизнесбанк, екатеринбургский ВУЗ-банк и саратовский «Экспресс-Волга», вполне самодостаточны, — уверен бизнес-директор по рынку кредитных организаций аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем» Максим Горелов. — Их слияние под единым брендом с большой долей вероятности не даст синергетического эффекта, поскольку позиции Пробизнесбанка в Москве и на федеральном уровне не так сильны, как у ВУЗ-банка и «Экспресс-Волги» в их регионах — Екатеринбурге и Поволжье соответственно». По словам экспертов, слияние для банков, входящих в группу, может иметь смысл только при раскрутке бренда Life на федеральном уровне — он был запущен Пробизнесбанком для развития розницы, но его продвижение в регионы потребует солидных финансовых вливаний.

    Каждому — по нише
    Однако групп, сформированных исключительно по принципу географического распределения сил, становится все меньше. «Сейчас группы нередко меняют конфигурацию, формируясь не по региональному признаку, а по отраслевому, — считает гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников. — Банки просто разделяют свой бизнес на отдельные части». Именно по такому принципу действует большинство структур, мечтающих о диверсификации бизнеса, но на базе отдельных юрлиц. В свое время Внешторгбанк с сильным корпоративным блоком купил розничный Гута-банк (переименованный впоследствии в «ВТБ 24»), универсальный банк «Зенит» приобрел татарский «Девон-кредит» с хорошо поставленной розницей, а Международный промышленный банк выделил свой ритейл в отдельный банк — «Межпромбанк Плюс». Часть оков идет дальше и разделяет банки даже по отдельным продуктам розничного бизнеса. Например, французская группа Societe Generale, уже имеющая в России универсальную «дочку» «Банк Сосьете Женераль Восток», решила разбить ритейл по трем специально купленным для этих целей банкам. «Русфинанс» (бывший Промэк-Банк) специализируется на предоставлении потребительских и автокредитов, «ДельтаКредит» — на ипотеке, Столичное кредитное товарищество (работает под брендом «Столичный экспресс-банк») — на выдаче нецелевых и товарных кредитов. По такому же принципу пошел и Собинбанк — принадлежащий ему Русский ипотечный банк специализируется на ипотеке, а банк «Финсервис» — на услуге Instore banking (см. интервью на с. 67). Вряд ли эти группы ждет слияние в одну крупную структуру — фрагментация бизнеса в последнее время становится популярным путем развития кредитных организаций. «Специализация дочернего банка на одном сегменте увеличивает риски, связанные с сегментом, в котором он работает, однако головной банк не несет на своем балансе указанных рисков, получая прибыль в целом по группе во всех сегментах рынка в которых работает группа», — аргументирует такой подход Паданин.

    Сливайтесь и присоединяйтесь
    Другое дело — формирование группы из банков, схожих по сфере деятельности и к тому же базирующихся в одном регионе. В этом случае оставлять кредитным организациям самостоятельность нет смысла. Куда эффективнее их слияние в форме присоединения к более сильному оку. Тогда удастся повысить капитализацию банка (что немаловажно, если владельцы группы пожелают продать свой бизнес или впустить стороннего инвестора), улучшить экономические показатели за счет минимизации издержек и консолидировать прибыль. По такому пути, например, пошли банки «УралСиб», «Автобанк-НИКойл», «ИБГ НИКойл», Брянский народный банк и Кузбассугольбанк, слившиеся под единым, наиболее сильным брендом «УралСиб», и Росбанк, поглотивший Группу О.В.К.Не так давно, как известно, владельцам Росбанка удалось выгодно продать 10% акций все той же французской группе Societe Generale, так что консолидация бизнеса уже дала свои результаты. Сливаться, скорее всего, придется и банкам, входящим в группу ВЕФК (в ее составе Уральский трастовый банк, Инкасбанк, «МДМ-Банк Санкт-Петербург», Петро-аэро-банк, Рускобанк и Выборг-Банк). По крайней мере тем, которые расположены в Санкт-Петербурге и практически не отличаются направленностью бизнеса — речь идет об Инкасбанке, «МДМ-Банке СПб», Петро-аэро-банке, Рускобанке. При этом «МДМ-Банк СПб», скорее всего, станет ядром объединяющейся группы (она получит общий бренд ВЕФК), поскольку по размеру активов и капиталу превосходит три других банка. Оставшиеся организации останутся нетронутыми. В будущем их можно будет использовать для обмена активами в интересах развития бизнеса — по принципу «меняю банк в Екатеринбурге на банк в Новосибирске».

    В некоторых случаях, когда речь идет о крупных федеральных сетях с имперскими амбициями, правильнее говорить не о слиянии, а о трансформации региональных банков в филиалы. Возможно, ВТБ переориентирует на филиалы свои «дочки» — Новосибирсквнешторгбанк, банки «Поволжский» (Ульяновск) и «Забайкальский» (Чита). А Альфа-банк (ему принадлежат «Альфа-банк Казань» и «Альфа-банк Башкортостан») на это толкнули, скорее, не экономические, а политические причины — желание защитить «дочки» от конкуренции с местными банками, за которыми стоят правительства этих республик.

    Есть примеры и совершенно противоположного процесса — открыв филиалы, головной банк избавляется от «дочек». По такому принципу пошел «ГЛОБЭКС» (в его группу входили тольяттинский Автовазбанк, новосибирский «Росинбанк-Сибирь» и ростовский «Южный регион»), ликвидировавший группу в конце мая. По словам аналитиков, у данного образования было не так много перспектив на рынке, пока «ГЛОБЭКС» по числу филиалов и отделений, по капиталу и по репутации был гораздо мощнее региональных банков в Новосибирске и Ростове-на-Дону — их присутствие в группе могло сдерживать развитие «ГЛОБЭКСа». «В результате собственниками было принято решение о продаже долей Автовазбанка и банка «Южный регион», в середине июня «ГЛОБЭКС» открыл филиал в Новосибирске», — рассказывает старший вице-президент «ГЛОБЭКСа» Сергей Снежков.

    Основной тенденцией рынка на ближайшие три года станет процесс упорядочивания структур банковских групп, уверены эксперты. Кому-то из ов сообщества придется сменить вывеску, кому-то — сферу деятельности, а кто-то лишится самостоятельности. Пока этому мешают законодательные сложности. Однако уже в текущем году ЦБ планирует упростить процедуру банковских слияний — в частности, отменить требование сообщать индивидуально каждому кредитору о готовящейся сделке. Это может подхлестнуть процесс слияний, особенно в преддверии ожидаемого передела рынка. Ведь лозунга «Наша сила — в единении» еще никто не отменял.

    Александр Зарщиков

    Инф. profile

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.