Имплементировать социальную ответственность в бизнес-стратегию
Предприниматели отныне добровольно взяли на себя дополнительный груз. Правда, не все, а только те, кто присоединился к Глобальному договору ООН. Сам этот договор, по словам специалиста этого проекта Берди Найтли, — это корпоративная и социальная инициатива, базирующаяся на принципах соблюдения прав человека, улучшения условий труда и окружающей среды, а также антикоррупции. «Это платформа для заинтересованных лиц», — отметила Найтли. Каждый Глобального договора добровольно будет предоставлять ежегодный отчет, который будет частью общего отчета. Но у нас, как известно, из всего добровольного хорошо умеют делать еще и принудительное. Хотя, в данном случае, это, по-видимому, положительно. Ведь речь идет о социуме, о котором кто-то должен заботиться, пока не научилась это делать власть.
Поэтому экспертный совет общественного движения «Форум социально ответственного бизнеса Украины» презентовала на днях в Киеве принципиальный для развития корпоративной ответственности в Украине проект документа — «Социальная ответственность: принципы и рекомендации относительно отчетности». В октябре этого года после всеукраинского обсуждения документ станет основой для системной работы на основании международных принципов, разработанных ООН и другими международными организациями с учетом специфики Украины.
Что дает украинскому бизнесу принятие методики социальной отчетности на основании международных принципов Глобального договора ООН? Это, в первую очередь, рост прибылей благодаря повышению эффективности управления, доступ к новым инвестиционным фондам, ведение эффективного менеджмента, оперативное решение текущих проблем, диалог с инвесторами, доступ к новым рынкам сбыта и так далее.
Руководитель службы по вопросам корпоративных связей компании «Киевстар» Жанна Ревнова рассказала, что вопрос социальной ответственности рассматривается менеджментом одного из самых крупных украинских операторов сотовой связи с такой же серьезностью, как и ведение бизнеса. «Очень важно для бизнеса иметь определенные профессионально разработанные стандарты, в рамках которых можно отследить результаты социальной активности компании», — отметила Ревнова. Только таким образом можно наладить конструктивный диалог с обществом и государством, и в результате иметь успешный бизнес в будущем. «Ведь это обеспечивает наше «завтра», — отметила она. — Социальную ответственность нужно имплементировать в бизнес-стратегию компании». Впрочем, Ревнова подчеркнула, что «социальная ответственность» — это, в первую очередь, гарантия качества произведенной продукции или предоставленной услуги, а не поход изредка на праздники в детский дом. «Социальная ответственность не должна базироваться на эмоциональных решениях — нужно четкое планирование, ориентация на потребности потребителей», — отметила Ревнова.
Нынче к инициативе стать социально ответственными присоединилось 127 украинских компаний и зарубежных организаций. Председатель временного координационного совета общественного движения «Форум социально ответственного бизнеса в Украине», президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты Владимир Щелкунов считает, что идея создания единой системы социальной отчетности поможет самой компании сориентироваться в пространстве, а обществу — понять, какая компания чем «дышит». «В Украине невозможно жить в замкнутом цикле, — говорит он. — Мы живем среди людей, которые на нас и с нами работают».
Элитным клубом социально ответственных бизнесов называют свое детище его «родители». Доступ к этому элитному клубу автоматически получит и власть. Ведь здесь будут раздавать репутационный капитал. Если ты сделал что-то для того, чтобы потребитель тебя уважал — ты среди нас. А если нет, то ты пасешь задних. Таким был лейтмотив презентации.
Конечно, инициатива очень положительная и интересная. Возможно, социальная отчетность как- то дисциплинирует наших производителей. Однако, кажется, что с социальной ответственностью несколько забегают вперед, деля шкуру неубитого медведя. Сначала следовало бы навести порядок в обычной отчетности, которая у одного — «темная», у другого — «серая» или «белая».
Тем паче, в документе, который предлагается как образец внедрения социальной отчетности, забыли нормализовать одну вещь, о которой во время презентации напомнил мэр Запорожья Евгений Карташов: «Мы сегодня рассматриваем ответственность бизнеса перед потребителями, поставщиками, наемными рабочими, но нет самого главного — ответственности бизнеса за формирование власти в Украине». «Как вы думаете, — спросил он, — почему сегодня не избран глава парламента?» И ответил: «А потому, что бизнес имеет еще один рычаг влияния — управление государством». Действительно, бизнес пошел во власть. И уже давно. А с другой стороны, и власть пошла в бизнес. Нынче не идет борьба между партиями. Соревнуются бизнесы. В Запорожье, по словам Карташова, 88 депутатов, а из них — 23 «чистых» бизнесмена. «Власть и бизнес совместимы, и это нужно признавать», — отметил мэр и предложил, чтобы тот, кто приходит к власти из бизнеса, имел большую степень ответственности перед обществом. Но как ее измерить? Однако Карташов, как и другие присутствующие мэры, поддержал этот эксперимент и пообещал содействовать его внедрению.
Ольга Василевская
Инф. day
e-finance.com.ua