• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Бумажная люстрация. Отмена и изменение свыше пяти тысяч регуляторных актов предпринимателей не осчастливила
    2006-07-10 14:23:00

    О неблагоприятной бизнес-среде в Украине уже устали говорить. Отечественное предпринимательство было настолько нормативно зажато, что просто задыхалось. С этим бумажным беспределом надо было что-то делать. Указ президента «О некоторых мероприятиях по обеспечению осуществления государственной регуляторной политики» от 1 июня 2005 года был первым шагом к наведению порядка. В соответствии с ним, центральные и местные органы исполнительной власти должны были проанализировать нормативные акты, регламентирующие хозяйственные отношения. Документы, противоречащие принципам регуляторной политики, надо было отменить или внести в них изменения. Чиновничество всей страны поднатужилось и пустило под гильотину свыше пяти тысяч регуляторных актов. Однако предпринимателям легче так и не стало…

    Следует напомнить, что, в соответствии с указом, при просмотре документов давалась оценка их полезности и необходимости для субъектов хозяйствования, выяснялось, отвечают ли они законодательным нормам и способствуют ли развитию бизнеса. Выполнив анализ, рабочие группы в составе представителей государственных органов и предпринимательских структур распределили документы на три категории: подлежащие отмене, требующие корректирования и те, которые остаются без изменений. Окончательное решение принимали Госкомпредпринимательства и Минюст.

    На воплощение стратегии быстрой дерегуляции сначала отвели лишь два месяца. Но вскоре стало понятно, что этого времени мало. Ведь из тех почти 8,5 тысячи нормативно-правовых актов, которые имеют непосредственное отношение к предпринимательству, отменять или перерабатывать нужно было тысяч пять. Поэтому срок люстрации пришлось продлить до октября. Так получилось еще и из-за того, что документы, которые не успевали просмотреть, в соответствии с указом президента, теряли силу. В связи с этим кое-кто даже начал пророчить нормативный коллапс. Мол, Украина останется без достаточной правовой базы в этой сфере.

    Надо сказать, отечественные чиновники, а их к процессу люстрации бумаг привлекли свыше 3,5 тысячи, нашли способ спасти свое регуляторное творчество. Например, они набивали папки «К отмене» давно не действующими, но еще не отмеченными в надлежащем порядке документами. Или же гильотинировали те, что были невыгодны самой власти.

    Но как бы там ни было, регуляторную базу в результате люстрации существенным образом почистили. И первая фаза быстрой дерегуляции плавно перешла во вторую, качественно высшую — на протяжении октября—декабря 2005 года проводилась системная оценка регуляторного климата в приоритетных сферах экономики, готовились комплексные предложения относительно либерализации нормативно-правовой и законодательной базы.

    Однако осуществить задуманное не удалось. По данными Госкомпредпринимательства, предложения об изменениях были подготовлены лишь к 14 из 236 законодательных актов. Центральные органы исполнительной власти ограничились исключительно анализом соответствия документов принципам государственной регуляторной политики и ничего не предложили, чтобы в соответствующих сферах обеспечить системность и согласованность регуляторных законодательных актов. Поэтому, считают специалисты, следует возвратиться к реализации второй фазы быстрой дерегуляции. Иначе отечественные предприниматели так и не почувствуют ослабления административного давления и улучшения бизнес-среды.

    Состояние регуляторной политики стало поводом для проведения круглого стола. Инициаторами выступили Госкомпредпринимательства, Совет предпринимателей при правительстве и проект БИЗПРО.

    По убеждению первого заместителя руководителя главной службы социально-экономической политики секретариата президента Павла Гайдуцкого, в регуляторной политике сделан прорыв. Однако, если посмотреть на показатели развития предпринимательства, это не ощущается даже на формальном уровне — в регистрации субъектов хозяйственной деятельности. Наверное, дерегуляция тоже заформализована, и не доходит до самых низов, делает вывод г-н Гайдуцкий. Это и неудивительно, ведь на этапе становления предпринимательства был сформирован мощной регуляторный пресс, который оправдан разве что во время его бурного развития, а не зарождения.

    — Положительного влияния первого этапа регуляторной реформы не ощутили, потому что бизнесу стремились помочь проскользнуть сквозь щель, вместо того, чтобы сделать широкий проход для его развития, — убеждена Ксения Ляпина, председатель Совета предпринимателей. —Следовательно, на втором этапе реформирования надо менять законы, а уже потом подзаконные акты. Правда, сделать это будет непросто, слишком многие интересы будут задеты.

    На необходимости усовершенствовать стратегию регуляторной политики быстрой дерегуляции сосредоточил внимание и руководитель отдела правовой и регуляторной реформы проекта БИЗПРО Андрей Астрахань. Он считает, что без этого этапа преобразований невозможно достичь нормального развития экономики и хозяйственной деятельности независимо от того, либеральная или социально защищенная модель развития общества избрана. За время внедрения проекта (с 2000 года) его специалисты готовят кадры, оказывают помощь центральным и местным органам власти в выработке системного подхода к решению регуляторных проблем. Начинали с муниципального уровня, оказав помощь 50 городам, где было принято 500 регуляторных актов. Однако вскоре поняли, что без перемен наверху ничего не достичь. Поэтому стали лоббировать и разрабатывать закон «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», который стал лучшим не только на постсоветском пространстве, а и во всем мире. Проблема лишь в том, что его не выполняют. Именно ради этого и начали ускоренную дерегуляцию, которую обязательно надо завершить и в дальнейшем не допускать принятия новых регуляторных актов, которые бы препятствовали развитию хозяйственной деятельности и предпринимательства.

    — Регуляторная политика требует знаний, —подчеркнула президент общественной организации Аналитический центр «Академия» Александра Кужель. — А между тем профессионалов катастрофически не хватает. Даже чиновники самого высокого уровня не читают законы.

    Г-жа Кужель предлагает усилить ответственность за игнорирование или незнание законодательства. Если чиновник поймет, что из-за этого может потерять должность, проблем с внедрением регуляторной политики станет куда меньше. Как и в случае, если соблюдение норм закона можно будет отстаивать в суде. Пока что это не всегда удается даже структурам, имеющим первоклассных специалистов, хорошо ориентирующихся в правовом поле.

    Чтобы изменить ситуацию, к процессу дерегуляции следует приобщить как можно больше предпринимателей и их общественных объединений. На этом настаивал чуть ли не каждый выступавший. Все были едины и в том, что пассивность бизнеса можно преодолеть широким просвещением. Но для этого нет средств. Необходимо государственное финансирование образовательных программ и помощь донорских структур.

    Эти и многие другие пожелания вошли в перечень рекомендаций участников круглого стола, адресованных президенту, парламенту, центральным и местным органам власти. Правительству рекомендовано рассмотреть проект изменений к профильному закону и содействовать принятию в ближайшем будущем закона о самом Кабмине. А Госкомпредпринимательства подготовить к трансформации в Национальную компанию по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, подконтрольную главе государству и подотчетную парламенту.

    Лариса Дацюк

    Инф. zerkalo-nedeli

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.