На прошлой неделе депутаты Артем Щербань и Евгений Геллер зарегистрировали в парламенте законопроект, предлагающий освободить от уплаты процентов по долгосрочным льготным государственным кредитам, выданным на получение образования в высших учебных заведениях, молодые семьи с детьми.
На данный момент порядок предоставления целевых льготных государственных кредитов на получение высшего образования регулируется Законом Украины «О высшем образовании», ст. 11 Закона Украины «О содействии становлению и развитию молодежи в Украине» (которую, собственно, и намерены подкорректировать) и принятым на их основе постановлением Кабинета министров от 16 июня 2003 г., которые закрепляют право на получение такого кредита за гражданами Украины, успешно сдавшими вступительные экзамены или обучающимися на любом курсе высшего учебного заведения независимо от формы собственности и формы обучения. Кредит предоставляется под 3% годовых на 15 лет, причем выплаты начинаются через год после окончания учебного заведения. При этом пятилетний непрерывный рабочий стаж выпускника в государственных или коммунальных структурах в сельской местности освобождает его от долговых обязательств.
Законопроект № 1124 «О внесении изменений в статью 11 Закона Украины «О содействии становлению и развитию молодежи в Украине» предлагает освободить от уплаты процентов по госкредитам на образование молодые семьи, имеющие одного ребенка, родителям двух детей «списывать» четверть суммы кредита, а многодетным семьям —ину. То есть применить к образованию схему, использующуюся при кредитовании молодежного жилищного строительства.
По мнению авторов законопроекта, необходимость оплачивать высшее образование сдерживает молодые семьи от рождения детей и опосредованно является сдерживающим фактором демографического роста, поэтому дополнительные льготы в этой области для молодых семей с детьми пошли бы на пользу обществу: и молодежи с высшим образованием стало бы побольше, и рождаемость бы повысилась.
Но при близком рассмотрении ситуация выглядит совсем не так гладко. Во-первых, из-за мизерного финансирования программы кредитования — в бюджете-2006 на эти цели заложено всего 13,5 млн. грн. Даже если принимать в расчет «среднепотолочную» стоимость обучения на уровне 2,5 тыс. грн. в год (реально она составляет 2,5-10 тыс. грн.— Авт.), то воспользоваться кредитом смогут
5,5 тыс. абитуриентов и уже студентов. При том, что количество «платников» в вузах Украины составляет около 500 тысяч, цифра просто умиляет.
Во-вторых, при введении «списания» части кредита молодежи с детьми, обязательно встанет вопрос об отдельной структуре, которая будет заниматься администрированием этого процесса. Напомним, что в конце 2003 г. народный депутат Тамара Прошкуратова вносила законопроект, который предусматривал создание Государственного фонда кредитования для получения высшего образования (аналог фонда содействия молодежному жилищному строительству), но он был направлен на повторное первое чтение, с которого так и не вернулся. При этом отметим, современная практика свидетельствует, что администрирование государственных фондов «съедает» около 40% их годового бюджета.
А в-третьих, о том, за счет каких источников в бюджете появятся средства, позволяющие «прощать» родителям невозвращенный кредит, если едва находятся средства, чтоб его выдать, авторы законопроекта тоже понятия не имеют. По крайней мере из объяснительной записки к законопроекту этого выяснить не удалось.
И еще одно. По информации областных управлений министерства образования, которые фиксируют все обращения за предоставлением целевых государственных кредитов на учебу, в основной массе областей их количество едва переваливает за десяток.
На этом фоне гораздо более впечатляющей является активность украинских банков. Если два года назад кредиты на получение образования предоставляли от силы шесть финансовых учреждений, то сегодня такой продукт имеется в портфеле практически каждого уважающего себя банка в виде отдельной программы или в рамках потребительской линейки. Срок кредитования составляет в среднем от года до трех (в некоторых банках кредит можно получить и на 15 лет), сумма — 5 тыс. грн. в год, процентная ставка — 20-30% годовых. Отдельно начисляется комиссия за открытие кредита — 4-6% от суммы. В некоторых случаях может потребоваться первичный взнос в объеме 20-30% или гарантия поручителей.
Условия предоставления кредитов на получение образования в некоторых банках | |||
Банк, программа финансирования | Срок и ставка кредитования | Комиссия за открытие кредита | Ограничения по сумме |
ПриватБанк, «Кредит на образование» | До 15 лет, 1,67% в месяц | 100 грн. за оформление карточки | Максимальная сумма (без дополнительного обеспечения) — |
«Днестр», «Событийное кредитование» | До 12 месяцев, 2,75% в месяц | — | До 5 000 грн. |
Правэкс-Банк, «Потребительское кредитованиие» | До 36 месяцев, 20% годовых | 6 месяцев — 8% от 12 месяцев — 10% от суммы кредита 36 месяцев — 37% от суммы кредита | До 5 000 грн. |
Укрсоцбанк, «Кредитование физлиц на приобретение товаров длительного пользования» | До 12 месяцев, 26% годовых | 5% от суммы кредита | От 2 000 до |
Кредобанк, «Кредитование на текущие нужды под поручительство физлиц» | До 12 месяцев, 21,5% годовых | 4% от суммы кредита | До 5 000 грн. |
По данным банков
Инф. e-finance.com.ua
e-finance.com.ua