• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Большинство российских предприятий не конкурируют даже друг с другом
    2006-07-26 10:04:00

    Почтиина российских предприятий могут заявить, что их товары вне конкуренции. Но совсем не потому, что они производят продукцию высшего качества, а потому, что конкуренты у них отсутствуют физически, выяснила Высшая школа экономики (ВШЭ). Без конкуренции у компаний нет интереса к развитию, и в перспективе их ждет поглощение или банкротство. Это означает, что грядет новый масштабный передел собственности, делают вывод экономисты.

    Повышение конкурентоспособности российских товаров — любимая тема чиновников, которые охотно готовы поддержать рублем отечественного производителя, борющегося с иностранными соперниками. Но исследование ВШЭ показало, что большинство предприятий российской обрабатывающей промышленности пока не только находятся вне глобальной конкуренции, но и не конкурируют даже друг с другом. Более того, предприятия всячески избегают конкуренции, работая в привычной нише и не стремясь достигнуть большего, говорит один из авторов исследования, заместитель директора Межведомственного аналитического центра Борис Кузнецов.



    Опрос показал, чтоина предприятий не считают своими конкурентами зарубежных производителей — они ориентированы только на внутренний или еще более узкий региональный рынок: более 30% компаний сбывают большую часть своей продукции потребителям своего же региона. Только у 20% экспорт составляет в выручке 10% и более. Примерно 40% предприятий убеждены, что они серьезно не конкурируют ни с кем. Многие из этих фирм работают в узких рыночных нишах, которые или имеют высокие барьеры для входа, или просто неинтересны для более крупных компаний. Активы достались им со времен приватизации, поставщики и покупатели работают с ними годами, ничего менять в своей жизни им не нужно — они просто приспособились к действующим условиям и нашли свою нишу, рассуждает Кузнецов.

    Они не выходят за рамки своего региона, потому что у них нет желания и ресурсов для продвижения. Но это замкнутый круг — статистика показывает, что у таких компаний более низкая рентабельность и они менее интересны инвесторам, а соответственно, у них меньше шансов привлечь средства на развитие. Ориентация на региональный рынок и отсутствие конкуренции с импортом сами по себе очень негативно влияют на развитие предприятий, предупреждают ученые. Причина в том, что с российскими коллегами компании соревнуются исключительно по цене и лишь конкуренция с импортерами стимулирует их к тому, чтобы вкладывать деньги в качество продукции, в инновации. Поэтому большинство предприятий, входящих в эти 40%, ждет бесславное будущее. “По мере продвижения в регионы крупных холдингов и иностранных компаний предприятия этого типа являются первыми кандидатами для поглощения, реструктуризации или вытеснения с рынка”, — предупреждает Кузнецов.

    Бизнесмены согласны с выводами экспертов. “Из-за конкуренции с иностранцами нам пришлось потратиться на разработку специального энергосберегающего оборудования”, — рассказывает представитель компании “Привод” Ирина Бурдельная. Но благодаря новой технологии компании удалось заключить выгодный контракт с “Газпромом” на 5 млрд руб. Деревообработчики не ощущают конкуренции, потому что на рынке явный дефицит оков, отмечает гендиректор Национальной лесоиндустриальной корпорации Андрей Прокопов. Но ситуация изменится лет через 5-7, когда на рынок придут финны. На консервном рынке работает около 100 компаний, продвигающих более 120 марок, говорит Максим Протасов, владелец компании “Помидор Пром”, поэтому конкуренция гораздо более острая. Но она далеко не всегда на пользу, убежден замгендиректора завода “Пермьцветмет” Николай Касьянов. “Китайская продукция хуже по качеству, но на 20% дешевле. Поэтому, чтобы оставаться на плаву, мы вынуждены снижать цену, из-за чего рентабельность приближается к нулю”, — жалуется Касьянов. Многие пытаются нарастить продажи любой ценой и зачастую работают себе в убыток, соглашается Протасов.

    Чтобы выжить, конкурирующим предприятиям придется объединяться. Часто у небольших заводов объемы обработки невелики, а заказы распылены между множеством компаний, в результате прибыль каждой из них настолько мала, что у предприятий нет ресурсов для развития, объясняет гендиректор завода “Русполимет” Александр Конюхов. Успешный пример — производители мороженого. Торговым сетям была важна лишь цена товара, что толкало производителей к удешевлению рецептуры, рассказывает президент ГК “Айсберри” Илья Гордеев. Мороженое стало менее вкусным, потребитель перестал его покупать. “Это чуть не убило нашу отрасль, — вспоминает Гордеев. — Но, к счастью, мы нашли возможности для консолидации”.

    В сентябре 2005 г. — январе 2006 г. ВШЭ в рамках совместного проекта с Всемирным банком при поддержке Минэкономразвития опросила руководителей 1002 крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности с численностью 100-1000 человек в 49 регионах. Компании работают в пищевой, лесоперерабатывающей, текстильной и швейной отраслях, химии и фармацевтике, металлургии, машиностроении и производстве электронного и электротехнического оборудования.

    Инф. vedomosti

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.