Прошел год после принятия закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств («автогражданка»). Самый раз подвести первые итоги. Для этого Ассоциация страхователей Украины (АСУ) обратилась в Госфинуслуг и Моторное бюро (МТСБУ) с запросом об уровне выплат по данному виду страхования.
По мнению указанных организаций, сведения об уровне выплат отдельных страховых компаний являются тайной. Что же так дружно скрывают государственная надзорная организация и коммерческое объединение страховых компаний?
Духовное единство
Год назад, убеждая общественность в необходимости принятия закона об «автогражданке», его защитники приводили кровавые аргументы о десятках тысяч ежегодно травмируемых на дорогах Украины, которые вследствие бедности государства нуждаются в помощи страховых компаний.
Нас уверяли, что по таким законам живет весь цивилизованный мир и, конечно же, Европа, в которую мы так стремимся.
При этом страховые компании убеждали нас, что «автогражданка» для них дело чести, а не стремление заработать. Тем более что этот вид страхования является чуть ли не убыточным.
Особо преуспели в вопросах чести апостолы украинского страхового рынка.
Президент Лиги страховых организаций (ЛСОУ) Александр Филонюк прогнозировал, что убыточность от «автогражданки» будет на уровне 125% (реальная убыточность в 2005 году оказалась всего 7,9%, т.е. президент «ошибся» в… 15,8 раза).
Президент МТСБУ Владимир Романишин пугал, что даже при самом оптимистическом сценарии дефицит его организации к концу 2005 года может составить угрожающую сумму — 480 млн. грн. (сейчас о «дефиците» МТСБУ молчит, а страховые компании вместо дефицита получили прибыль в размере 92,1% из собранных 417 млн. грн.).
Президент СК «Гарант-Авто» Юрий Лахно убеждал, что к исходу второго года тариф будет убыточным (уровень выплат у этой «убыточной» компании в 2005 году составил всего 6,1%, т.е. тариф для нее оказался не убыточным, а завышенным в 10…15 раз, что позволило компании оставить себе 93,9% из собранных 31,5 млн. грн.).
Президент СК «АСКА» Александр Сосис уверял, что «автогражданка» — это не выдумка страховщиков, а цивилизованная форма защиты пострадавших на дорогах. И Украина в этом смысле делает европейский шаг (уровень выплат у этой «шагающей в Европу» компании составил в 2005 году всего 11,1%, т.е. 88,9% из собранных 19,9 млн.грн. компания оставила не «пострадавшим на дорогах», а себе).
Председатель правления «Украинской транспортной страховой компании» Галина Пишакова утверждала: те, кто говорит, что страховщики от «автогражданки» будут иметь большую прибыль, преувеличивают (уровень выплат в 2005 году у этой «неприбыльной» компании составил всего 6,4%, т.е. прибыль достигла 93,6% из собранных 8,9 млн. грн.).
Все эти прогнозы поборников чести делались под неподкупным надзором председателя Госфинуслуг Виктора Суслова, который, отстаивая интересы граждан, таки заставил страховые компании снизить тариф на несколько гривен (с 323,88 грн. до 291,49 грн.), чем обеспечил общую точность расчета на уровне 0,003%, что является беспрецедентным для экономических расчетов (итоги 2005 года показали, что доктор экономических наук «ошибся» примерно в 10 раз, т.е. на… 1000%).
Вероятно, именно за неподкупность и точность г-на Суслова страховые компании обратились к президенту Украины в защиту уволенного им чиновника. Самым трогательным в защитной эпопее является то, что защищаемый коммерсантами чиновник должен был их зорко контролировать.
Помощь в пути
Итак, в 2005 году страховые компании собрали у водителей в виде премий по «автогражданке» 417 млн. грн., а выплатили пострадавшим на дорогах всего 33 млн. грн. Таким образом, средний уровень выплат (отношение двух предыдущих цифр) составил 7,9%, что примерно в десять раз хуже, чем в цивилизованной Европе.
Причем страховые компании «Оранта», «Авионика», «Оранта-Сич», «Украинская транспортная страховая компания», «Гарант-Авто», «Украинская пожарная страховая компания», «Укргаз» и «Княжа», которые входят в органы управления МТСБУ и определяют его политику, имеют уровень выплат даже ниже среднего (например, у «Оранты», имеющей 20% рынка, уровень выплат всего 7,1%, а у «Княжа» при 4% рынка уровень выплат просто смешной — 2,1%).
Горячее стремление страховых компаний защищать интересы пострадавших на дорогах лучше всего иллюстрируют страховые компании «Остра» (Одесса), «Харьковская муниципальная страховая компания» и «Велта» (обе из Харькова), «Остра-Сумы» (Сумы), «Укрнафтатранс» и «Добробут» (обе из Киева), у которых уровень выплат находится в пределах 0,2…2% (вдумайтесь, из каждых полученных 100 грн. указанные компании выплачивают по обязательному остросоциальному виду страхования аж 0,2 грн. или, в лучшем случае, 2 грн., а остальные 98…99,8 грн. кладут себе в карман).
Информация об уровне выплат другими «благодетелями» приведена на сайте АСУ insurhelp. Там же дается информация о владельцах наиболее известных из упомянутых страховых компаний (страна должна знать своих героев).
Поразительно, но при декларируемой направленности «автогражданки» на защиту участников дорожного движения ни один из сотен опрошенных АСУ граждан не знал о защитных возможностях указанного закона и потому в принципе не мог ими воспользоваться.
К полнейшему отсутствию информации об «автогражданке» можно добавить двусмысленность многих положений этого закона, позволяющую трактовать их в пользу страховых компаний, закрытость информации о запланированной рентабельности этого вида страхования, закрытость информации о методике расчета тарифов, отсутствие какой-либо информации о планах по централизованному ознакомлению граждан с защитными возможностями «автогражданки» и т.п.
Радостные ожидания
При проталкивании закона об «автогражданке» за благотворительной риторикой защитников проскальзывали дракуловские оговорки, но тогда им значения не придали — спешили в Европу.
В частности, представитель СК «ТАС» Валентина Зуева сожалела, что закон об «автогражданке» не предусматривает тюремного заключения за отсутствие полиса.
Автор закона об «автогражданке», бывший нардеп Михаил Добкин (ныне продолжает творить добро на посту мэра Харькова) обещал, что постарается сделать так, чтобы водители опасались выезжать без страховки.
Замначальника областной ГАИ Юрий Мельник радовался, что теперь у него есть юридические основания штрафовать хоть каждый день.
Теперь эти насильнические перспективы обрели реальные основу — в марте 2006 года МТСБУ и ГАИ подписали договор о сотрудничестве.
В договоре, конечно же для блага общества, предусмотрено, что объединение коммерческих организаций в лице МТСБУ будет финансировать работу структурного подразделения Министерства внутренних дел, коим является ГАИ (вероятно, это очередной шаг новой власти к борьбе с коррупцией).
Учитывая появившиеся в прессе сообщения об убийствах сотрудниками милиции не понравившихся им граждан, можно ожидать, что сборы премий по «автогражданке» резко увеличатся.
Ну, здравствуй, долгожданная Европа!
Леонид Хорин (генеральный директор Ассоциации страхователей Украины)
Инф. zerkalo-nedeli
e-finance.com.ua