И. о. министра финансов Виктор Пинзеник хочет влиять на налоговую, таможню и Фонд госимущества
10 секунд на чтение
В интервью Контрактам Виктор Пинзеник рассказал о том, что:
1) в стране работает не один Пенсионный фонд, а десять
2) бюджетные показатели Минфин определяет интуитивно
3) часть экспортно-импортной выручки проходит в обход легального валютного рынка
4) давно не может выспаться
5) после отставки жизнь не заканчивается
Бюджетные аномалии
Накануне выборов вы прогнозировали проблемное наполнение госбюджета. Чем обусловлено имеющееся перевыполнение плана по доходам?
— И накануне выборов было перевыполнение. Я говорил об угрожающих тенденциях по некоторым налогам и о схемах минимизации платежей, которые сейчас используют. По итогам полугодия мы не добираем по налогу на прибыль 1,4 млрд грн. В отдельных областях поступления меньше, чем в прошлом году. Вывод простой — предприятия используют новые схемы уклонения от налогообложения.
Выяснили, какие именно схемы?
— Кое-что выяснили. В первую очередь прибыли выводят через офшоры. Некоторые компании регистрируют там торговые марки, платя за это по 200 млн грн. А мы ограничены в возможностях противодействовать этому. Хотя недавно Кабмин наконец принял важное решение — одобрил проект закона об отмене соглашения между СССР и республикой Кипр об избежании двойного налогообложения. По сути, это соглашение легализовало «дыру» для ухода от уплаты налогов. Но я — не депутат и не могу оценить шансы принятия этого законопроекта парламентом, который, к тому же, фактически не работает. Существуют «офшорные дыры» и в самой Украине.
За счет каких поступлений происходит перевыполнение госбюджета?
— Прежде всего — за счет НДС. В прошлом году Украина продемонстрировала чудо: вы не найдете ни одной другой страны, где за год удвоились поступления от НДС. Западные коллеги до сих пор удивляются, никто не верит, что такое возможно. Я сам, если бы был в стороне, тоже отнесся бы скептически к возможности такой динамики роста ВВП и доходов. В 2004 году — 12% рост ВВП и 10 млрд грн прироста доходов госбюджета, в 2005 году — 2,6% рост ВВП и 32 млрд грн прироста доходов. Фактически это стало возможным благодаря ликвидации схем, связанных с НДС.
Поспособствовало ли повышение цен на железнодорожные перевозки и электроэнергию наполнению госбюджета?
— Пока не знаем. Эти повышения скажутся на поступлениях по налогу на прибыль, данные по которому появятся не раньше середины августа. Будем делать выводы по результатам второго квартала.
Правда ли, что в бюджете не хватает средств на выплату льгот и субсидий, связанных с подорожанием электроэнергии и повышением железнодорожных тарифов?
— За полгода экономия по субсидиям составляет 100 млн грн. Мы предусмотрели выделить на льготы и субсидии на 40% больше средств, чем в прошлом году. Цена на газ и тепло для населения не изменилась, поэтому средства, заложенные в госбюджет, еще не использованы. И, возможно, такими они и останутся. На имеющейся статистической базе довольно сложно точно прогнозировать, но думаю, что увеличения расходов на 40% должно хватить.
Какие налоговые изменения будут сопровождать принятие госбюджета-2007?
— Ряд налоговых изменений нужно внести еще до принятия госбюджета-2007. Но едва ли это удастся до сентября, когда ВР должна рассмотреть проект бюджета на 2007 г. У нас есть определенные наработки по налоговым изменениям, однако прежде чем подробно говорить о них, нужно принять ряд политических решений. Ведь проблема у нас традиционная — как свести баланс госбюджета.
Уточните, какие именно балансовые проблемы ожидают вашего преемника?
— Минфин живет как на вулкане. Фактически мы имеем два госбюджета. Один из них существует исключительно на бумаге. Речь идет о декларативных законах, которые никогда не выполнялись и не могут быть выполнены. Этим продуцируется такое страшное явление, как неуважение к закону. Социальные законы есть, а выполнить их невозможно. Не буду их перечислять, но поверьте, что их напринимали по меньшей мере еще на один бюджет. Прожиточный минимум растет — расходы автоматически индексируют, социальная защита улучшается. На бумаге. Но ведь все это когда-то может прорвать. Это во-первых.
Во-вторых, пенсионная система несбалансирована. Мы уменьшили дефицит Пенсионного фонда с 16 млрд грн в прошлом году до 7 млрд грн в нынешнем. Но проблема не исчезла. Пенсионная реформа не состоится, пока не сбалансируем Пенсионный фонд. А дисбаланс серьезный — у некоторых категорий работников пенсия больше, чем зарплата, значительная часть пенсий вообще проходит вне баланса Пенсионного фонда. Кроме того, ухудшается демографическая ситуация: соотношение налогоплательщиков и пенсионеров изменяется не в пользу последних. Все это означает, что у будущих пенсионеров будут проблемы. Получат они гарантированную пенсию или нет — будет зависеть от непростых решений, которые сбалансируют Пенсионный фонд. Их придется принимать — украинский пенсионер должен быть спокойным за свою пенсию не только в нынешнем или следующем году, а всегда.
Третья проблема — налоги. Я первым завизирую документ об их снижении! Только это утопия, если одновременно не будут снижены расходы государства, для чего также нужна политическая воля.
За счет чего Минфин может уменьшить государственные расходы?
— Не хочу, чтобы такие вопросы были проблемами исключительно Минфина. Это проблемы всего общества. Мне лично не нужны налоговая, таможня или Фонд государственного имущества. Но если министр финансов отвечает за бюджет и не имеет отношения к источникам покрытия его расходной части и к поступлениям, связанным с приватизацией, то, извините, как можно нарекать на министра финансов за невыполнение госбюджета, если бы такое произошло? В бюджете-2006 записано, например, что 2,1 млрд грн бюджетных расходов должны быть профинансированы за счет приватизации. Сейчас мы получили лишь 168 млн грн.
Считаете, что ФГИУ надо подчинить Минфину?
— Я аргументировал позицию. Если функция распылена — ответственных не найдешь.
В Украине, например, десять пенсионных фондов. Не удивляйтесь. Попробуйте взять отчет о фонде зарплаты. Делаешь запрос в Пенсионный фонд — получаешь один показатель, обращаешься к Госкомстату — предоставляют другую цифру, Фонд страхования от несчастных случаев на производстве — третью, Фонд безработицы — четвертую и т. д. Функция, которую должна выполнять одна структура, распылена, каждый ведет собственный учет.
Как в таких условиях готовите бюджет?
— Благодаря профессионализму работников Минфина и опираясь на опыт. В прошлогодней ситуации спасла профессиональная интуиция. Ни по какой формуле сосчитать доходы было невозможно. А мы все же сосчитали. Более того, потом еще планку доходов повысили приблизительно на 2,5 млрд грн и не ошиблись.
Ваши западные коллеги прогнозируют доходы госбюджета с помощью математических моделей...
— Мы также используем модели. Но, к сожалению, в условиях фиктивного экспорта или занижения таможенной стоимости импорта они не работают. Попробуйте что-то спрогнозировать, если рост экономики в четыре раза меньше, чем в предыдущем году, а прирост доходов — втрое больше. В какую, извините, формулу это можно вписать?
Риски и НДС
Чем объясняется феномен: в Украине политический кризис, а экономика растет?
— События, происходящие в Украине, в других странах действительно привели бы, наверное, к неприятным вещам. Но у украинской экономики уже сформировался иммунитет ко всяким политическим заявлениям и даже решениям. Существующая политическая ситуация даже имеет определенный позитив — чем меньше вмешиваются в экономику, тем лучше она развивается. Впрочем, в долгосрочной перспективе такая нестабильность не несет ничего хорошего, прежде всего для финансового сектора. Нужна стабильность, понимание того, в каком направлении движемся. У нас уже не госплановская, а рыночная экономика, тем не менее, и она нуждается в решениях. А некоторые решения могут быть приняты только на законодательном уровне.
Почему не оправдались пессимистические прогнозы влияния подорожания газа на ВВП?
— В бюджет этого года был заложен 7% рост ВВП. Потом появились более пессимистические оценки. Экономика действительно «проглотила» повышение цен на газ относительно спокойно. Но это не означает, что она способна выдержать намного более высокую цену. Со временем Украина все равно будет вынуждена перейти на мировые расценки на газ. Но сейчас проблема в том, как от состояния « мании» перейти к «здоровому образу жизни». Трудно сделать это в короткий промежуток времени. Еще один резкий скачок цены может нанести намного более ощутимый удар.
Я читал материалы по некоторым предприятиям с большими затратами газа. За последние полгода их прибыли возросли, что вызвано улучшением внешней конъюнктуры и эффектом статистической базы 2005 года. Именно потому и наблюдается ускорение роста: в прошлом году в июне мы констатировали 4,1% прироста ВВП, сейчас имеем 5%. В июле, думаю, будет еще лучший показатель. Обратите внимание — налоговых льгот нет, а экономика растет.
Отмена каких льгот, по вашему мнению, благоприятно сказалась на экономике?
— Прекратили страховаться от падения метеоритов на Киев. Исчез фиктивный экспорт — сравните экспортную статистику за 2004 и 2005 гг. Экспорт в Прибалтику упал в разы, а по отдельным позициям — в десятки раз. Раньше так называемые товары отвозили в порт, регистрировали и выбрасывали в море, сейчас ситуация существенным образом изменилась. В некоторых областях при общем оживлении торговли оптовые продажи упали на 50%. То есть в прошлом году исчезла накипь фиктивных схем, и сейчас мы имеем более достоверную статистическую базу. Интересный парадокс: экономика растет, а количество заявок на возмещение НДС — нет.
Я не могу утверждать по отдельным предприятиям, но вообще дела с возвратом НДС сейчас идут намного лучше. Год назад просроченная задолженность по возмещению НДС составляла 3,4 млрд грн. В конце прошлого года мы сократили ее до 600 млн грн, и с тех пор удерживаем такую тенденцию. На начало июля эта цифра составила 560 млн грн.
Далеко не все льготы — вредные и коррупционные. Почему лично вы выступаете против нулевой ставки НДС на инвестиционный импорт?
— А почему вы считаете, что украинцы хуже граждан других государств? Объясните, почему в законе должна прописываться соответствующая норма?
Это позволило бы среднему бизнесу обновлять основные фонды. Вы так не считаете?
— Но почему украинский товар должен продаваться с НДС, а импортный — без? НДС — специальная ценовая надбавка, не зависящая от страны, откуда исходит товар. Это налог на покупателя, а не на производителя. Импортер любого товара (в том числе — инвестиционного) после уплаты НДС имеет право на налоговый кредит. То есть он ему возмещается бюджетом или же на соответствующую сумму уменьшаются платежи в бюджет.
По итогам первого квартала платежный баланс Украины был отрицательным. Чем это угрожает экономике?
— Давайте считать: допустим, $14 млрд составил экспорт, $18 млрд — импорт. Импорт реальный, а не ьный. Откуда покрывается разница? При дефицитном платежном балансе импорт должен покрываться за счет резервов Нацбанка. То есть, по логике, НБУ должен был продавать валюту. Но в мае он выкупил $245 млн, в июне — $258 млн, в июле — уже $73 млн. При дефиците доллары продают и наблюдаются девальвационные тенденции. Мы же констатируем снижение курса доллара по отношению к гривне. Соответственно мой вывод таков: часть экспортно-импортных операций идет в обход легального валютного рынка.
Как изменится ситуация после очередного повышения цены на газ?
— Это повлияет на платежный баланс. Но наибольший риск заключается в том, что мы не можем спрогнозировать цену, а значит — очень уязвимы при планировании. Представьте себе, как составлять бюджет, не зная фактора, оказывающего непосредственное влияние на его показатели. Цена на бензин не является критической для госбюджета, а на ценах на газ завязаны коммунальные платежи, огромный объем расходов на содержание бюджетной сферы, субсидии, льготы и т. д. В прошлом году, готовя бюджет, мы не знали цены газа. Это — не лучшее условие для планирования бюджета.
Вы выступали против соглашений, подписанных с Газпромом в январе этого года. Какие договорные условия, по вашему мнению, сейчас должна отстаивать украинская сторона?
— В газовых соглашениях я хочу видеть ответы не только на вопросы, интересующие российскую сторону, но и на вопросы, важные для нас. К сожалению, ответов сейчас нет. Я понимаю интересы россиян — их интересуют, прежде всего, гарантии транзита. Но ведь и Украину интересуют такие же гарантии, во-первых, по цене на газ, во-вторых, по объемам поставок. И эти гарантии должны дать те структуры, которые могут их обеспечить. Если речь идет о транзите — достаточно гарантии НАК «Нефтегаз Украины», управляющей транзитной системой. Что касается цены и объемов поставок — нужно получить гарантии соответствующих структур Российской Федерации.
Когда эффективно заработает Государственное ипотечное учреждение?
— Разве проблема в ипотечном учреждении? Посмотрите, какими темпами ипотечный рынок растет и без него. Кредиты населению с начала года возросли на 50%. Ошибается тот, кто думает, что ипотечное учреждение сделает революцию в ипотеке. Оно — лишь страховой механизм для коммерческих банков. Мы полностью сформировали его уставный капитал в объеме 100 млн грн. Государственная гарантия (на заимствования в объеме 1 млрд грн. — Ред.) уже определена законом. Гарантии предоставлены только для раскрутки, в первый и последний раз. Учреждение — новое, и мы не хотим, чтобы его займы были дорогими. Хотя цена заимствований будет зависеть и от этих событий (показывает на окно. — Ред.). Все документы по ГИУ уже согласованы, но мы не можем согласовать их с бюджетным комитетом ВР, так как его еще нет.
Сон и осложнение
Руководство Госкомпредпринимательства сетует, что дискуссия с вами об упрощенной системе налогообложения зашла в тупик. Почему?
— С упрощенной системой налогообложения нет никаких проблем. Мы никогда не отрицали ее необходимость. Но мы против того, чтобы ею пользовались те, кто не имеет на это права. Упрощенную систему ввели для мелких предпринимателей, к которым миллиардные капиталы не имеют никакого отношения. Есть информация об одном гражданине, который в прошлом году получил доход в размере 1,149 млрд грн и уплатил аж... 2 тыс. грн налогов. Есть еще трое, все — нерезиденты (неизвестно, были ли они вообще в Украине), чей совокупный доход составил 2,5 млрд грн. $200 млн долларов в год — разве это доходы мелкого бизнеса?
Как именно вы будете изменять упрощенную систему, чтобы вместе с коррупционной водой не выплеснуть нормальных упрощенцев?
— Пока могу лишь ответить, что это возможно. В прошлом году нам удалось с помощью изменений в законодательство разграничить мелкий и крупный бизнес.
Сохранится ли существующая дифференциация ставки упрощенного налога?
— Я вообще не люблю любых дифференциаций, ведь они провоцируют коррупцию. Поэтому стараюсь, где только возможно, делать так, чтобы не было «вилок». Другое дело, что ставка, о которой вы говорите, не может быть одинаковой для Киева и других городов.
Чем займетесь, когда покинете должность министра финансов?
— Разве жизнь сводится только к политике или к должности? Не думайте, что это такое большое счастье — работать на должности министра финансов. Для меня это скорее наказание, сам не знаю, за что. Значительно легче работать там, где сам принимаешь решения. В ближайших планах — передать дела после завершения формирования правительства. А пока работаю над бюджетом. Кроме того, сейчас занимаюсь введением аукционов по продаже конфискованных драгоценностей. Например, 15 августа впервые публично продадим немало интересных вещей. Речь идет о небольших оборотах, но, думаю, что если бы весь конфискат продавали прозрачно, в бюджет привлекали бы намного больше средств.
Как проводите досуг?
— Свободного времени у меня нет. Всего несколько раз выехал за Киев. К сожалению, редко удается выспаться. Привык рано вставать даже в воскресенье. Бывает, прозвонит будильник, я его выключу, а через пять минут все равно просыпаюсь — внутренний сторож поднимает с кровати.
Какой период вашей работы оказался самым тяжелым?
— Прошлый год. Он был очень трудным с точки зрения фискального дисбаланса. Приходилось принимать непростые стратегические решения. При этом я не хотел, чтобы мы решали проблемы только одного года. Одно из неоднозначных прошлогодних решений о повышении зарплат и социальных выплат в этом году существенно облегчило нам жизнь — снизился дефицит Пенсионного фонда. Если бы мы не пошли на такой шаг, то сейчас имели бы серьезные проблемы, и не только бюджетные.
Не слишком ли высокой ценой стало снижение инвестиционных расходов?
— Капитальные вложения бюджета — это, прежде всего, развитие инфраструктуры. Мы дали на этот год как никогда много денег Укравтодору. Сейчас даем еще и гарантии под кредит на 2 млрд грн. На 700 млн грн капитализировали два госбанка. Начинаем инвестировать в развитие социальной сферы регионов. Но главным инвестором в экономику должен быть не бюджет, а прежде всего частный сектор.
Карьера министра
2005 г. — министр финансов
2002 г. — народный депутат Украины
1998 г. — народный депутат Украины
С сентября 1996 г. — вице-премьер-министр
С августа 1995 г. — вице-премьер-министр по вопросам экономической реформы
С октября 1994 г. — первый вице-премьер по вопросам экономической реформы (с декабря — председатель Совета по вопросам экономической реформы при президенте, впоследствии — председатель Нацсовета по вопросам статистики при президенте)
1994 г. — народный депутат Украины, внештатный советник президента
1993 г. — вице-премьер-министр Украины по экономике, председатель Украинского фонда поддержки реформ
С октября 1992 г. — министр экономики
1991 г. — народный депутат Украины
1990 г. — профессор, затем — заведующий кафедрой экономики и управления народным хозяйством экономического факультета ЛГУ им. И. Франко
1989 г. — закончил докторантуру Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
1987 г. — старший научный сотрудник ЛГУ им. И. Франко
1981 г. — доцент
1979 г. — закончил аспирантуру ЛГУ им. И. Франко
1975 г. — закончил экономический факультет Львовского государственного университета им. И. Франко, ассистент
1954 г. — родился в с. Смологовица (Закарпатская область)
Беседовали Наталья Гузенко, Наталья Задерей
Инф. kontrakty
e-finance.com.ua