• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Шандра против шантажа и экспорта электричества
    2006-07-28 14:52:00

    И. о. министра промышленной политики Владимир Шандра за сохранение господдержки машиностроения и высокотехнологических отраслей

    10 секунд на чтение
    В интервью Контрактам Владимир Шандра рассказал, что:
    1) создание самолета Ан-148 будет стоить бюджету около 1 млрд грн
    2) экспорт электроэнергии в Россию и Беларусь — неуважение к украинскому товаропроизводителю

    Класс номер ноль
    Благодаря чему в последние два месяца в Украине оживилось промпроизводство? Ведь ни Верховная Рада, ни министерства, по сути, не работают?
    — Во II квартале на мировом рынке произошло оживление спроса на металлы. Кроме того, в 2005 году были осуществлены крупные инвестиции в металлургическую промышленность. Наконец, именно в июне прошлого года в тяжелой промышленности был спад — вот металлургия с машиностроением и показали сейчас такие высокие темпы роста. По выплавке чугуна у нас 127% июнь к июню, по стали — 123%. В технологических отраслях — автомобилестроении, судостроении — рост еще больше. В прошлом году мощности украинских судостроительных заводов были загружены на 41%, в конце этого года ожидаем 69%. А то, что не работает ВР, с одной стороны, плохо, а с другой — хорошо. Плохо, что не принимают хороших законов, хорошо, что не принимают плохих.

    По вашему мнению, каким отраслям украинской промышленности необходима государственная поддержка?
    — У нас в министерстве 26 отраслей. Я считаю, что государственная помощь нужна всем отраслям. Но есть приоритетные — машиностроение и высокие технологии. Они в первую очередь должны получать финансовую и бюджетную поддержку.

    По какому принципу формируется перечень предприятий, получающих государственные дотации?
    — Государственных дотаций сейчас вообще нет. С одной стороны, правильно — когда компании, имеющие государственные дотации, выходят на внешний рынок, тут же конкуренты поднимают вопрос об антидемпинге. С другой, у государства просто нет денег, чтобы делать серьезные дотации. Мы сейчас можем работать лишь точечно — например, судостроителям разрешено заводить корабли на ремонт без платы НДС.

    Недавно Кабмин обнародовал список предприятий, которые получат скидку на электроэнергию. Почему в перечень Минпромполитики вошли всего 23 предприятия?
    — Критерий один — предприятия, потребляющие больше 50 млн кВт-ч в год. Сначала список был шире. Мы вносили предприятия со среднегодовым потреблением 50 млн кВт-ч энергии в год и те, для которых стоимость энергии составляет более 35% от себестоимости производства. Во всем мире оптовые покупатели и предприятия, работающие в базовом режиме, платят меньше других. И один из первых вопросов, поднимаемых промышленными инвесторами, желающими работать в Украине (например, «Русский Алюминий») — какими будут тарифы на электроэнергию, цена на газ, на другие сырьевые ресурсы. Но остальные министерства — Минфин, Минтопэнерго нас не поддержали, оставив только один критерий.

    Значит, за льготы для крупных промпроизводителей заплатят средние и малые предприятия?
    — Я бы выразился иначе — мы должны развивать потребление электроэнергии — как среди населения, так и среди промышленных предприятий. Сейчас у нас два класса потребителей энергии, в зависимости от мощностей, частот и так далее. Я за то, чтобы этих классов было больше. Фактически сейчас мы создаем нулевой класс потребителей. Это необходимая мера, если действительно планируем экономить газ, внедрять энергосбережение. У нас есть вещи, за счет которых можно снижать цену энергии для предприятий, которые намерены развиваться. Раньше мы продавали России электроэнергию за $1,69/кВт-ч, теперь экспортируем в Беларусь по $2,1. Я считаю это неуважением к отечественному товаропроизводителю.

    Было такое — приходят к вам руководители предприятий, не вошедших в перечень, и говорят: мы тоже потребляем больше 50 млн кВт-ч в год, почему нас нет среди льготников?
    — Нет, не было.

    Продолжается ли квотирование газа для промпроизводителей, введенное в начале года?
    — Зимой была чрезвычайная ситуация — практически во всех регионах Украины температура достигала -30 °С. Квотирование было даже в Москве и в Европе. Я вам скажу, что в эти критические моменты потребление газа в Украине было 410 млн кубов, промышленность забирала около 10% — 47-48 млн кубов, остальное потребляло население. Разумеется, правительство не хотело отключать газ населению, вот и пришлось вводить квотирование. Уже с марта никакого квотирования нет.

    Но проблема с ценами на газ и сейчас существует. Например, некоторые металлургические комбинаты уже не берут работников или готовятся к массовым сокращениям из-за роста цен на газ.
    — Я общаюсь со многими директорами, менеджерами, владельцами промпредприятий. Паники по поводу роста цен на газ не вижу. За первое полугодие украинские металлурги сократили потребление газа на 20%. Поэтому убежден, что газ для металлургии не является критическим. Существуют заменители — уголь, коксовый газ и т. д. Металлурги должны понять — если они продают металл по рыночным ценам, то вполне логично, что им будут продавать газ тоже по рыночным ценам.

    Причем, что происходит: газ для отечественных промпроизводителей дешевле, чем для конкурентов с Запада, зарплаты в Украине меньше, чем в развитых странах. Я могу понять, что у нас за годы независимости металлургический комплекс устарел и нужны серьезные инвестиции в переоборудование.

    Большинство отечественных металлургических заводов сейчас оказалось перед дилеммой: вкладывать серьезные деньги в основные средства или продаваться. Уже нельзя жить, как год-два назад, когда владельцы метзаводов, получая прибыль менее $100 на тонне стали, говорили — дескать, даром работаем. Что, эти деньги пошли на переоборудование?

    Другое дело, что цена не может за ночь или даже на протяжении недели вырасти вдвое. Это уже шантаж. Те, кто продает газ, должны за полгода предупредить — мы на следующие полгода повышаем цену. Вот тогда предприятия смогут рассчитывать — работать на газе или использовать другое топливо. Вон Mittal Steel говорит — если газ будет стоить меньше $160 за тысячу кубов, будем его использовать, если больше — перейдем на уголь.

    Я понимаю, что мы все-таки выйдем на рыночные цены, но процесс должен быть прогнозируемым. Если россияне поднимают цену, то не так, чтобы 20 июня говорить: с июля цена возрастет.

    Фонд в помощь
    По последней информации, на базе незавершенки Криворожского ГОК окисленных руд будет создано СП с госдолей 50%. Кто именно будет участвовать в этом СП со стороны частного собственника?
    — Согласно украинскому законодательству, СП с госдолей имеет право создавать только Фонд госимущества. Минпромполитики лишь провело переговоры. Мы предложили всем предприятиям, работающим в этой отрасли и интересующимся КГОКОРом, подать заявку в ФГИУ и обратиться к нам. По поручению премьера вели переговоры с российской Северсталью, ИСД, Mittal Steel, Полтавским ГОК, россиянами из Металлоинвеста и Смарт-групп. Была задача — выяснить, стоит ли достраивать предприятие так, как оно было спроектировано, то есть будет ли возможность выплавлять металл на окисленных рудах.

    Практически все эксперты говорят, что стоит. Второе требование, которое ставим потенциальным инвесторам — они должны решить проблему с долей Румынии и Словакии в ГОК (Украине принадлежит 56,75% незавершенки, остальное — Румынии и Словакии. — Прим. Контрактов). Третье требование — лучшее предложение со стороны инвесторов. У нас пока единственное условие — государство должно владеть 50+1% созданного СП. Поэтому мы хотим, чтобы уставные документы были согласованы с Минфином, Минэкономики, Минпромполитики, МИД и Минюстом. Это как минимум. Но уставные документы, согласно законодательству, должен делать Фонд госимущества.

    То есть принимать решение, кто станет инвестором, будет ФГИУ?
    — Да.

    А в какую сумму оценили госдолю?
    — У нас есть оценка, сколько было вложено средств в строительство, но я не могу назвать эту цифру. Сейчас это не документ, а мнение Минпрома и Фонда госимущества.

    Вы не хотите говорить, кто будет партнером государства по КГОКОРу?
    — Пусть об этом скажет Фонд госимущества. Он и тендер проводит и примет окончательное решение. Я не могу комментировать действия другого органа исполнительной власти.

    Почему в перечне предприятий, которые должны войти в государственный энергомашиностроительный холдинг, нет двух самых мощных заводов страны — Турбоатома и НПК «Заря-Машпроект»?
    — Включение в состав холдинга Турбоатома в постановлении есть. Проблема в том, что руководство Турбоатома не хочет в холдинг. В частных беседах директор (Евгений Белинский. — Прим. Контрактов) говорит, что видит позитив в создании корпорации. Однако у него есть предостережения по поводу объединения с якобы заводами-банкротами.

    Но Электротяжмаш — абсолютно не банкрот. И приборостроительный завод самодостаточный и Электротяжмаш самодостаточный. по выручке и портфелю заказов, я думаю, он уже догнал Турбоатом. Традиционно сложилось так, что участвовать в тендерах на внешних рынках желательно одному заказчику. Таковым станет Энергомаш. Что касается Заря-Машпроекта, то это предприятие вообще занимается другими вещами.

    В каких еще отраслях Минпромполитики намерено объединять предприятия в холдинги?
    — Концепция Минпрома — создавать компании, у которых будет шанс войти в пятерку мировых лидеров на этом рынке. Они смогут диктовать условия на рынках и побеждать в тендерах. Так могут делать только мощные крупные компании. Наша цель — создавать большие предприятия. Два уже создали. В самолетостроении — АНТК им. Антонова, в энергетическом машиностроении — Укрэнергомаш. Кроме того, есть намерения создать подобную корпорацию в военно-промышленном комплексе.

    Речь идет о производстве высокоточного оружия. Есть и противоположной пример — реструктизация завода им. Малышева. Завод рассчитан на выпуск тысячи танков в год, такие мощности сейчас не нужны. Там колоссальные накладные расходы из-за огромной территории. Недавно мы утвердили концепцию реструктуризации. Спецпроизводство — отдельно, комбайновый завод — отдельно, двигателестроение — отдельно.

    Чтоб летали самолеты
    Государство готово инвестировать в развитие АНТК Антонова и Укрэнергомаша?
    — Такие решения принимает Верховная Рада. Но я считаю, в самолетостроение инвестиции обязательно пойдут.

    Сколько нужно денег на эти проекты?
    — На самолетостроение — немногим больше 1 млрд грн в течение следующего года. Причем это разовая инвестиция. На сельское хозяйство каждый год идет намного больше. Кроме того, нужно будет где-то около 80 млн грн для удешевления кредитов. У нас уже есть четкая программа развития, мы подали в Минфин свои предложения. Укрэнергомашу нужна намного меньшая сумма — только на удешевление кредитов. Плюс госгарантии, плюс нужно выставлять 10% залог, если холдинг будет принимать участие в зарубежных тендерах. Если мы хотим выигрывать эти тендеры, без поддержки государства не обойтись. Boeing без поддержки Соединенных Штатов и Airbus без поддержки Евросоюза никогда бы не вышли в лидеры рынка.

    Совместный проект Украины и России по созданию самолета Ан-70 завершен окончательно — учитывая, что Украина собирается вступать в НАТО? Есть ли у него перспективы?
    — Надо отвечать сразу на два вопроса: продолжится ли сотрудничество с Россией, и есть ли вообще смысл делать этот самолет. Если речь идет о создании Ан-70, я считаю этот проект чрезвычайно перспективным. У такого самолета будет свой рынок сбыта, и Украина даже самостоятельно может довести проект до завершения. Другое дело — взаимодействие с Россией в рамках проекта.

    Протокол о сотрудничестве был подписан премьерами двух стран, и денонсировать его могут также только премьеры двух стран. Мы сейчас требуем, чтобы россияне определились — продолжают они работать с нами или нет. Честно говоря, не понимаю взаимоисключающих заявлений и колебаний из стороны в сторону. Вопрос о сотрудничестве по Ан-70 включен в повестку дня комиссии Ющенко — Путин. Как только она состоится, оба президента должны обсудить проблему и принять общее решение.

    Как вы относитесь к желанию предприятия «Мотор Сич» войти в состав российского авиастроительного холдинга?
    — У Мотор Сичи есть выбор. Если Украина запускает в производство собственную серию самолетов Ан-148 — предприятие получит большой внутренний рынок сбыта. Я слежу, как в России создается авиационная корпорация, и могу сказать, что мы ее создали значительно быстрее. Согласно их плану, устав корпорации должен быть утвержден не раньше осени. Наконец, если россияне намерены купить Мотор Сич, они должны обратиться в Антимонопольный комитет за разрешением. А по моим данным, в АМКУ официальных документов по этому поводу нет. Конечно, Мотор Сич — частное предприятие, но такие вопросы, как объединение с россиянами, все равно будут решаться при участии Антимонопольного комитета.

    Карьера министра
    С февраля 2005 г. — министр промышленной политики Украины
    2002-2005 гг. — народный депутат (блок «Наша Украина»), заместитель главы парламентского комитета по вопросам промполитики и предпринимательства
    1995-2002 гг. — глава правления, ОАО «Славутский рубероидный завод»
    1992-1995 гг. — занимался предпринимательской деятельностью
    1987-1992 гг. — оператор реактора, инженер, ведущий инженер по управлению реактором, Хмельницкая АЭС
    1983-1987 гг. — студент, Обнинский институт атомной энергетики
    1980-1981 гг. — шлифовальщик, Тернопольский комбайновый завод
    11 января 1963 г. — родился в г. Зборов (Тернопольская обл.)

    Евгений Дубогрыз, Вячеслав Дарпинянц

    Инф. kontrakty

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.