На днях глава правления Ощадбанка Александр Морозов заявил о своем выходе из президиума и политсовета партии «Наша Украина». В интервью «Эi» он сообщил, что намерен сконцентрироваться на управлении Ощадбанком и бороться за его коммерческое будущее.
— Означает ли Ваш демарш против политического курса «НУ», что Вы оставите пост главы Ощадбанка?
— Нет, это не связанные между собой вещи. Из политсовета я вышел из-за того, что партия неэффективно сработала… Я всем предложил написать заявление об отставке и подал пример. Я считаю, партии необходим приток свежей крови. К сожалению, моему примеру никто не последовал. Но теперь я смогу сконцентрироваться на работе в банке…
— А получится? Новое руководство Минэкономики поддержит желание Ощадбанка коммерциализироваться?
— У нас нет разногласий с Минэкономики относительно стратегии развития банка. Разные взгляды на дальнейшую судьбу госбанка у нас только с одним человеком — советником министра Сергеем Яременко. Он предлагает, чтобы госбанки только собирали длинные ресурсы у населения и передавали их на кредитование долгосрочных государственных проектов… Но необходимых механизмов нет. Для этого нужны изменения в нормативных актах НБУ, законодательстве, которые будут противоречить тем обязательствам, которые взяла Украина перед Мировым банком и МФВ (приватизировать госбанки.— Авт.). Я думаю, у юристов хватит аргументов, чтобы доказать: проект г-на Яременко не следует выносить даже на коллегию Минэкономики. Поэтому я не думаю, что разработанные Сергеем Александровичем документы повлияют на развитие Ощадбанка.
— А может ли повлиять на работу Ощадбанка наблюдательный совет, который, возможно, попадет под контроль людей Рината Ахметова и братьев Клюевых? Они не заставят госбанк кредитовать свои долгосрочные проекты?
— Мы и без вхождения этих людей в набсовет банка можем кредитовать проекты данных групп, если они будут соответствовать требованиям банка по надежности и окупаемости. Что касается влияния… Мы говорили с Президентом о том, что нужно разработать новые подходы к формированию набсовета, чтобы правильно подобрать людей (не исключено, что осенью список кандидатур от парламента и Президента в набсовет банка изменится.— Авт.).
— Вы будете добиваться от Кабмина перевода на обслуживание в Ощадбанк всех госмонополий?
— Мы не обращались в Кабмин с такой просьбой. Это было мнение министра экономики Арсения Яценюка. Но со своей стороны мы будем предлагать госмонополиям перейти к нам на обслуживание. Если их устроят условия,— они будут у нас.
Советник министра экономики Сергей Яременко:
— По стратегии развития Ощадбанка получается, что мы стремимся создать еще один комбанк, чтобы выгодно его продать. Но, во-первых, создание еще одного универсального банка в насыщенной банковской системе ничего не решает. Во-вторых, неизвестно, сможет ли банк сохранить место в первой десятке без дальнейшей капитализации в ближайшие два-три года. Идея трансформировать госбанки в коммерческие структуры основана на опыте развития подобных структур в западноевропейских странах. Однако там такие банки уже выполнили свои первоначальные задачи. В Украине такие учреждения еще и не приступили к выполнению своих функциональных задач, хотя экономика находится на уровне, хуже послевоенного в европейских странах. Ощадбанк должен и впредь ать роль безрисковой альтернативы коммерческим банкам для вкладов населения. Для этого правительство должно сохранить 100%-ное гарантирование депозитов, минимизировать при этом риски, ограничив активную деятельность Ощадбанка операциями с ОВГЗ, межбанковским кредитованием и работой с госучреждениями. Банк должен превращать сбережения населения в длинные деньги для кредитования приоритетных государственных программ в экономике. Существует множество сегментов экономики, которые коммерческие банки обслуживать не хотят. Но стране эти рынки необходимы, и задачу по их восстановлению должны выполнять государственные банки.
Инф. e-finance.com.ua
e-finance.com.ua