Тот факт, что в последние месяцы украинские СМИ уделяют мало внимания проблеме возможного повторения «газовой войны», объясняется довольно легко.
На улице, а значит и в квартирах, тепло, народ в большинстве своем еще не вышел из отпусков, следовательно тревожные новости с «газовых фронтов» вряд ли имеют шанс нарушить летнюю идиллию среднестатистического украинца.
Впрочем, несмелые заметки о плачевном финансовом положении НАК «Нефтегаз Украины», отсутствие уверенности в стабильности поставок газа из России и Туркменистана дают основания предполагать, что уже через несколько месяцев газовая тема вновь вспыхнет в украинских и российских масс-медиа. Случится ли это, напрямую зависит от деятельности топливно-энергетического блока правительства Виктора Януковича, который Партия регионов отказалась делить со своими союзниками по коалиции и сформировала фактически единолично.
Для того, чтобы составить впечатление о политике нового Кабмина относительно упреждения возможных и решения имеющихся проблем в газовой сфере, целесообразно припомнить, какие заявления относительно ситуации в ней делали видные представители Партии регионов, начиная с начала 2006 года, когда была сформирована действующая модель обеспечения Украиной своего газового баланса.
Сразу после подписания газовых соглашений 4 января, «регионалы» стали их последовательными критиками. Представители партии утверждали, что новые цены на газ способны уничтожить отечественную промышленность, что основной удар от повышения цен ударит по простому украинцу, что, наконец, введение в схему обеспечения Украины газом частной компании, принадлежащей неизвестно кому, несет угрозу национальной безопасности государства.
Показательно, что Партия регионов исключала политическую подоплеку установления Россией новых цен на свой газ, утверждая, что «стратегические партнеры» всего лишь воспользовались непрофессионализмом «оранжевого» руководства украинского ТЭК.
Неубедительность, с которой тогдашний премьер Юрий Ехануров пытался раскрыть депутатам суть газовых договоренностей, в конечном итоге привела к январской отставке правительства, поддержанной фракцией «регионалов» в полном составе.
Интересно, что о конкретных способах решения газовых проблем с Россией ни слова не говорится ни в предвыборной программе Партии регионов, ни в фундаментальной «Стратегии экономического развития Украины», разработанной ее аналитиками перед выборами. Но, несмотря на это, критика газовых соглашений на протяжении всей избирательной кампании органично дополняла месседжи, которые стремилась донести до своего избирателя Партия регионов.
Так, Николай Азаров выход из сложившейся ситуации усматривал в немедленной активизации работ по формированию ЕЭП, «основополагающим постулатом» которого якобы должны стать «единые цены на энергоносители и транспортные тарифы» в рамках организации, а также в возвращении к идее создания газотранспортного консорциума с участием России и Германии. Виктор Янукович в свою очередь заявлял, что «давние и добрые отношения» его партии с российской партией власти – «Единой Россией» позволят сформированному Партией регионов правительству «в обязательном порядке пересмотреть газовое соглашение с Россией».
В любом случае, заявляли «регионалы», «такие важные соглашения, как соглашения по транзиту и поставкам газа, должны носить межгосударственный характер. Не между корпорациями – Нефтегаз, Газпром, РосУкрэнерго или еще какие-либо там посредники, а носить межгосударственный характер».
Теперь ПР и ее лидер имеют возможность приступить к реализации обещаний. При этом для правительства Виктора Януковича вопрос достижения «газового компромисса» с Россией и Туркменистаном (в виде снижения или хотя бы гарантированного сохранения цены на газ для Украины на нынешнем уровне как минимум до конца зимы) относится к перечню наиболее актуальных. Причин тому несколько.
Во-первых, благополучное решение «газовой проблемы» могло бы стать доказательством того, что охлаждение украинско-российских отношений являлось всего лишь следствием непрофессионализма «оранжевых» правительств, которые мало того, что не сумели отстоять интересы Украины при подписании действующего соглашения, так при этом еще и с партнерами рассорились.
Во-вторых, четкость и стабильность «газовых отношений» с Россией стала бы позитивным сигналом для Запада и, в частности, для Европы, которая, с одной стороны, настороженно относится к фигуре последнего премьера эпохи Кучмы, но, с другой – не в восторге от повторения холодного начала 2006 года и в 2007-м.
В-третьих, отмена масштабного повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в преддверии зимы способна повысить лояльность к новому Кабмину со стороны непримиримо «оранжевых» избирателей, а также убедить в правильности сделанного выбора обывателей, голосовавших за Партию регионов. К слову, заявлениями о необходимости пересмотра тарифной политики в сфере ЖКХ уже успели отметиться Николай Азаров и профильный вице-премьер Владимир Рыбак.
Впрочем, «регионалы» не могут не понимать, что нынешний формат газовых отношений вполне устраивает российскую сторону, и просто так, для исполнения предвыборных обещаний Партии регионов, Кремль менять его вряд ли намерен. По всей видимости, именно осознание новой властью этого факта обусловило некоторое охлаждение агрессивной риторики относительно данного вопроса. Это особенно четко видно из тех интервью российским СМИ, которые в первые дни работы своего правительства давал Виктор Янукович.
Так, уже 5 августа лидер Партии регионов в интервью «Российской газете» сказал, что «когда украинские политики заявляли, что соглашение по газу следует разорвать – они вели подковерную у. Эти договоренности разрушить невозможно». «Мы забудем слово «требовать», мы будем искать компромиссы», - конкретизировал он свою точку зрения в беседе с корреспондентом «Известий» 7 августа.
Именно в качестве человека, лучше других умеющего искать и находить компромиссы, по всей видимости, вошел в правительство Януковича Юрий Бойко, с 2002 по 2005 год возглавлявший НАК «Нефтегаз Украины». Ведь, несмотря на донбасское происхождение (Бойко родился в Горловке), до этого времени его политические пути с Партией регионов не пересекались – в этом году он штурмовал Верховную Раду в составе первой пятерки избирательного блока «Не Так!».
Главным активом Юрия Анатольевича, несомненно, являются его личные контакты с руководящим звеном ТЭК России и хорошие личные отношения с Туркменбаши. Метод Бойко – максимальное использование «человеческого фактора», личное участие во всех этапах переговорного процесса. Так, за последний год своего пребывания на должности главы «Нефтегаза» Бойко летал в Туркменистан более десятка раз. А одним из первых его шагом на нынешней должности стал чуть ли не конфиденциальный однодневный визит в Москву.
Какими будут конкретные шаги Бойко на занимаемой должности, сказать пока что сложно. Но, по всей видимости, ради достижения поставленной задачи – стабилизации отношений в газовой сфере и недопущения повышения цен на «голубое золото» – Бойко будет предоставлен полный организационный карт-бланш. Неспроста Азаров, который еще несколько месяцев назад выступал за упразднение любых посредников из сферы взаимоотношений с Россией, заявил, что «вопрос РоУкрЭнерго в российско-украинских отношениях сейчас далеко не первостепенный». Другими словами, если Бойко посчитает, что для осуществления его задумок присутствие в схеме посредника является необходимым, «регионалы» забудут о своем недавнем неприятии любых третьих субъектов газовых договоренностей.
Похоже, работа на новой должности будет для Бойко тем более комфортной еще и потому, что кресло главы «Нефтегаза» прочат его бывшего первого заместителю по НАКу Владимиру Шелудченко.
Как бы там ни было, деятельность Бойко на посту министра топлива и энергетики вряд ли ограничится простой сменой фигур и незначительными изменениями в схеме обеспечения Украины газом, которую недоброжелатели называют коррупционной, но которая на протяжении нескольких лет обеспечивала страну самым дешевым газом в Европе. Юрию Анатольевичу придется иметь дело с возросшими аппетитами Кремля, напрямую связывающего дальнейшие поставки газа Украине с созданием консорциума по управлению ее газотранспортной системой. Шаги Бойко по нормализации газовых отношений с Москвой, а главное – их результаты покажут, насколько важным компонентом в «газовой войне» конца прошлого - начала нынешнего года была политическая составляющая конфликта.
По сути, деятельность министра ТЭК будет определяться выполнением двух макрозадач: обеспечение энергетической безопасности и энергетической независимости Украины и оправдание авансов, выданных украинским народом Виктору Януковичу и его Партии регионов. Расстановка приоритетов и выбор методов для их решения, судя по всему, предоставлены самому Бойко. Но права на ошибку в любой из них он не имеет.
Инф. glavred
e-finance.com.ua