Предприятие «Судебно-информационный центр» с 1 сентября лишится государственного финансирования на информационно-техническое обеспечение местных и апелляционных судов Украины. Согласно решению Судебной администрации Украины, начиная с осени эти средства будут поступать на счета территориальных управлений Судебной администрации и счета апелляционных судов.
«К сожалению, 1 сентября мы вынуждены приостановить внедрение деловодства в судах, поскольку исчезает источник финансирования, — сообщил «ДЕЛУ» генеральный директор «Судебно-информационного центра» Виталий Живаев, — а для средств, которые будут нам поступать, пока еще не определен механизм использования». При этом в указе Судебной администрации не говорится о том, кто станет новым исполнителем работ по компьютеризации судов.
По словам руководителя предприятия, остановка работ может отложить и усложнить начало наполнения местными судами единого реестра судебных решений, которое должно было начаться 1 января 2007 года. Сейчас в Украине работают 665 местных общих судов. Из-за отсутствия необходимого оснащения местные суды вынуждены будут работать в «полубумажном» режиме передачи документов с судебными решениями. «Мы подсчитывали: в среднем это более чем на 400 тысяч гривен в месяц удорожит стоимость поддержания реестра», — говорит Живаев. Ранее заместитель главы Судебной администрации Леонид Богданов сообщал, что содержание реестра будет обходиться государству в 200 тысяч гривен ежемесячно. При этом чиновник уверен, что с каждым месяцем затраты будут уменьшаться, и после полной компьютеризации судебной системы не превысят 10-15 тыс. грн. ежемесячно. На компьютеризацию украинских судов в этом году Судебная администрация планировала потратить 1,7 млн. грн.
По данным администрации, на судебную систему Украины из госбюджета выделяется более 100 млн. грн. ежемесячно.
Структура
Единый реестр судебных решений начал наполняться с 1 июня этого года. В информационную базу стекаются решения Верховного Суда Украины, высших специализированных, административных, хозяйственных, а также общих апелляционных судов. Всего — 125 судов.
В среднем порядка 14 тысяч решений судов еженедельно вносятся в электронную базу единого реестра судебных решений. Решения судов, которые получает Судебная администрация Украины, круглосуточно доступны по электронному адресу в Интернете reyestr.court. gov. На сайте можно выбрать регион, форму судопроизводства, наименование суда, дату поиска или номер судебного дела.
Суды в конверте
Сейчас используются два способа заполнения электронной базы данных. Компьютеризированные суды вносят свои решения в базу данных напрямую. А суды, не имеющие компьютеров или доступа к электронной сети, копируют свои решения и в конверте отсылают в Киев. Здесь документы сканируются и заносятся в электронный реестр. На данный момент полностью готова к электронной форме работы лишь система хозяйственных судов.
Непопулярная новинка
На создание реестра судебных решений уже потрачено более 600 тысяч гривен, в базу внесено более 80 тысяч документов, однако судьи и юристы, на которых в первую очередь рассчитана новация, не пользуются системой. Заместитель главы Дарницкого районного суда Киева Любовь Леонтюк сообщила «ДЕЛУ», что сотрудники ее суда не имеют даже электронной почты, не говоря уже об Интернете.
По словам главы Киевского апелляционного хозяйственного суда Андрея Пинчука, он не пользуется реестром и предпочитает внутреннюю базу, которой обладает суд. Старший юрист юридической компании «Линия права» Денис Кузнецов сообщил «ДЕЛУ», что единый реестр проигрывает по удобству использования коммерческим ресурсам. На рынке существует пять информационных продуктов, которые содержат архив судебных решений. По словам Кузнецова, они обладают лучшей навигацией и системой поиска.
По словам одного из авторов закона о доступе к судебным решениям народного депутата Василия Онопенко, ежегодно в Украине принимается около 5 млн. решений судов. Из них лишь около 1% не должны размещаться в едином реестре.
Инф. delo
e-finance.com.ua