Состояние платежного баланса производит положительное впечатление
Об этом свидетельствует довольно много факторов. Ротации базовых тенденций не произошло. Так, в июле дефицит текущего счета опять сократился. Причем довольно резко. Пассивное сальдо финансового счета продолжает сокращаться. Торговый баланс становится менее дефицитным. Вклад чистого экспорта в движение ВВП превратился в позитивный. Темпы восходящей динамики экспорта еще раз повысились. Продолжается замедление роста импорта. Экспорт металлопродукции все еще на подъеме. Экспорт машиностроения, как и раньше, растет преобладающими прошлогодними темпами. Инвестиционный импорт удерживает лидирующую позицию. В пределах прогноза находится импорт энергоносителей. Антиинфляционный импорт стабилизировался.
Все это открывает новую перспективу пополнения распределительных счетов субъектов ведения хозяйства и валютных резервов Нацбанка в августе- сентябре. Такие показатели внешнеэкономических связей свидетельствуют о сокращении разрыва между национальными сбережениями и накоплением под влиянием ускорения роста ВВП и стабилизации соотношения между доходами населения и инвестиционным процессом.
Но самое главное — такая ситуация не дает никаких оснований для девальвации гривни. В последние три месяца произошел разворот тренда на ускорение роста экспорта и замедление наращивания импорта. Сохранение такой новой трендовой линии требует от правительства не тормозить, а ускорять вступление в ВТО; вовремя погашать задолженность по возврату НДС; дебюрократизировать оформление внешних операций; не инициировать снижения пошлины на импорт, необходимый для экспорта; придирчиво оценивать эффективность деятельности «Укрэксимбанка» (после проведения его капитализации за счет госбюджета); помешать установлению моратория на экспорт металлических труб в Россию; возобновить мясо-молочный экспорт в Россию в полном объеме; увеличить экспорт электроэнергии, услуг транспортировки нефти; не расшатывать обменный курс негативными заявлениями ов Кабмина и партийных активистов; задействовать национальную программу государственного сопровождения экспорта с учетом ресурсов Мирового банка, бюджета и госбанков; прекратить антиимпортную риторику под порочным предлогом защиты отечественного производителя (фактически от конкуренции, а потребителя от доступа к качественному и приемлемому по цене товару); отказаться от призывов к девальвации гривни, что приведет не к сокращению импорта, а к общему повышению потребительских цен; не перекладывать на плечи налогоплательщиков «инфляционную плату» за государственную поддержку процесса модернизации в основном российских нефтеперерабатывающих заводов в Украине (из-за ввода высоких пошлин на импорт нефтепродуктов).
Важно также внести коррективы в практику «борьбы» бывшего руководства Минагрополитики с продовольственным импортом (особенно мясопродуктов) под прикрытием лозунга противодействия контрабанде. Следует воздержаться от ограничений на импорт угля для производства кокса. Необходимо разработать и задействовать в 2007 году систему мер в отношении правительственной поддержки инвестиционного импорта (инструментами таможенной, налоговой, лицензионной и политики в сфере стандартизации).
По примеру России стоило бы поручить Госкомстату, Гостаможне, «Укргазу», «Нафтогазу України» изменить график предоставления статистической информации по экспортно-импортным операциям с целью получения необходимой информации в первой ине месяца, следующего за отчетным. (В России такая информация предоставляется уже в первой декаде). Это будет содействовать своевременному принятию необходимых корректирующих решений, в том числе в сфере валютно- курсовой политики.
Стоит также распространять среди общественности аналитическую информацию о негативном влиянии девальвации на экспорт, импорт, доходы граждан и ценовую стабильность в стране.
Инф. day
e-finance.com.ua