• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Задание на завтра
    2006-09-05 10:05:55

    Украине нужна комплексная программа развития

    Уже 15 лет Украина живет в условиях политической независимости и почти столько же — как независимый субъект хозяйствования. Правительство и эксперты осторожно констатируют "предкризисное состояние" бюджета, но успокаивают население тем, что у страны есть промышленный потенциал, и она не пропадет. Никто не спорит, что благодаря экспортным отраслям (прежде всего металлургам и химикам) мы вырвались вперед по уровню роста ВВП и промпроизводства. Но это уходит в прошлое вместе с низкими ценами на газ. При мировых ценах полагаться только на сырьевую "палочку-выручалочку" нельзя. Нужна комплексная перестройка всего способа хозяйствования и бюджетостроения. Варианты подобной трансформации автор рассматривает в данной статье…

    Акцентируем внимание на трех показателях, составляющих экономическую базу, обеспечивающих экономическую безопасность государства. Первый — это экономический потенциал страны. Констатируем тот факт, что сегодня он достигает только 63% от уровня 1991 года. Второй — это производство валового продукта и — как один из элементов, его составляющих, — удовлетворение потребностей населения товарами отечественного производства. Так вот, потребность в товарах и продуктах население Украины удовлетворяет на 82% за счет импорта. Третий показатель — численность населения страны. В 1990 году нас было 52 миллиона человек, а по состоянию на 1 марта 2006 года граждан Украины — 46,86 млн. человек.

    Как видим, за этот период население страны уменьшилось на 5,14 млн. человек. Но эта цифра верна при поверхностном рассмотрении проблемы. Во всяком случае, без учета тех 5—7 млн. человек, которые уехали за границу. Фактически же в Украине проживает 39,86 млн. человек.

    На самом деле статистические данные по количеству населения, занятого в отраслях экономики, кроме работников отраслей материального производства и сферы услуг, включают служащих, занятых в образовании, культуре, науке, охране здоровья, социальном обеспечении, аппарате органов государственного управления и страхования. Численность этих категорий работающих составляет 4,3 млн. человек, и содержатся они за счет бюджета.

    Фактическое состояние дел таково, что за счет прямых и косвенных налогов, взимаемых с 9,5 млн. работников, предпринимателей и предприятий отраслей материального производства и сферы услуг, формируются доходные части государственного бюджета, бюджетов социальных фондов и Пенсионного фонда. Поступившие в бюджеты деньги деперсонифицируются, то есть теряют связь с источником платежа, и государственные институты перераспределения созданного национального дохода уже от своего имени выплачивают денежное содержание 19,3 млн. человек, из которых: 14,1 млн. пенсионеров, 4,3 млн. служащих и 900 тыс. безработных.

    Стоимость создания одного рабочего места составляет от $1000 (этой суммы хватает на стол и компьютер) до $100 000 при создании современных, высокотехнологичных рабочих мест. В среднем получится около $30 000. Для создания рабочих мест для безработных сегодня (а это, по неофициальным данным, 1,6 млн. человек) необходимы капиталовложения в размере $48 млрд. Ежегодное пополнение рынка труда в среднем на 580 тыс. человек требует ежегодных инвестиций в создание рабочих мест в размере $17,4 млрд. А есть ли в экономике Украины внутренние резервы, чтобы инвестировать такие суммы в создание новых рабочих мест?

    Да, есть. И для того, чтобы активизировать внутренние источники украинских инвестиций, необходимо, во-первых, внести некоторые изменения в законодательные акты, регулирующие хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства. Во-вторых, отрегулировать отношения между государством и субъектами налогообложения (то есть предпринимателями и населением). Упразднить НДС. В-третьих, отказаться от социалистического принципа формирования расходов государственного бюджета и упразднить некоторые из социальных программ.

    Внутренние возможности украинской экономики для самостоятельной активизации инвестиций настолько велики (не путать с процессами реприватизации и повторной продажи, которые проводит государство), что не требуют административного вмешательства. Необходим только перспективный план развития отраслей, производств, предприятий, разумная таможенная политика и экономически обоснованный курс гривни.

    Большим резервом для инвестиций в создание рабочих мест являются общественные фонды потребления, к которым в равной степени относятся государственный бюджет и бюджет Пенсионного фонда. Пенсионный фонд — это священная корова фондов общественного потребления, реформы которого необходимы, но не столь насущны.

    Но до сих пор основным резервом капиталовложений является государственный бюджет, который необходимо радикально реформировать. Исходя из требований теории воспроизводства рабочей силы, даже в унитарном государстве должны быть самостоятельные бюджеты трех уровней — местные бюджеты, областные и государственный. Налогоплательщики платят налоги в Казначейство, которое распределяет их в заданных пропорциях, например, в местный бюджет — 80%, областной — 1%, в государственный бюджет — 19%. В этой связи кардинально меняется роль и место бюджетов в структуре общественных фондов потребления.

    Так, за счет государственного бюджета должны содержаться все службы Вооруженных Сил в части выплаты денежного довольствия личному составу и материально-технического снабжения, органы обеспечения безопасности государства: СБУ, дипломатический корпус, судебная система, прокуратура, служба Президента Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет министров Украины и некоторые "гуманитарные" министерства. Например, министерства культуры, образования и прочие. Министерства отраслей материального производства и сферы услуг должны быть на хозрасчете, то есть содержаться за счет взносов предприятий.

    За счет областных бюджетов финансируются областные органы управления и мероприятия по координации работ областного масштаба. За счет местных бюджетов финансируются все социальные программы, школы, библиотеки, социальные медицинские учреждения, строятся дороги, новые дома, проводится газификация и электрификация, содержатся органы правопорядка, милиция. То есть местное самоуправление решает все свои проблемы самостоятельно, без надежд на подачки из государственного бюджета.

    Но пока дело дойдет до реформирования принципов разделения и формирования бюджета, уже сегодня можно найти источники инвестиций для создания рабочих мест. В первую очередь необходимо ликвидировать систему "бесплатного" обучения в высших учебных заведениях. Пора уже понять, что "бесплатного" обучения нет. Это "бесплатное" обучение оплачивается налогоплательщиками Украины, а затем ситуация складывается таким образом, что молодые люди приобретают высшую квалификацию за их счет, но не найдя работы дома, уезжают работать за границу. Так ли богата Украина, чтобы готовить квалифицированные кадры для иностранных государств? Почему Украина должна делать такие дорогие подарки чужому дяде?

    Высшее образование должно быть платным для всех без исключения. То ли за счет государственных кредитов, то ли за родительские или самостоятельно заработанные деньги, но платным. Необходимо разрушить стереотипы советской высшей школы, когда бухгалтер учил сопромат, и за "неуд" по сопромату его могли отчислить из вуза. Студент, оплачивая свое обучение, должен за свои деньги сам выбирать себе преподавателей и набор дисциплин, необходимых ему для получения квалификации.

    Те, кто учится за свои деньги, вольны работать, где хотят. Те, кто берет кредит на учебу, могут отработать по государственному заказу соответственно полученной квалификации определенное количество лет, и кредит за учебу погасит государство. Те же, кто брал кредит и не работает по специальности и распределению, должны будут самостоятельно погашать кредит. В случае их выезда на работу за границу за ними последует их кредитная история, и они, работая за границей, должны будут погашать кредит. При таких условиях действительно восторжествует социальная справедливость и равные возможности в получении образования.

    Большим резервом в области поиска инвестиций в рабочие места является сокращение управленческих расходов. Если взять, к примеру, Швецию, на социальную защищенность населения которой так часто ссылаются народные депутаты, то на премьер-министра Швеции, на всех министров и депутатов приходится 18 служебных автомобилей и у них нет "ведомственных здравниц", которые содержались бы за счет налогоплательщиков. В Украине, например, гараж Кабинета министров состоит из 927 единиц автомобильной техники. А сколько автомобилей в прочих структурах? Учитывая, что правительство Юлии Тимошенко в несколько раз повысило зарплату госслужащим, сделав их даже более высокооплачиваемыми работниками, чем наемный персонал частного сектора, отмена всех казенных льгот, как бы банально это ни звучало, должна стать первым этапом бюджетно-структурного реформирования.

    Инф. versii

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.