• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Закат преференций
    2006-09-05 10:18:28

    США намерены исключить Россию из числа "бедных родственников"

    До 5 сентября должен конкретизироваться вопрос исключения России и еще 12 стран из Генеральной системы преференций (ГСП), позволяющей осуществлять беспошлинные поставки ряда товаров на рынок США. Официальная причина заключается в том, что, по данным Всемирного банка, экономическое положение государств—кандидатов на исключение заметно укрепилось, а объем экспорта беспошлинных товаров в рамках ГСП по итогам прошлого года превысил $100 млн. по каждой из стран. Всего в настоящее время программой ГСП пользуются 133 страны, и в общей сложности они экспортировали за прошлый год беспошлинно 3400 наименований различных товаров на общую сумму $26,7 млрд. Исключение вышеперечисленных государств из программы ГСП позволит США уменьшить объемы беспошлинного импорта, что, естественно, пойдет на пользу американскому бюджету.

    Началась эта история давно — еще в 1974 году. Во времена "холодной войны" Соединенные Штаты для поддержки экономик развивающихся и слаборазвитых государств ввели Генеральную систему преференций (ГСП), позволяющую этим странам осуществлять беспошлинные поставки целого ряда товаров на рынок США. Перечень "льготных" товаров из года в год уточнялся, однако ГСП в целом имела позитивное влияние на экономику бедных государств. По своей сути система была своеобразным дополнением к многомиллиардным кредитам для бедных и слаборазвитых стран, направленным на приучение их к труду. Грубо говоря, чтобы они не только проедали иностранную помощь, но и делали что-то полезное. В общем, стимулировала местный бизнес зарабатывать на экспорте.

    В первую очередь система ГСП, конечно, касалась стран, которые находились вне зоны контроля Советского Союза и, так сказать, выбрали капиталистический путь развития своей экономики. Когда развалился советский блок, а затем и Советский Союз, система была распространена на большинство постсоциалистических и постсоветских государств, в том числе и на Россию и Украину. Участие в системе ГСП теоретически позволяло этим государствам выгодно экспортировать отдельные товары в Соединенные Штаты. Но во-первых, система действовало очень выборочно, по отдельным группам товаров, и многие участники неэффективно ею пользовались. Во-вторых, многие государства, считавшиеся слаборазвитыми, уже несколько лет фактически не являются таковыми и активно наращивают экспорт товаров в США. Из "льготников", к примеру, Румыния в следующем году станет полноправным ом Евросоюза. Россия, Венесуэла и Казахстан богатеют за счет дорогой нефти. Стремительно развивается экономика Индии, "включились" в азиатский экономический бум Индонезия и Таиланд и т. д. По идее, отменять для них ГСП нужно было уже несколько лет назад, но это стратегическое решение должно пройти сложную бюрократическую систему согласований.

    И вот недавно власти США официально объявили, что решили пересмотреть перечень бедных государств. Помимо России к разбогатевшим странам отнесены Венесуэла, Индия, Индонезия, Аргентина, Бразилия, Казахстан, Турция, Таиланд, Хорватия, Филиппины и Южно-африканская республика. Как заявил Госдепартамент США, участие этих стран в ГСП неоправданно, поскольку они, не являясь бедными, общими усилиями беспошлинно ввозят в США товаров на сумму более $100 млрд.

    Формально, кроме России, Бразилии и Венесуэлы, ни для одной из стран США не являются основным внешнеторговым партнером. Причем Венесуэла в основном поставляет нефть, на которую система ГСП не распространяется. Но фактически решение США ударит по экономикам названных стран именно благодаря их бурному развитию.

    Дело в том, что все вышеперечисленные государства объединяет еще то, что практически все они за последние десятилетия переживали экономический кризис и успешно из него вышли. Особенно это касается России, которая сегодня стремительно богатеет на подорожавшем нефтегазовом экспорте. То же самое можно сказать о Турции, у промышленности которой открылось второе дыхание. Или о ЮАР, неплохо зарабатывающей на торговле резко подорожавшими цветными металлами. Преодолели последствия азиатского кризиса 1997 года также Индонезия и Таиланд. Все эти государства стремительно наращивают свой экспортный потенциал, и для них, конечно же, наиболее привлекательным является американский рынок.

    Это тревожит промышленное лобби в самих Соединенных Штатах, поскольку дешевый импорт делает производство многих видов товаров в США невыгодным, поэтому вполне возможно, что именно оно во многом поспособствовало исключению вышеперечисленных стран из генеральной системы преференций.

    Вслед за этим можно ожидать второго этапа протекционистских мер со стороны правительства Соединенных Штатов, а именно инициирования новой череды антидемпинговых расследований против товаров из упомянутых государств. И для того чтобы антидемпинговый процесс пошел в нужном американцам направлении, желательно показать, что эти страны не являются бедными и незачем субсидировать их экономику.

    Впрочем, говорить, что дело только в экономике, было бы неправильно, поскольку на самом деле в отношении целого ряда стран из упомянутого списка срабатывает также и политическая составляющая. Дело в том, что в последнее время политика таких стран, как Россия, Казахстан, Турция, не говоря уже о Венесуэле, начинает резко расходиться с курсом США. Так, Россия налаживает хорошие отношения с Ираном. Турция не спешит поддерживать американскую политику на Ближнем Востоке. В Бразилии у власти находится левый президент, который стоит на антиамериканских позициях. Выходит из-под американского влияния и Казахстан, а если учесть, что экономические послабления и преференции Соединенных Штатов обычно распространяются только на лояльные к ним страны и режимы, то нет нечего удивительного в том, что в отношении вышеперечисленных государств время лояльности со стороны Соединенных Штатов прошло.

    Сколько же стоит для упомянутых стран потеря ГСП и насколько она чувствительна для их экономик? Для каждого государства по-разному. В мировых СМИ появились оценки, согласно которым после выведения России из программы Генеральной системы преференций российская экономика потеряет до $1 млрд. Но с другой стороны, товары, поставляемые в рамках данной программы, занимали незначительную часть в ее общем экспорте. А, например, контракты с Ираном, из-за которых Россия в значительной степени и потеряла право на льготы, насчитывают десятки миллиардов долларов. Поэтому Москве не имело смысла бороться за сохранение преференций в торговле с США.

    Инф. versii

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.