Николай Азаров, первый вице-премьер: «Мы заявили, что восстановим технопарки, восстановим свободные экономические зоны. Но только под конкретные инвестиционные проекты».
В 1990 году мы имели в общем неплохую экономику, которая по многим параметрам не отставала от мировых стандартов. Наше космическое ракетостроение было на очень хорошем уровне. Мы обладали прекрасными технологиями в области приборостроения. Где все это сейчас? Да, в определенных направлениях мы достаточно конкурентоспособны, но это будет еще несколько лет, буквально 5, 6, 7 лет, а дальше в этой передовой отрасли мы будем отставать от Запада, если не примем очень серьезных мер. Наша энергетика. Еще 3-4 года и мы будем иметь серьезные проблемы в области нашей теплоэнергетики, еще 5-7 лет и мы будем иметь очень серьезную проблему в области ядерной энергетики. Я почему проблему экономики начал с энергетических проблем? Да потому, что в области энергетики находится то главное, что позволяет экономике развиваться.
Потерянное доверие
Развитие энергетики требует колоссальных капиталовложений, и чем быстрее мы начнем понимать, что наше спасение сейчас в реализации очень крупных общегосударственных программ реформирования, модернизации всех отраслей народного хозяйства, основных отраслей народного хозяйства (это наша энергетика, наше приборостроение, воссоздание наших наукоемких отраслей и производств), тем быстрее от лозунгов мы перейдем к делам.
Вот в 2003-2004 годах хоть и не совсем системно, но мы начинали прощупывать инвестиционные, инновационные подходы к развитию нашей экономики и задумывали зоны приоритетного развития (ТПР), свободные экономические зоны, технопарки. Вот эти проекты должны были стать точками ускоренного технологического развития.
Потом правительство, пришедшее нам на смену, отменило эти начинания. Оно заявило всему украинскому народу, что это были зоны отмывания денег. Это все политические стереотипы. Сами по себе эти механизмы налогового поощрения не могут быть плохими. Все зависит от того, каким образом правительство рассматривает, принимает и контролирует выполнение этого инвестиционного проекта. Если инвестиционный проект нацелен на создание в Украине нового производства, высокотехнологического, создание новых рабочих мест, и этот инвестиционный эффект возвращается в бюджет серьезными поступлениями, то он имеет право на жизнь. Поэтому мы заявили, что восстановим территории приоритетного развития, восстановим технопарки, восстановим свободные экономические зоны. Но только под конкретные инвестиционные проекты. И вы думаете, что у меня в приемной очередь инвесторов, которые сразу побежали получать эти льготы? Вот через 2-3 дня будет месяц, как я работаю в правительстве. Никто не пришел с такими предложениями. Потому что очень легко подорвать доверие инвесторов непродуманной экономической политикой. Нам не верят. Не верят Украине. Вот что самое печальное из того, что произошло за эти полтора года. То, что мы пытались создать доверие к экономической политике страны, стабильность, последовательность в действиях, было подорвано в течение этих полутора-двух лет. И это очень трудно восстановить сейчас.
Наш премьер-министр побывал в Сочи на неформальном саммите глав стран СНГ, активизировал вопрос об участии Украины в создании ЕЭП. Я чуть позже вернусь к этой идее. Вы что, думаете, что за прошедшие две недели Украину забросали просьбами реально приступить к переговорам о создании ЕЭП? Ни одного письма, ни одного телефонного звонка, ни одной инициативы. Нам не верят, что это серьезно, что это наша политика на годы. Я привел только два примера, когда можно в результате применения стереотипных подходов разрушить две перспективные для Украины идеи, два перспективных для Украины проекта.
Упущенные возможности
Теперь посмотрим на место Украины в современном мире. Это очень важно, потому что, что такое политика? Политика — это вовсе не идеологемы. Политика — это умение защищать экономические интересы государства, умение их правильно оценить и умение их правильно отстаивать. А в чем заключаются экономические интересы Украины на сегодня? Как их сформулировать, эти экономические интересы? Да, прежде всего, создать благоприятную экономическую среду для ускоренных темпов экономического развития. Вот все, что способствует ускоренному экономическому развитию, высоким темпам экономического роста (12-15% в год), отвечает экономическим интересам Украины. И вот именно этому должна быть подчинена политика.
Не тому, что кто-то от нас хочет, кто-то от нас ждет клятв, преданности, заверений в союзничестве, а именно таких действий, которые обеспечат нам условия для ускоренного экономического развития. А какое это главное условие? Это, прежде всего, свободный доступ к энергоносителям. И не только доступ, а это и цена на энергоносители. Правительство, которое нас сменило в 2005 году, получило очень хорошие условия для сохранения темпов экономического роста. Цена на газ — $46 за тысячу кубометров на пять лет. С первого января 2005 года Россия отменила экспортный НДС. Для них это были очень существенные потери для бюджета, и мы получили, по сути дела, преференцию. То есть 2005 год был для нас с этой точки зрения благоприятным годом. А что мы в 2005 году имели? Мы имели в отдельные месяцы спад ВВП, а по году какие-то несчастные 2% роста. Это не просто упущенные возможности, это не просто потеря темпов экономического развития — это потеря благоприятных условий для ускоренного роста экономики. Сейчас уже для нас проблема в том, чтобы получить газ в достаточном количестве и по нормальной цене. А два года назад это для нас не было проблемой. Этой проблемы не было. Так мы задаем вопрос политикам: имели ли они право действовать так, чтобы ставить экономику Украины в условия, когда она балансирует между спадом и стагнацией? Имели или нет? Вот мы заявляем твердо: не имели.
Образцы политики
Можно очень много рассуждать о том, какая была направленность политики правительства 2005-2006 годов. Вот надо увеличить пенсию наших людей на 100 гривен в месяц? Каким образом это сделать. Что такое 100 гривен в месяц? Это примерно 20 млрд. в год расходов Пенсионного фонда. Вы будете решать эту задачу. Есть много путей, остановимся на 2-х взаимоисключающих друг друга. Первый путь самый простой — это увеличить налоговое давление на экономику и эти 20 млрд. забрать из экономики, забрать и перераспределить через бюджет Пенсионного фонда и через Госбюджет. Самый быстрый, самый простой, самый понятный для людей путь. Объяснить его можно по-разному. Можно сказать, что там воруют, что там теневые схемы, там контрабанда, там что угодно, но суть будет означать все равно одно и то же: мы из экономики заберем 20 млрд. и перераспределим через пенсии. С чем столкнется наш пенсионер и все остальное население после такого решения? Подкреплены ли эти 20 млрд. продуктом? Нет. Мы изъяли из экономики 20 млрд., значит, конкретное производство лишилось ресурсов, значит, оно стало меньше производить, а для того чтобы сохранить рентабельность и прибыль оно подняло цену. Значит мы, отдав 100 грн. в месяц пенсионеру, через несколько месяцев эти же 100 грн. забрали, даже больше, потому что никогда рост цен не бывает прямо пропорционален потерям экономики, мы даже больше забрали у него из кармана реально финансовых ресурсов.
Есть второй путь — оставить эти 20 млрд. в производстве, в экономике. Эти 20 млрд. при нормальной рентабельности, при нормальном управлении позволят обеспечить минимум 20 млрд. дополнительных доходов в бюджет, и вот тогда уже эти 20 млрд. перераспределить через бюджет, через Пенсионный фонд и отдать их пенсионеру, но тогда уже эти 100 грн. будут подкрепляться реальным продуктом, реальным производством.
Вот вам два образца политики: один вариант нацелен на выборы, на то, чтобы выглядеть красиво в глазах избирателей, при этом в экономике обязательно будет провал. Второй вариант — мало популярный, мало привлекательный, но единственно возможный для экономики и для людей. Поэтому мы сейчас делаем бюджет 2007 года и говорим людям четко и откровенно: «Мы делаем бюджет развития страны, мы не позволим средства от приватизации проедать так, что никто не узнает, куда они пошли, и никто не сможет объяснить, где они». Мы приватизируем, и мы тут же их приватизируем под конкретные инвестиционные программы. Никто другого в мире не придумал, как развивать экономику.
В основу статьи положено выступление Азарова перед студентами Киевского национального университета имени Шевченко.
Инф. delo