В интервью УРА-Информ министр труда и соцполитики Михаил Папиев рассказал о том, что:
1) в начале октября губернаторы, не выполнившие план погашения задолженностей по зарплате, рискуют потерять работу;
2) в бюджет будет заложена любая сумма субсидий малоимущим семьям на оплату коммунальных услуг;
3) списки «льготников» на оплату коммунальных услуг пересматриваться не будут;
4) новые тарифы – пока тайна и для самого министра, потому что неизвестна цена на газ.
Наш разговор с министром труда и социальной политики Михаилом Папиевым состоялся после всеукраинского селекторного совещания по вопросам выплаты задолженностей по заработной плате. Параллельно Михаил Папиев обсуждал с заместителями глав областных госадминистраций и представителями Минфина и Минэкономики последствия от повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги и связанные с этим проблемы выплаты субсидий малоимущим категориям граждан. Это и определило тематику нашего интервью.
– Михаил Николаевич, почему к руководителям заводов-должников до сих пор не была применена определенная законом административная и уголовная ответственность?
– Я бы изначально не ставил целью проводить карательные мероприятия. Это уже как крайняя мера, ведь сначала все же нужно доказать вину. Руководители предприятий обвиняют государство, местные органы – руководителей. Центральная власть – и тех, и других. Только после того как выяснится, что задолженность – конкретное злоупотребление со стороны руководителей предприятий, мы будем привлекать их к уголовной ответственности. Но сначала нужно объективно разобраться с этими вопросами. На предприятия выезжают комиссии, мы ведем расследования с привлечением прокуратуры. Нервотрепки много, но обещаю до конца года погасить все задолженности. И для этого мы ищем экономические рычаги влияния. Ведь на сегодня у нас большая дебиторская и кредиторская задолженность в стране.
– Государственный комитет статистики дает информацию по задолженностям с опозданием на месяц. Во многом благодаря этому главы обладминистраций спекулируют цифрами и «удивляются» запоздалой статистике. Мол, это месяц назад у меня в области было 100 миллионов задолженности, сейчас уже все в порядке. Можете ли Вы как-то влиять на эти хитрости?
– И у нас (у Министерства труда и социальной политики – ред.), и у них есть оперативные данные. Действительно, Государственный комитет статистики обобщает данные по всей Украине. Ведь его данные – это официальная государственная отчетность, которая ежемесячно выходит в виде справочника. Но ведь предприятия отчитываются в абсолютно всех областях в конце каждого месяца. То есть, закончился месяц – предприятия отчитались. В местных управлениях статистики есть оперативные данные по каждому субъекту хозяйствования. И там, где уже есть проблемные вопросы по задолженности по зарплате, Минтруда требует от глав обладминистраций реагировать оперативно, по месяцу, который прошел, а не ждать официальных отчетов Госкомстата. Для того чтобы вовремя реагировать, достаточно иметь отчеты в конце каждого месяца. Они у глав администраций есть.
– Но у нас выходит так: имеем два миллиона задолженности по одному предприятию, а глава обладминистрации, зная об этом, «удивляется», мол, только вышел отчет Госкомстата, сам не знал и так далее.
– Их хитрости могут проходить только в общении с неосведомленными людьми. Минтруда же сразу пресекает такие поползновения – мол, есть у вас статистика по всем предприятиям благодаря их отчетности.
Но мы все же проводили селекторное совещание по данным статистической отчетности Госкомстата на 1 августа. Сейчас уже сентябрь. В августе нам удалось погасить задолженность шахтерам, хотя в статистической отчетности долг еще присутствует. Новое правительство работает уже месяц. Задолженность теперь будет только уменьшаться.
– Будете ли Вы лично инициировать смену руководителей обладминистраций, если окажется, что, например, на 1 октября 2006 года задолженности по зарплате не уменьшается?
– Будем. Минтруда обобщило всю информацию, теперь анализируем ее по министерствам и ведомствам. Если будут объективные данные, то выйдем с предложениями по кадровым изменениям.
– То есть Вы обещаете «взять огонь на себя» и подговорить министров голосовать за отставки губернаторов?
– Я имею в виду смену заместителей глав обладминистраций по социальным вопросам, которые присутствовали на совещании.
– Всего лишь? Разве они что-то особо решают…
– Конечно. Именно эта категория людей отвечает за обсуждаемые вопросы по задолженности зарплат, обеспечение подготовки к зимнему отопительному сезону.
– Но все же тут больше ответственны чиновники более высокого звена!
– Да, другие вопросы – это мера ответственности, реакция чиновников более высокого ранга. Мы вовремя внесем на заседание Кабмина все предложения по увольнению лиц, ответственных за саботаж по выплате зарплат. Думаю, что эти же вопросы стоит поднимать хотя бы в начале октября, когда уже будут конкретные результаты деятельности.
– И в сентябре, и в октябре обязательно поднимем.
Михаил Николаевич, какие суммы предусматриваются в бюджете на следующий год на выплату субсидий малоимущим гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг?
– Конкретных сумм еще нет.
– Почему нет?
– Потому что нет еще конкретных тарифов. Вы же знаете, что основой для выделения субсидий является совокупный доход семьи. Чтобы не более 15% этого дохода тратилось семьями на погашение жилищно-коммунальных услуг: газ, электроэнергию, водоснабжение. Сейчас мы ведем расчеты для того, чтобы всех обеспечить в полной мере.
– Но ведь должно же быть какое-то расчетное число, которые Вы уже закладываете в бюджет?
– А я вам задам встречный вопрос: у вас есть уже цена на газ? Нет. И у нас тоже нет.
– Но ведь в бюджете на 2007 год уже предусмотрен стабилизационный фонд размером в 3 миллиарда гривен с прогнозируемой ценой в $130. Эту цифру при расчетах принял Минфин. А Вы какую цифру берете?
– Проблем с ресурсами на выплаты субсидий у нас нет. Когда будем иметь конкретную сумму, то заложим именно ее.
– Странно, что Вы не можете конкретно ответить на этот вопрос. Потому остается только верить на слово, что лично у Вас и правительства субсидии на контроле. Кстати, Вы говорили, что до конца 2006 года к государству за субсидиями обратится около миллиона семей, то есть свыше 200 тысяч семей ежемесячно. Так при таких суммах, может, государству выгоднее просто не повышать цены, чем платить субсидии? Мы на них потратим больше, чем заработаем на повышении тарифов.
– Я бы не говорил такие вещи. Выгодно или нет, но есть реальные вызовы времени. Сейчас увеличивается цена на газ, и необходимо, чтобы государство адекватно на это реагировало. Для нас приоритетом в этом вопросе является защита малообеспеченных семей. То есть тех, кто на сегодня реально нуждается в социальной защите. Для того чтобы они могли оплатить жилищно-коммунальные тарифы, воспользовавшись при этом гарантированным законами Украины и Конституцией правом на получение субсидий.
В этом вопросе проблем не будет. Несмотря на то что сейчас многие говорят о каких-то абсолютных цифрах увеличения жилищно-коммунальных тарифов, почему-то никто при этом не акцентирует внимание на том, что мы еще в 2002-2003 году отрегулировали эти вопросы. В любом случае, совокупный доход семьи не будет расходоваться на оплату жилищно-коммунальных тарифов больше чем на 15%. За все остальное государство будет доплачивать. Это нормальный цивилизованный механизм защиты людей.
– Но хватит ли у вас денег на 200 тысяч новых субсидий ежемесячно?
– На сегодняшний день наши расчеты показывают, что в 2007 году мы полностью сможем обеспечить в бюджете статью расходов на субсидии. Окончательную цифру не смогу сказать, пока мы не вышли на окончательные тарифы. Все зависит от цен на газ, твердое топливо, электроэнергию и коммунальные услуги. Как только будут конкретные цифры, пересчитаем тарифы, исходя из совокупного дохода семей. И уже сможем оценочно сказать, какие это будут суммы.
Сейчас мы только ждем тарифов. Но тот бюджетный ресурс, на который мы рассчитываем, исходя из данных научно-исследовательских институтов и Министерства труда и социальной политики, позволяет сказать, что эта статья расходов будет полностью обеспечена. Кроме того, вы мало внимания уделяете и статье льгот. А это порядка 8 миллионов 600 тысяч граждан Украины, которые еще получают льготы и по жилищно-коммунальным тарифам.
– И будут получать их вместе с субсидиями.
– Да. В обязательном порядке, так как это их конституционное право. И мы эти расчеты также ведем и на следующий год – уже будет ресурсное обеспечение.
– Выходит, что «в ожидании тарифов» 15 сентября голосуем за бюджет, в который еще не заложены конкретные суммы на субсидии и льготы. Вы говорите, что в 2007 году проблем с ними не будет. Но по 200 тысяч семей будет обращаться ежемесячно еще до конца 2006 года…
– Да, сегодня есть проблемные вопросы по финансированию до конца 2006 года. Это порядка 680 миллионов гривен – та дыра, которая на сегодня есть в бюджете. На нее мы вместе с Министерством финансов готовим предложения. Первый вице-премьер-министр Николай Азаров уже рассказывал, что нами готовится проект Закона Украины о внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете на 2006 год». Потому что там, по данным Минфина, есть около 8 миллиардов гривен не обеспеченных финансами проблем (выделено нами – ред.).
– Юрий Ехануров давал поручение Министерству труда и социальной политики пересмотреть количество льготников. Будете ли Вы продолжать начинания того правительства?
– Мы не собираемся пересматривать количество льготников. Потому что здесь есть объективные стартовые условия. Во-первых, у человека есть право по закону получать льготы и субсидии. И никто не имеет права это пересматривать. Во-вторых, по 22 и 46 статьям Конституции Украины право граждан закреплено на то, чтобы государство не ухудшало им условия, которые они уже имеют на сегодня. Обещаю, что мы будем подходить ко всему только исходя из интересов людей.
– Но на деле почему-то выходит так, что госчиновники сами выбирают, кому давать субсидии, а кому нет.
– Эти механизмы отрегулированы. У нас люди получают начисления субсидий в соответственном отделе районного управления труда и социальной защиты. То есть, если граждане считают, что им там неправильно решили их вопросы, то они имеют право обратиться к начальству, другим вышестоящим органам.
Основой и приоритетом являются граждане Украины. К примеру, если вы помните работу управлений собеса в 2002 году, то должны были бы помнить, что тогда на каждый вид субсидии и льготы человек должен был принести отдельное заявление с определенными справками и так далее. Мы же тогда ввели людям оформление всех предусмотренных законом социальных гарантий по одному заявлению. То же делаем и сейчас. У нас уже введена автоматизированная система учета людей, которые имеют право на льготы. Так же, как и людей, которые имеют право на субсидии. Эта система функционирует. Да, безусловно, некоторые проблемы у каких-то частных граждан будут. Постараемся оперативно реагировать. Но для нас главное, чтобы не было концептуальных проблем. Когда 200 тысяч семей будут ежемесячно обращаться за субсидиями, то мы обеспечим, чтобы они вовремя были приняты. И чтобы им по закону была начислена положенная субсидия.
Но давайте все же сегодня не будем говорить об абсолютных цифрах на субсидии. Ведь у нас на сегодня есть семьи, которые получают субсидии и льготы, а доход этих семей оценивается десятками тысяч гривен. Это неправильно. Ведь сама идеология субсидирования – это защита социально незащищенных семей. Но тут мы касаемся еще и комплексной проблемы теневых зарплат.
– Субсидии открывают широкое поле для спекуляций?
– У нас в стране действуют основы демократии. Будем думать в тесном общении с общественными организациями. Ведь к нам обращаются организации ветеранов, которые требуют от нас отрегулировать эти вопросы. Вы знаете, что мы вместе с ними вынесем этот вопрос и обсудим. И те рекомендации, которые они дают, в качестве законодательной инициативы вынесем в Верховную Раду Украины.
Совершенно иные нормы Закона действуют по многодетным семьям. К примеру, на Западной Украине остро стоит проблема – имеются разные цифры по гражданам, которые в силу разных обстоятельств уехали за границу, и являются трудовыми мигрантами. И есть масса семей этих граждан, которые, также находясь за границей, получают здесь субсидии и льготы. Потому что они начисляются по документам, которые являются внутренними документами, а граждане едут за ее пределы по заграничным паспортам. Здесь есть огромная проблема, которую мы урегулируем. Вообще, проблем сегодня масса. Но у нас есть опыт, знания и механизмы их решения. Обещаю, что не будут страдать именно бедные социально незащищенные граждане.
– Субсидии обещаете, а реальные механизмы таких массовых начислений у вас есть?
– Есть законы, механизмы, положения. По ним нет проблем. Все субсидии и льготы нынче оформляются по одному заявлению. Сейчас у нас только одна проблема – как обеспечить достойный прием по Украине 200 тысяч семей в месяц. Чтобы не было жалоб.
– Вот Вы говорите – «проблем нет». А ведь нынче субсидии могут начисляться довольно-таки субъективно. Опять мелкие чиновники на местах и в управлениях будут, как всегда, решать, кому давать, а кому нет. И опять без коробок конфет или пятидесяти гривен не обойдешься. Думаете, что личного подхода чиновников при начислении субсидий нет?
– В Украине проживает 46 миллионов граждан. Если бы личных подходов не было, то нам не была бы нужна ни прокуратура, ни милиция, ни правоохранительные органы. Именно они будут реагировать на все злоупотребления.
В свою очередь, мы на уровне Министерства труда вместе с другими органами центральной власти четко обозначим все правила ы. Ожидается, что право на получение субсидий де-факто получат семьи с совокупным доходом не более 2000 гривен (напомню, что на сегодняшний день эта цифра составляла 750-850 гривен). А это по разным подсчетам от 760 тысяч до миллиона семей.
Инф. ura-inform
e-finance.com.ua