• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Золотая середина
    2006-09-07 14:15:30

    Приватизацию средних предприятий оправдывает лишь покупка земельного участка вместе с объектом. У государства практически не осталось высокорентабельных производств

    Государственная холдинговая компания «Укрнефтепродукт» несколько лет не может привлечь нового собственника. В начале лета Фонд госимущества выставил контрольный пакет акций предприятия на торги за 37 млн грн, но претендентов на покупку так и не нашлось. Инвесторов не привлекли многомиллионные обороты компании (более 150 млн грн в прошлом году), 10 гектаров земли в Херсонской и Донецкой областях, около десятка пустующих зданий на балансе нефтетрейдера.


    Большая распродажа 
    Пример Укрнефтепродукта показателен — средние по украинским меркам госпредприятия частные инвесторы обходят стороной. Черкасский завод радиоаппаратуры, бердянский Азовкабель, ровенский Пульсар, Запорожский завод полупроводников и еще несколько сотен небольших госпредприятий неоднократно выставлялись на приватизацию, но так и не сменили собственника из-за отсутствия интереса у потенциальных покупателей. Приватизации безуспешно ожидают хлебные заводы, АТП, рыбные комбинаты, производители электроаппаратуры, швейные фабрики.

    Средних нет

    Условно приватизацию в Украине можно разделить на малую (магазины, ларьки и пр.), крупную (большие промпредприятия) и среднюю. Если малая и большая практически завершены, то средняя — как будто в самом разгаре. В начале августа, по данным Фонда госимущества, в Реестре корпоративных прав государства оставалось около 1,2 тыс. хозяйственных обществ. Примерно ина из них — небольшие по размерам активы (складские помещения, бытовки и недостроенные объекты), не нашедшие хозяев в период массовой приватизации. Еще одна большая группа госпредприятий, невостребованная частными инвесторами, — убыточные заводы легкой промышленности, станкостроения, агропрома и пр. Самая малочисленная группа объектов госсобственности — стратегические объекты, пока не подлежащие приватизации, за которые государство надеется выручить большие деньги.

    По данным ФГИ, начиная с 1992 года, государство рассталось с 26,8 тыс. предприятий. Чуть больше ины из них — малые объекты: кафе, парикмахерские, магазины. Эти активы не проходили процедуру корпоратизации (или акционирования), их полностью выкупили наиболее расторопные работники предприятий или приобрели мелкие бизнесмены

    Для предприятий отечественной добывающей и обрабатывающей промышленности эпоха первичного передела также завершилась. Большинство средних и крупных предприятий — потенциально высокоприбыльные металлургические, химические, обогатительные, нефтеперерабатывающие и пр. заводы — превратили в акционерные общества и распродали по частям. Бум продаж таких объектов пришелся на 2000-2004 годы, когда были приватизированы предприятия Укррудпрома, большинство металлургических, трубных, химических, нефтеперерабатывающих, машиностроительных заводов, а приватизационные поступления в госбюджет достигли 9 млрд грн (см. Большая распродажа).

    Нынешняя политика Фонда госимущества — приватизация оставшихся малых объектов и средних убыточных заводов. Мелкие активы Фонд по-прежнему распродает наиболее активно — на них приходится почти ина приватизируемых предприятий. Интерес к небольшим объектам объясняется повышенным спросом на землю, они, как правило, продаются вместе с земельными участками. Украинскому бизнесу до сих пор интересна «тяжелая артиллерия» — крупные стратегические активы, а также небольшие предприятия, которые можно включить в производственные цепочки.

    А вот госпредприятия средней руки — швейные и мебельные фабрики, агрофирмы, радиозаводы, лесокомбинаты — пока не интересны частному бизнесу. Например, за январь—июнь нынешнего года из 17 выставленных на конкурс средних производственных активов продано 9 предприятий. Приватизация остальных, используя терминологию ФГИ, «временно приостановлена» из-за отсутствия заявок от покупателей.

    В этом году Фонд госимущества запланировал продать контрольные пакеты около 100 средних компаний плюс около 450 миноритарных госпакетов акций (от 0,001% до 49%). Однако распродать такое количество объектов ФГИ не под силу: при плане приватизационных поступлений в госбюджет-2006 на сумму 2,1 млрд грн объемы продаж Фонда к 21 августа составили всего 186 млн грн. Перевыполнение прошлогоднего плана обеспечила продажа Криворожстали, однако без учета приватизации завода Фонд продал имущества лишь на 730 млн грн (при плане в 6,9 миллиарда).

    Причин столь вялых темпов приватизации существует несколько. На протяжении 15 лет предприятиями средней руки государство практически не занималось. В середине 90-х чиновники уделяли большое внимание массовой приватизации малых объектов: технически продать такие активы легко, а претендентов на покупку магазинов, парикмахерских было более чем достаточно. Массовая приватизация ежегодно пополняла госказну миллиардами купоно-карбованцев, что в условиях тотального дефицита бюджета и гиперинфляции помогало правительству сводить концы с концами.

    Крупная приватизация, в отличии от массовой, изначально была основана на индивидуальном подходе к продаже каждого предприятия. Однако на деле распродажа большой промышленной собственности также не требовала особых усилий от государства. Аукционы по продаже предприятий, например металлургической отрасли, зачастую были формальностью. На искусственно доведенные до банкротства активы претендовали по несколько инвесторов — корпоративные войны между делившими сферы влияния бизнес-группами гремели на всю страну. К тому же весьма распространенным способом крупной приватизации была аренда с выкупом — в этом случае государству и вовсе ничего не приходилось делать: после нескольких лет аренды производственных мощностей они автоматически переходили в частную собственность.

    В то же время государство, занятое приватизацией самых востребованных объектов, почти не выставляло на продажу средние предприятия. Малоприбыльные легпром, приборостроение, пищепром и пр. не интересовали формировавшиеся бизнес-группы. К тому же некоторые заводы средней руки были монополистами в узком товарном сегменте (например, производство медицинской аппаратуры). Вместо того чтобы продать стратегическим инвесторам или перевооружить производство, чиновники надолго закрепляли в госсобственности эти активы и забывали о них. Решив сейчас распродать такие объекты, чиновники столкнулись с отсутствием спроса — покупателей на давно убыточные предприятия (пусть и монопольные в своем сегменте) попросту нет.

    Кроме того, львиная доля госактивов, предлагаемых к продаже в нынешнем году, — производители товаров народного потребления. Эти предприятия — малопривлекательные для крупного капитала в силу слаборазвитого рынка внутреннего потребления. В сфере интересов украинского крупного бизнеса — производители востребованной на мировых рынках экспортной продукции, тогда как легпром, агропром, мелкое машиностроение и пр. не смогли переориентироваться на производство экспортных товаров. На внутреннем рынке они оказались невостребованными. К тому же за годы независимости в стране уже успела сформироваться так называемая новая украинская экономика — частные компании в пищепроме, производстве стройматериалов, торговле, сумевшие более эффективно удовлетворить нужды внутреннего рынка, чем неповоротливые конкуренты-госпредприятия.

    Неправильно продаем

    Директор Международного института приватизации Александр Рябченко еще одной причиной провала средней приватизации называет неэффективную схему продажи объектов госсобственности. Проще говоря, завышенные требования, предъявляемые Фондом к потенциальным покупателям средних предприятий. Обычная практика ФГИ — продавать производственные активы промышленным (т. е. стратегическим) инвесторам, которые должны не только сохранить профильный вид деятельности неэффективно работающего предприятия, но и в сжатые сроки обеспечить необходимый приток инвестиций. «Термин «промышленный инвестор» появился в 1999 году. В условиях многолетней стагнации экономики эта мера была оправдана, ведь Украина нуждалась в крупных стратегических инвесторах, которые поставили бы на ноги предприятия разных секторов экономики», — говорит Рябченко. Однако он считает, что этот термин давно себя изжил, и ставка на стратегических инвесторов исключает рыночную конкуренцию. В этом случае большое количество потенциальных собственников вроде банков, инвесткомпаний и портфельных инвесторов не имеет доступа к приватизации.

    Кроме того, возможные покупатели зачастую попросту не успевают самостоятельно оценить продаваемый объект, принять решение о покупке и подать заявку на конкурс — срок ее подачи со дня объявления конкурса о приватизации составляет всего 50-75 дней (а до 2005 года и вовсе насчитывал 30 дней). «Покупка небольших активов в Украине могла бы заинтересовать европейские компании, однако они не успевают принять решение об участии в приватизации и вовремя подать документы», — констатирует Рябченко. Нередко иностранные инвесторы даже не знают о том или ином приватизационном конкурсе. Сейчас информация о продаваемых активах появляется в газете ФГИ «Ведомости приватизации» и на официальном сайте Фонда. «Для более эффективной приватизации следовало бы оповещать потенциальных инвесторов о продаже актива, участвовать в конференциях и семинарах, организовывать презентации продаваемых объектов в Украине и за рубежом. То есть проводить все мероприятия, необходимые для продажи бизнеса», — считает Рябченко.

    Наконец, изучением потенциального спроса на объект Фонд занимается изредка. Как правило, определяя стартовую цену актива, ФГИ ориентируется на заключения т. н. независимых оценщиков — компаний, определяющих балансовую стоимость объектов, а не их способность генерировать денежные потоки. По мнению Рябченко, приватизации предприятий должна предшествовать работа по изучению спроса на актив и его промотированию среди потенциальных покупателей. И если таковых не оказывается, следует заняться реструктуризацией актива, его эффективным управлением, а не выставлять на торги, которые все равно окажутся провальными.

    «Дополнительная проблема заключается в том, что государство не имеет единой приватизационной политики — чиновники то принимают решение о продаже объектов, то запрещают их приватизацию, — говорит Владимир Оваденко, начальник отдела по работе с портфельными инвесторами финансовой компании «Арт-Капитал». — А цель приватизации и вовсе остается туманной — государство пытается одновременно и заработать на приватизации, завышая стоимость объекта, и заставить убыточные активы работать, прописывая в договоре купли-продажи драконовские инвестобязательства».

    Монополисты, шахты и порты

    Украинский бизнес сейчас больше интересуется крупными промышленными, стратегическими или монопольными объектами. «Самые привлекательные государственные активы — Укртелеком, «Укрзалiзниця», Одесский припортовый завод, предприятия военно-промышленного комплекса, морские и речные порты», — говорит Владимир Оваденко. Украинские предприниматели также с нетерпением ожидают приватизации электроэнергетики, которая была частично распродана в начале 2000-х. Однако оставшиеся генерирующие и распределительные мощности государство предпочитает пока не отдавать в руки частных инвесторов. Споры вокруг особенностей продажи Укртелекома безуспешно ведутся уже несколько лет, а о приватизации военно-промышленного комплекса или железных дорог государство пока даже не вспоминает.

    Между тем предприятий металлургической и химической отраслей, которые также могли бы заинтересовать бизнес, в госсобственности почти не осталось. Макеевский металлургический и Никопольский южнотрубный заводы (с ними государство пытается расстаться вот уже четвертый год кряду) давно контролируются бизнес-структурами Смарт-групп Вадима Новинского и Интерпайпа Виктора Пинчука соответственно. Государство на деле владеет предприятиями-пустышками. Еще два привлекательных госактива в металлургии — Запорожский титаномагниевый комбинат и госхолдинг «Титан» (владеет 50% акций Крымского Титана) — тоже принадлежат государству лишь на бумаге. Титаном распоряжается бизнес-группа Дмитрия Фирташа, а ЗТМК государство еще полтора года назад обещало отдать в аренду Крымскому Титану.

    «Угольный комплекс страны также практически поделен: в случае продажи многие шахты будут выкуплены их нынешними арендаторами, а оставшиеся более-менее привлекательные активы бизнес-группы распределят между собой», — говорит аналитик ИК «Конкорд Капитал» Андрей Гостик.

    Шире представлено в списке приватизируемых предприятий машиностроение — около 20 контрольных пакетов акций активов отрасли выставят на продажу в ближайшее время. Мощности предприятий изношены на 60-80%, долги составляют около ины уставного фонда, а продукция зачастую является устаревшей.

    Оставшиеся государственные холдинги, вроде Укрнефтепродукта или Укруглепромтранса, бизнесу уже не интересны: самые привлекательные активы давно выведены из госхолдингов. Тот же Укрнефтепродукт несколько лет назад владел 25 областными предприятиями по продаже нефтепродуктов, однако в результате приватизации госпакетов акций областных компаний предприятие утратило контроль над большей частью своих активов. Укруглепромтранс — из плеяды компаний, обслуживающих монополистов, в данном случае «Укрзалiзницю». Компания ремонтирует железные дороги и владеет 51% акций Макеевского стрелочного завода. Однако ее продаже мешает приватизационное условие ФГИ — покупатель обязан не менее трех лет работать в сфере ремонта железных дорог.

    Другие приватизируемые активы — мелкие монополисты (например, Львовский завод радиоэлектронной медицинской аппаратуры или производитель телевизоров «Фотон») — плохо вписываются в существующую структуру отечественных ФПГ. Такие заводы могут заинтересовать разве что иностранных инвесторов, но при условии активного PR за рубежом. Примеров продажи иностранцам полуразваленных и практически неработающих средних предприятий предостаточно — из последних можно назвать Севастопольский морзавод, Мелитопольский завод комбайновых агрегатов, по неофициальной информации — завод «Бердянские жатки». Правда, прежними собственниками проданных предприятий были отнюдь не государственные структуры, а частные инвесторы, занимавшиеся не столько развитием предприятий, сколько поиском зарубежного инвестора.

    Малые инвестиции

    Помимо крупных стратегических объектов и небольших машиностроительных предприятий, в госсобственности остается большое количество мелких активов — хлебозаводы, птицефермы, швейные фабрики, производители радиоаппаратуры, несколько сахарных заводов, а также объекты незавершенного строительства. Последние особенно интересны из-за земельных участков, на которых они расположены. Впрочем, обычно приватизационная стоимость таких объектов высока, поскольку в нее закладывается цена участка. Хлебозаводы интересны предпринимателям средней руки. Однако большинство заводов требует модернизации, а вмешательство государства в ценообразование и рост цен на энергоресурсы делает хлебный бизнес низкорентабельным. Автотранспортные предприятия с ликвидным автопарком практически полностью скуплены частниками — в госсобственности остается 50 миноритарных пакетов акций АТП (в среднем 25%+1 акция).

    Впрочем, разбогатеть на средних госпредприятиях все же можно — покупая акции на фондовых биржах в ходе приватизации небольших пакетов акций. Акционер вряд ли будет участвовать в жизни компании или получать дивиденды — рассчитывать на дивидендный доход можно лишь в случае покупки акций очень крупных компаний, таких, как Укртелеком. Однако мелкий акционер со временем сможет выгодно перепродать свои акции стратегическому инвестору, особенно если миноритарию принадлежит более 10%.

    5 самых дорогих госпредприятий

    Предп-
    риятие
    Доля государства, %
    Уставный фонд, млн $
    Краткая
    характеристика
    В случае
    привати-
    зации
    ФГИ собирается получить,
    млн $

    В случае
    привати-
    зации
    ФГИ
    собирается получить,
    млн $

    Луганск-
    тепловоз
    76 10,79 Производитель магистральных тепловозов и электропоездов. Доход в 2005 году — 420 млн грн, прибыль — 13 млн грн 300-500 65-70
    Турбоатом 75,22 20,8 Одно из крупнейших в мире турбостроительных предприятий. Является производителем полного цикла. Доход в 2005 году — 296 млн грн, прибыль — 37,5 млн грн Не продается 150
    Одесский припор-
    товый
    завод
    94,54 158,12 Производитель аммиака и карбамида, выпускает 1,5 млн т удобрений в год. Является вторым в Украине производителем удобрений после Стирола. Имеет перевалочную базу. Доход в 2005 году — 1,7 млрд грн, прибыль — 596 млн грн Не продается 1300-1500
    Укрте-
    леком
    92,86 927 Монополист на рынке стационарной связи. Доход в 2005 году — 7,7 млрд грн, прибыль — 519 млн грн 5000-7000 4700-5100
    Укртат-
    нефть
    43,05 146,6 Крупнейшая нефтеперерабатывающая компания Украины. Владеет Кременчугским НПЗ (Полтавская обл.) Мощность первичной переработки нефти — 18,6 млн тонн в год Не продается н/д

    *Оценки ИК «Миллениум Капитал», «Конкорд Капитал». По данным ФГИ, Интерфакса

    Инф. kontrakty

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.