Уроки 11 сентября
— Наш разговор происходит накануне пятой годовщины терактов 11 сентября — трагически-торжественной даты для американцев, и не только для них. Мы много размышляли над событиями, произошедшими пять лет назад. Уроки, над которыми мы размышляли, касаются, в первую очередь, природы этих терактов. И то, что с того времени в других частях света произошли другие теракты, привело нас к лучшему пониманию сущности событий 11 сентября, поразивших нас тогда своей внезапностью и жестокостью. Теперь, когда прошло пять лет, мы знаем, что не были совершенны во всех своих действиях в ответ на этот вызов, и что есть уроки, которые нужно вынести из этого процесса. Мы научились сосредоточивать свои усилия и внимание на террористах-экстремистах. А это помогло нам не только организовать свою работу соответствующим образом, но и мобилизовать международное содружество на общие действия против этого явления. США не были единственной страной, граждане которой погибли во время терактов 11 сентября 2001 года, и, соответственно, к борьбе с терроризмом-экстремизмом присоединились многие страны мира, поддержав главную идею этой борьбы.
— Существует ли в администрации президента Джорджа Буша план, как преодолеть растущую межэтническую вражду в Ираке и обеспечить стабильность в этой стране?
— Ситуация вокруг Ирака — это очень сложная проблема для всех американцев. Серьезные дискуссии по этому вопросу ведутся повсеместно в Соединенных Штатах, включая столицу — Вашингтон. Как вы знаете, я проработал почти год в Ираке: в Багдаде, а также бывал в разных регионах этой страны. Я сохранил убеждение, что мы действовали ради правильных целей. И в первую очередь — для того, чтобы иракцы, с которыми я там познакомился, имели право выбирать свое собственное правительство. Конечно, и мы здесь тоже вовсе не совершенны, но мы пытались таким образом выстраивать и корректировать свои усилия в Ираке, чтобы добавить к нашим действиям там компоненты и экономического возрождения, и создания демократии, и безопасности.
— А почему же, несмотря на энергичные политические, дипломатические и огромные финансовые усилия США в регионе Ближнего Востока не наступает стабильность, а наоборот — возникают новые конфликты, в частности ливанский конфликт, и, к тому же, существует серьезная угроза того, что Иран может овладеть ядерным оружием?
— Мы считаем, что борьба США и международного сообщества против терроризма-экстремизма — это долгосрочный процесс. То, что произошло 11 сентября 2001 года, наследовалось и продолжалось определенными силами в других странах, и, в первую очередь, на Ближнем Востоке, в тех местах, где эти силы имеют претензии и с кем- то сталкиваются. Успех в борьбе против терроризма-экстремизма будет достигнут, но это долговременная борьба, и мы к этому готовы.
— Действительно можно ли сейчас сравнивать противостояние западного мира и радикальных группировок исламистов с борьбой против «фашистов, нацистов и коммунистов» в ХХ веке? Может ли такое утверждение президента США Джорджа Буша претендовать на абсолютную истину? Ведь ЕС имеет несколько другие взгляды на эту проблему. Даже Тони Блер в США заявил, что с терроризмом нужно бороться с помощью общепризнанных ценностей.
— Я хотел бы подчеркнуть, что говорить нужно о борьбе против террористов-экстремистов и не обобщать до какого-то более широкого противостояния. Мы сосредоточились именно на экстремистах, которые занимаются террористическими действиями. Президент Джордж Буш, описывая эту проблему, высказывался действительно образно, эмоционально. В этом высказывании, на которое вы ссылаетесь, Буш поместил явление борьбы с террористическим экстремизмом в исторический контекст, вспомнил, против каких экстремистов человечество боролось в прошлом веке, и высказался в том смысле, что нынешнему поколению нужно бороться с современным экстремизмом. Нашему поколению положено бороться с этим явлением, как наши родители боролись в прошлом веке, и эта борьба должна также базироваться на американских, западных, демократических ценностях.
11 сентября в США будут отмечать пятую годовщину терактов, вследствие которых погибло более 3 тыс. американских граждан. Эта трагедия открыла миру новую эру — борьбы с международным терроризмом. Какие уроки вынесли США за пять лет борьбы с этим злом? Существует ли в американской администрации план обеспечения стабильности и мира на Ближнем Востоке и, в частности в Ираке, где три года находятся американские войска во главе Многонациональных сил? Какую роль в ближневосточном урегулировании может сыграть Украина? Об этом в интервью «Дню» рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Украине Вильям ТЕЙЛОР, который за короткое время пребывания в Украине стал футбольным болельщиком. Он считает, что Украина имеет шансы в этом году вступить в ВТО, а также приобщиться к Плану действий относительно ства в НАТО.
— Как вы можете объяснить, почему европейцы считают США главной угрозой мировой стабильности? Об этом, в частности, свидетельствует опрос, проведенный в европейских странах службой Harris Interactive.
— Я не думаю, что кто-нибудь серьезно считает, что американцы являются угрозой миру во всем мире. Я хочу подчеркнуть, что США, с мощной поддержкой большинства европейских стран и при их участии, ведет эту борьбу на многих фронтах. И эта борьба ведется на основании общих ценностей американцев, европейцев и всех людей доброй воли.
Жесткая и мягкая сила
— Не стоит ли США изменить подходы в борьбе с терроризмом и больше полагаться на убеждения, а не на принуждение? Возможно, вместо hard power (твердой силы) больше использовать soft power (мягкую силу), как это делает Европейский Союз?
— Что касается жесткой и мягкой силы, то США могут применять ту и другую. Некоторые другие страны очень мастерски применяют мягкую силу. При наличии тех возможностей, которые мы, американцы, имеем, — мощность правоохранительных органов, разведки, военных (в категории жесткой силы), и, с другой стороны, (в категории мягкой силы) наши ценности и экономические возможности, — мы можем эффективно объединять оба подхода. Конечно, военный аспект легче всего визуализировать. Но не так легко сфотографировать, зафиксировать, не так широко известен другой аспект, а именно — та помощь, которую предоставляют США мусульманским народам во всем мире. Мы являемся крупнейшими поставщиком помощи на двухсторонней основе палестинскому народу. Когда я работал в Ираке, то я возглавлял работу и прилагал большие усилия в организации реконструкции Ирака в рамках программы стоимостью в 18 млрд. долларов. Также мы имеем очень большую программу восстановления Афганистана, которая дает весомые результаты. Это примеры как раз применение мягкой силы. И я могу сказать, что вы абсолютно правы, применение мягкой силы обязательно должно дополнять более драматические и очевидные действия, которые ассоциируются с военными усилиями.
— Как вы оцениваете роль Украины в борьбе с международным терроризмом, учитывая то, что украинский контингент в прошлом году был выведен из Ирака? Что, на ваш взгляд, могла бы сделать Украина в этой сфере и, в частности, может ли Киев посодействовать тому, чтобы Иран отказался от ядерной программы?
— Когда я был в Ираке, то работал буквально рядом с украинцами. И это касалось работы как в военном аспекте, так и в аспекте восстановления Ирака. Как вы знаете, 18 украинцев погибло в Ираке, и мы отдаем такую же дань уважения этим жертвам так же, как американским. Украина также помогала и в операции в Афганистане, предоставляя право пролета самолетов над ее территорией и другую помощь в организационно- транспортном аспекте.
Что касается вопроса Ирана, Украина, как авторитетный ООН, может посодействовать тому, чтобы выполнялась резолюция ООН о том, что Тегеран должен прекратить работу над ядерным оружием.
— Видите ли вы возможность привлечения Украины к решению Ближневосточного конфликта? Какую роль в этом может сыграть Киев?
— Украина имеет авторитет в Восточной Европе, который может быть очень ценным для усилий на Ближнем Востоке. Украина придает большее значение усилиям, касающимся распространению демократических ценностей и мирного решения конфликтов. Насколько я понимаю, правительство Украины сейчас рассматривает, каким способом Украина могла бы приобщиться к поддержке усилий ООН в Ливане. Поэтому Украина, в известной степени как и США, имеет возможности в применении как жесткой силы, так и мягкой.
Зрелость демократии
— Многие эксперты, комментируя ваше выступление на сенатских слушаниях заключили, что США заинтересованы в премьерстве именно Юлии Тимошенко и создании «оранжевого» правительства. На самом ли деле это было так?
— США, официальные представители нашей страны, и это касается также моего предшественника на должности посла и меня, — мы ясно высказывались всегда — как перед выборами, так и во время выборов и после выборов, — что мы готовы работать с любым правительством Украины, которое сформируется в результате демократического процесса. То есть, мы обращаем внимание, в первую очередь, на процесс. А по всем стандартам это были честные и демократичные выборы. И именно украинцы, а не американцы, европейцы или кто-либо другой, должны решать, как перевести результаты выборов в определенный состав правительства.
— Тогда как вы прокомментируете заявления некоторых экспертов о том, что приход к власти Партии регионов стал проигрышем для США и признаком потери американского влияния на политическую ситуацию в Украине?
— Учитывая то, как вы сформулировали этот вопрос, его нужно адресовать украинцам. Потому что фактически вы спрашиваете, имеют ли Соединенные Штаты влияние в Украине. А это как раз могут сказать украинцы. Я только отмечу, что наше присутствие здесь диктуется не желанием вмешиваться, диктовать украинцам, как они должны вести свою политику, как они должны решать свои дела. Мы готовы помогать Украине, если она сама решит двигаться в рыночном и демократическом направлениях.
— Один из американских экспертов, характеризуя ситуацию с формированием парламентской коалиции после мартовских выборов, заявил, что в Украине произошел провал политического класса. Свидетельствуют ли действия украинского политикума во время формирования сначала антикризисной красно-малиново-голубой коалиции, а потом так называемой широкой коалиции о зрелости демократии в Украине?
— В первую очередь нужно отметить, что выборы продемонстрировали зрелость украинских избирателей. Они участвовали в голосовании, они продолжали интересоваться процессом формирования правительства, правительство было сформировано. Политика, и в первую очередь это касается демократической политики, часто бывает непредсказуемой, запутанной, иногда даже хаотичной, растянутой во времени. Мы все эти дефиниции используем, чтобы описывать политику в самих США уже в течение более 200 лет. Но это лучше, чем любым другим способом, который можно по этом делу представить. Украинцы в своей истории на протяжении многих веков имели дело с руководством, которое им навязывали. Сейчас украинский народ независим и уже в демократической стране выбирает собственное правительство. И это признак зрелости демократии.
Оценка по действиям
— Как вы считаете, сможет ли такая коалиция с участием коммунистов и социалистов осуществлять рыночные реформы, интеграцию в ЕС и евроатлантические структуры?
— Соединенные Штаты, безусловно, и я надеюсь, что другие страны также, будут оценивать новое правительство по его действиям. По моим наблюдениям, украинское общество за последние два года изменилось и оно сегодня ждет от своего руководства действий несколько другого характера, чем готово было принимать два года назад. Украинский народ ожидает от правительства подотчетности, прозрачности, открытости. И если раньше, возможно, украинцы надеялись на это от правительства, то теперь они твердо убеждены, что так и будет. Я считаю, что новое правительство в состоянии откликнуться и удовлетворить эти новые требования.
— Но можете ли вы назвать правительство Виктора Януковича реформистским?
— Определение того, является ли реформистским нынешнее правительство, будет использоваться в зависимости от того, какими именно будут его действия.
— Как вы оцениваете заявление украинского премьера о необходимости проведения общественных слушаний относительно вступления в ВТО? Будут ли США способствовать вступлению Украины в ВТО до конца нынешнего года?
— Я не вижу причин, по которым Украина не могла бы присоединиться к ВТО до конца этого года. Однако, это решение, в первую очередь, находится в руках украинского правительства. Существует еще несколько шагов, которые украинское правительство должно осуществить, чтобы соответствовать требованиям для ства в ВТО. В частности, Украина должна принять несколько законов, чтобы привести свое законодательство в соответствие с обязательствами, которые предусматривает ство в ВТО. Как правительство хочет подойти к принятию этих законов — через общественные консультации, общественные слушания, или каким-то иным образом, — это решение, которое должно принимать само правительство. А США всячески поддерживают Украину в ее стремлении присоединиться к ВТО.
ПДЧ в руках украины
— Считалось, что с вашим назначением на должность посла США в Украине будет ускорена интеграция нашей страны в НАТО. На самом ли деле перед вами стояла такая задача и изменилась ли она в связи с новой политической ситуацией в Украине?
— Соединенные Штаты не имеют намерений и меня сюда послали не для того, чтобы заставить украинцев осуществлять какие-то определенные шаги. Если народ Украины и украинское правительство решат, что они хотят проводить оборонную реформу, а также двигаться к ству в НАТО (а это не идентичные вопросы), то мы готовы поддержать их и в этом вопросе. Нам кажутся вполне рациональными формулировки, к которым пришли политические партии в подписанном ими Универсале. Принятие решения по этому вопросу будет очень серьезным, в котором, безусловно, украинский народ должен иметь свое слово. И как записано в Универсале, такой референдум должен состояться тогда, когда пройдет обсуждение в обществе и когда граждане Украины будут иметь возможность получить ответы на все имеющиеся у них в связи с этим вопросы. Следовательно, США готовы поддержать Украину в ее решении. Одно из решений, которое должно для себя принять украинское правительство, — к каким действиям прибегнуть этой осенью в связи с приближением Рижского саммита НАТО. То есть правительство Украины должно определить, хочет ли он обратиться с просьбой и получить приглашение присоединиться к Плану действий относительно ства (ПДЧ) в НАТО. Если украинское правительство придет к такому решению, мы безусловно это поддержим.
— Это значит, что на Рижском саммите Украина имеет шанс присоединиться к ПДЧ?
— Да, если украинское правительство подаст четкий сигнал сейчас, в сентябре — октябре, что Украина хочет присоединиться к ПДЧ, то Соединенные Штаты поддержат это решение. Конечно, есть другие союзники в НАТО, у которых есть вопросы относительно этого. И визит премьер- министра Виктора Януковича в Брюссель 14 сентября будет возможностью для него высказать свою позицию. А для союзников по НАТО это будет повод послушать, задать вопросы и получить на них ответы, чтобы определиться, как подходить к вопросу предоставления Украине ПДЧ в ноябре.
— Как известно, курс Украины в НАТО чрезвычайно раздражает Россию. Может ли ство Украины в НАТО зависеть от позиции Москвы?
— Нет. ство Украины в НАТО зависит, во-первых, от Украины, во- вторых, от союзников — ов НАТО. Третьи страны голоса в этом деле не имеют. При этом, я хочу отметить, что Российская Федерация имеет очень активную и энергичную программу сотрудничества с НАТО. Некоторые из видов совместной деятельности, которые Россия проводит с НАТО, могли бы быть приняты и Украиной для ее сотрудничества с Альянсом. Разница, по-видимому,. в том, что в случае Украины эти общие виды деятельности могут вести к ству в НАТО, а Россия, кажется, не стремится просить о стве в НАТО. Но, в конечном счете, это решение, которое принимать россиянам.
Проекты сотрудничества
— Вы уже говорили, что США будут сотрудничать с правительством Януковича и о том, что существует много проектов, которые могут быть совместно реализованы на благо Украины. Какие это проекты? Назовите их пожалуйста.
— Существует широкий спектр общих видов деятельности между нашими двумя странами. Для примера, назову только три.
Первый — общие усилия по искоренению коррупции. США выделяют 45 млн. долларов в течение двух лет для того, чтобы работать с украинскими должностными лицами, частным сектором, гражданским обществом по антикоррупционным программам. Если начальный антикоррупционный проект будет успешным, то этот успех может привести к намного большей, возможно, в десять раз, программе по борьбе с бедностью. И такой большой проект стоимостью приблизительно в полмиллиарда долларов реализовался бы украинцами. Потому что решение относительно того, по каким направлениям нужно действовать, чтобы преодолеть проблему бедности при таком масштабном финансировании, принимались бы в ходе очень тщательных консультаций с гражданами Украины, с местными администрациями и неправительственными организациями по всей стране.
Еще одна сфера, где мы очень тесно сотрудничаем, это энергосбережение. Мы работаем с украинскими компаниями, чтобы показать, как они могут уменьшить потребление природного газа и, таким образом, устранить фактор, способствующий повышению цены на газ.
Третий пример касается сотрудничества в сфере частного бизнеса. Частная американская компания участвовала в тендере на разведку и эксплуатацию потенциальных нефтегазовых залежей на шельфе Черного моря и выиграла этот тендер. Эта американская компания является экспертом по добыче на глубоководных участках. Ее опыт может пригодиться украинскому народу.
— Верите ли вы в то, что правительство Януковича обеспечит в течение трех с иной лет в Украине спокойствие, которое привлечет даже американских инвесторов? Увидели ли вы такое спокойствие или его признаки в Донецкой области, где последние 10 лет доминирует местная власть?
— У меня был очень успешный визит в Донецк. Я встречался с губернатором Логвиненко, который действительно сказал такую фразу, что инвестиции и инвесторы любят спокойствие. И что действительно, мы можем ожидать в течение следующих трех с иной лет, что в Украине сложится спокойная ситуация. И этот период, который остался до следующих выборов, может быть периодом улучшения инвестиционного климата в Украине. Хорошим рецептом для инвестиций является экономическая реформа плюс политическая стабильность. Я думаю, что важность благоприятного инвестиционного климата понимают и в Донецке, и в других регионах страны.
Трубопроводам — тест
— США постоянно проявляли интерес к трубопроводу Одесса— Броды, который Киев сейчас использует в реверсном направлении. Заинтересованы ли сейчас США в достройке этого нефтепровода до Плоцка с тем, чтобы через него в Европу транспортировалась каспийская нефть?
— Мы всегда отстаивали идею многочисленных трубопроводных маршрутов. Потому что и потребители выиграют от того, что у них есть выбор, и производителям-поставщикам сырья тоже важно иметь выбор маршрутов поставки энергоносителей. И наш подход заключается в том, что лучше всего определиться, какой из существующих многочисленных трубопроводов самый лучший — протестировать его в коммерческом режиме. И такой тест реализовался бы таким образом: потребитель, скажем, переработчик в Польше или другой стране Европы, и поставщик, например, добытчик в Средней Азии заключают между собой соглашение, и им для прокачки нефти нужен был бы нефтепровод Одесса— Броды. Мы поддерживаем такой подход. Расположение к нему уже продемонстрировал вице-премьер Андрей Клюев, который сказал, что будет сформирована экспертная группа, которая рассмотрит возможность такого коммерческого испытания. Мы со своей стороны подсказали ему, что стоит посмотреть на весь спектр потенциальных оков и со стороны потребителей, и со стороны транспортировщиков, и со стороны поставщиков.
— США критиковали газовое соглашение, которое было заключено в начале года между Украиной и Россией именно из-за отсутствия прозрачности. Видите ли вы готовность нового правительства обеспечить прозрачность схем поставок газа из Средней Азии и России в Европу через Украину, что может способствовать усилению эффективности газового сотрудничества в регионе?
— Мы продолжаем считать, что прозрачность — это хорошая вещь и для бизнеса, и для потребителей. И мы слышали от ведущих ов нового правительства, что прозрачность это именно тот подход, которого нужно придерживаться в бизнесе вообще и, в частности, в нефтегазовой сфере.
— Приходилось ли вам в Украине использовать приобретенный опыт антикризисного менеджера?
— К счастью, Украина свои проблемы решает спокойным, зрелым способом. Другие страны, в которых я бывал, не смогли справиться со своими проблемами таким способом. Мне очень приятно, что теперь я работаю в стране, которая решает свои проблемы мирным, ненасильственным путем.
— Когда планируется визит В. Януковича в США и приезд американского президента Дж. Буша в Украину?
— Я не думаю, что есть какие-то определенные и согласованные даты для таких поездок. Но я уверен, что американскому правительству будет очень интересно встретиться с новым премьер-министром. Уже сегодня, в среду вечером (в этот день господин Тейлор давал интервью газете «День») в Киев прибывает заместитель государственного секретаря Дэниель Фрид, чтобы встретиться с представителями нового правительства. И я могу допустить, что во время этих встреч состоятся дискуссии по поводу возможных визитов.
— А относительно визита Дж. Буша в Украину. Может ли он состояться в конце нынешнего года?
— Конкретных дат относительно этого нет. Я думаю, что многое будет зависеть от контекста, поскольку мы уже вступили в избирательную кампанию. Конечно, президент Буш уже не является кандидатом, но он остается очень мощным политическим оком.
— Находясь в Донецке, вы присутствовали на матче Шахтер — Легия. Не превратил ли, случайно, вас Ахметов в футбольного болельщика?
— Да, я могу сказать о себе, что я футбольный болельщик. Среди украинских команд я не хочу никому отдавать преимущество. Но, безусловно, в е Украина — Грузия я буду болеть за сборную Украины.
Инф. day
e-finance.com.ua