Пятое расширение Европейского Союза 1 мая 2004 года было самым амбициозным за всю историю Союза как по количеству присоединившихся стран, так и по сложности, поскольку новыми ами стали страны с разной и часто различной социальной и экономической историей. С тех пор прошло уже более двух лет, и этот срок достаточный, чтобы проанализировать кратко- и среднесрочные последствия расширения для экономического развития стран—новых ов.
Сам процесс последнего расширения ЕС с экономической точки зрения имел несколько характерных особенностей. Во-первых, это было присоединение 10 стран с существенно более низкими социально-экономическими показателями по сравнению с ЕС-15, что доказывает принципиальную возможность объединения разных по уровню развития групп стран не только на принципах свободной торговли или таможенного союза, но и экономического союза. Во-вторых, расширение Союза стало важным этапом довольно мягкой, без экономических шоков, адаптации экономик ЕС-10 к новым условиям конкурентной среды Единого внутреннего рынка ЕС. В-третьих, очевидные положительные последствия расширения ощутили как новые страны-члены (прежде всего), так и в меньшей мере старые на всех уровнях реализации экономических эффектов этого процесса: потребители, производители, национальные экономики, интеграционное объединение в целом. Процесс расширения был взаимовыгоден как для ЕС-10, так и для ЕС-15. Наконец, он был хорошо спланирован, эффективно руководили, его риски и затраты были интернационализированы и минимизированы в пределах Союза и присоединявшихся стран.
Реальное воплощение позитивных экономических ожиданий — таков основной вывод из анализа последствий расширения ЕС для новых стран-членов. Страны ЕС-10 имеют стабильные и довольно высокие темпы экономического роста, усиливается макроэкономическая стабильность их развития, растет занятость и уменьшается безработица, быстрыми темпами происходит социальное сближение с наиболее развитыми странами ЕС, растет конкурентоспособность национальных производителей как на рынках Союза, так и третьих стран.
Фактически подготовка к вступлению этих стран в ЕС продолжалась свыше десяти лет, более интенсивно — с 1997-го, когда было принято решение о перспективах расширения. С учетом переходных положений в некоторых отраслях и сферах этот процесс для ЕС-10 полностью завершится в 2009 году. За время подготовки к вступлению страны-новички успешно трансформировали свои экономики из плановых в эффективно функционирующие рыночные (это не касается, понятное дело, центральноевропейских стран, то есть ЕС-10 без Мальты и Кипра). В отличие от других государств Восточной Европы, кризисные явления в экономиках этих стран в начале 90-х годов были непродолжительными, и с 1993—1994 гг. они уже демонстрировали положительные темпы экономического роста, прежде всего вследствие эффективных рыночных реформ, кардинальной переориентации внешнеэкономических связей, интеграции в Единый внутренний рынок ЕС.
За время непосредственной подготовки ко вступлению и после него темпы экономического роста ЕС-10 в 1,7 раза превышали соответствующие экономические показатели ЕС-15. При условии сохранения этого соотношения страны ЕС—10 за 35 лет достигнут уровней экономического развития ЕС-15 (см. табл. 1). Уже в 1997—2005 годах ВВП на душу населения в ЕС-10 вырос с 44,3 до 52,1% от уровня ЕС-15. Темпы ежегодного роста реальной заработной платы за последние десять лет в ЕС-10 были в 3,5 раза выше, чем в ЕС-15. За этот период страны ЕС-10 существенно улучшили индексы развития человеческого потенциала по оценками ПРООН, особенно это касается Латвии, Литвы, Эстонии, Словакии и Венгрии.
Страны—новые ы ЕС достигли и поддерживают высокий уровень макроэкономической стабильности (табл. 2). За годы подготовки ко вступлению уровень инфляции здесь сократился в три раза, приблизившись к средним показателям ЕС-15. Вместе с тем в 2005 году сохранялось существенное различие в ее темпах по отдельным новым ам — от 1,6% в Чехии до 6,9 — в Латвии. Инфляционное давление все же осталось значительным, оно обусловлено процессами ценовой конвергенции, ростом заработной платы, адаптацией косвенных налогов к требованиям ЕС, заметными колебаниями цен на товары по отдельным странам как составляющим Единого рынка ЕС.
Показателем макроэкономической стабилизации и конвергенции с ЕС-15 стало существенное снижение процентной ставки — в среднем по ЕС-10 за 2001—2005 годы с 8,1 до 4,4%. Это было следствием положительных ожиданий относительно уровней инфляции, уменьшения премии за риск, появления реальной перспективы вхождения новых ов ЕС в валютный союз.
Ощутимо улучшились также показатели дефицита государственного бюджета стран — в среднем с -3,2 до -2,9% от ВВП за этот же период, что отвечает маахстрихтскому критерию (-3%). Наилучшие показатели у Эстонии и Латвии, наихудшие — у Венгрии и Мальты. За это время ухудшили свои показатели только две страны — Венгрия и Польша. Государственный долг в среднем по новым ам Союза вырос с 37,4 до 41,1% от ВВП, однако остается значительно ниже маахстрихтского критерия (60%) и показателя ЕС-15 (64,6%). При этом в пяти странах он вырос, а в других пяти — уменьшился.
Непостоянную тенденцию имело изменение уровней безработицы. Ее уровень возрастал в 1998—2002 годах, а с 2002-го начал уменьшаться, особенно в 2005 году, когда занятость выросла на 1,5%. За 2004—2005 годы уровень безработицы в ЕС-10 уменьшился с 14,3 до 13,4%, что, впрочем, намного превышает соответствующий показатель в ЕС-15 — 7,9%. Несмотря на положительные тенденции до и после вступления в ЕС, характерными для рынка рабочей силы в ЕС-10 остается высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи; значительная незанятость низкоквалифицированной рабочей силы; серьезные региональные различия в уровнях безработицы.
До расширения весьма неопределенными были возможные последствия массовой миграции рабочей силы из стран ЕС-10 в ЕС-15. Долгосрочные прогнозы (до 15 лет) оценивали общий объем миграции рабочей силы до 3 млн. чел., то есть всего в 1,2% трудоспособного населения ЕС-15 в 2020 году. Краткосрочные прогнозы определили этот объем на уровне 300—350 тыс. чел. в первые годы расширения. Однако первые два года показали, что процент рабочей силы из стран—новых ов на рынках ЕС-15 является довольно стабильным до и после вступления, с небольшим увеличением в Великобритании, Австрии и Ирландии. Ее объем просто недостаточен, чтобы существенно повлиять на структуру и уровни заработной платы на рынках рабочей силы ЕС-15. Миграция из третьих стран вызывает значительно большую обеспокоенность в европейских странах-реципиентах.
Именно после расширения ощутимые сдвиги произошли и в сфере сельского хозяйства ЕС-10. Во-первых, после снятия ограничений торговля сельскохозяйственной продукцией со странами ЕС-15 и между самими новыми ами в 2004 году выросла на 30%. Во-вторых, вступление в ЕС привело к значительному увеличению средних доходов сельскохозяйственных хозяйств в ЕС-10: за 2004—2005 годы — на 70% по сравнению с периодом 1999—2003 годов (особенно в Эстонии + 132%, Латвии + 106%, Польше + 95%, Литве + 92%). В первую очередь, это стало следствием прямых выплат производителям в пределах Общей сельскохозяйственной политики ЕС, хотя их влияние на повышение производительности, уровень конкурентоспособности сельскохозяйственного производства, развитие других отраслей национальных экономик новых ов оценивается неоднозначно.
Вступление в ЕС новых стран стало подтверждением важных структурных сдвигов в их национальных экономиках. Во-первых, национальные экономики новых стран—членов ЕС становятся органической составляющей Единого внутреннего рынка Союза. На долю ЕС-15 после расширения приходятся 62% внешней торговли ЕС-10 (в экспорте до 67%) при высокой открытости их экономик: внешнеторговый оборот составляет 93% от ВНП. Если учесть также рост доли взаимной торговли в пределах ЕС-10 (до 14% в 2005 году), можно сделать вывод о высокой самодостаточности и значимости именно рынка ЕС-25 для развития малых экономик новых ов.
Во-вторых, используя существующие конкурентные преимущества, производители ЕС-10 формируют новые — как звенья европейских (и не только) интегрированных производственных систем, которые объединяют предприятия разных стран Союза с целью организации исследований, разработки, производства, сбыта, обслуживания соответствующей продукции. На внутриотраслевую торговлю ЕС-10 с ЕС-15 приходится сейчас до 60% взаимного товарооборота. Объем обмена промежуточной продукцией составлял в 1998—2003 годах до 7% ВНП новых ов ЕС.
В-третьих, ориентация на спрос Единого внутреннего рынка ЕС способствует диффузии передовых технологий в их экономиках, активно формирует производства третьего и четвертого технологических укладов. Так, в 1995—2001 годах практически все страны—кандидаты на вступление в ЕС значительно повысили свой индекс технологического развития по оценкам ЮНКТАД и вошли в группу стран с самой высокой инновационной активностью. При этом удельный вес филиалов иностранных компаний в прикладных научно-исследовательских разработках в 2003 году составлял, например, в Венгрии 62,5, Чехии — 46,6%. Вместе с тем различие в уровнях технологического развития между старыми и новыми ами Евросоюза остается значительным, новые ы специализируются преимущественно на среднетехнологических и трудоинтенсивных производствах в рамках ЕС-25.
Ориентация на емкий и высокотехнологичный рынок ЕС, успешная адаптация к его требованиям значительно улучшили позиции ЕС-10 на мировых рынках в целом. Эта группа стран начала активно использовать коммунитарные механизмы ЕС для защиты своих позиций на Едином внутреннем рынке Союза, а также для экономической экспансии на рынки третьих стран. Так, рост экспорта десяти стран в 2004 году составлял 20%, их удельный вес в мировом экспорте увеличился с 1% в 1992-м, до 2,8% — в 2003-м. При этом значительно уменьшился и относительный объем дефицита торгового баланса — с 7,8% ВНП в 1996—2000 годах до 3% в 2005-м.
Положительный характер экономических последствий расширения ЕС для новых ов обусловлен системой факторов. Прежде всего речь идет о возникновении и реализации кратко- и среднесрочных эффектов соответствующих форм международной интеграции на этапах до и после вступления в Союз: свободной торговли, таможенного союза, общего и единого рынков, экономического союза. Устранение барьеров входа и выхода на Единый внутренний рынок ЕС, относительно быстрая и эффективная рыночная адаптация национальных производителей к изменениям в национальных и внешних конкурентных средах привели к количественным и качественным сдвигам в экономическом развитии новых ов Союза.
Успешно действовали парламенты и правительства стран-членов, вводя директивы Европейской Комиссии в национальные правовые системы: по состоянию на 8 марта 2006 года страны сообщили об имплементации 2654 директив из 2683 обязательных (то есть примерно 99%). В принятых осенью 2005 года Национальных программах реформ в странах ЕС-10 акцент сделан на дальнейшем развитии стабильности финансовой системы, содействии инновациям, улучшении бизнес-среды, инфраструктуры, повышении производительности труда, подготовке высококвалифицированной рабочей силы.
Необходимо отметить особую роль значительной целевой помощи в этом процессе ЕС: за последние 15 лет десять стран получили 28 млрд. евро, только в 2005-м объем помощи составлял 2,1% ВНП ЕС-15 по сравнению с 1,1% ВНП США по плану Маршалла в 1948—1952 годах.
Наконец, при ограниченности внутренних ресурсов структурные сдвиги и повышение технологического уровня национальных экономик ЕС-10 были бы невозможны в существующие сроки и достигнутых объемах без солидных иностранных инвестиций. В 2004-м накопленный объем прямых иностранных инвестиций достиг 191 млрд. евро, или 40% соответствующего суммарного показателя ВНП стран—новых ов Союза. Удельный вес филиалов иностранных компаний в прикладных научно-исследовательских разработках в Чехии, Венгрии, Польше, Словакии увеличился с 9,3 до 41,3% в 1993—2003 годах.
Однако не следует думать, что вступление в ЕС решило все социально-экономические проблемы новых ов. Это далеко не так. У самого Евросоюза есть определенные проблемы экономического развития, поэтому после его расширения они в той или иной мере и в разных формах проектируются на новые страны-члены. Вступление в ЕС позволяет использовать коммунитарные механизмы решения экономических проблем развития, но это не происходит автоматически. Поэтому в новых странах ЕС остаются проблемы безработицы, отставания от уровня социально-экономического развития ЕС-15, не преодолен технологический разрыв между этими группами стран, далеко не в полной мере решен вопрос социальной конвергенции.
Перспектива расширения ЕС и непосредственно вступление новых стран в Союз стали важным катализатором эффективных рыночных трансформаций и положительных структурных сдвигов в национальных экономиках этих стран. Ориентация на Единый внутренний рынок ЕС способствовала модернизации технологических основ их национальных экономик, придала им динамичности, повысила конкурентоспособность. Именно таким образом — как органические составляющие экономической системы ЕС — новые страны-члены встречают вызовы глобализации, эффективно адаптируются к новым, более жестким, условиям международной конкуренции в ХХІ веке. Их опыт свидетельствует, что путь вхождения малых экономик в высококонкурентные международные экономические группировки полностью себя оправдывает.
Инф. zerkalo-nedeli
e-finance.com.ua