Согласно данным европейского статистического агентства Eurostat, опубликованным в середине августа, совокупный ВВП 12 экономик зоны евро во втором квартале 2006 года вырос на 2,4% по сравнению с прошлогодним уровнем. Тогда как предварительные прогнозы составляли 2%. Те же тенденции наблюдались и в первом квартале. Что дало основания аналитикам сделать вывод: экономика еврозоны нынче демонстрирует самые высокие темпы роста за все годы своего существования. Впервые за семь лет 12 европейских стран, вместе взятых, опередили по этому показателю США, Японию, а также Британию, остающуюся верной своему фунту стерлингов.
Однако в такой области, как экономическая статистика, никогда не бывает излишней осторожность. Тем более когда речь идет о статистике европейской, поправки в которой, в отличие от американской, всегда делались в сторону повышения. Очевидно, именно поэтому подавляющее большинство экспертов разных аналитических центров (от инвестиционных банков до ведущих бизнес-изданий) придерживаются мнения, что не следует питать слишком большие надежды в связи с нынешней экономической динамикой.
Конечно, многим оптимистам хотелось бы верить, что еврозона наконец-то преодолела все тернии и после многих неудач затянувшегося периода становления выбралась на ровную магистраль, на которой можно беспрепятственно наращивать скорость. Но в том-то и дело, что для победы не только нужна хорошая трасса (в нашем случае — благоприятные внешнеэкономические факторы), но и само транспортное средство (экономика еврозоны) должно быть в исправном состоянии. Проблемы же есть как с первой, так и со второй составляющей успеха.
Начнем с «транспортного средства», то есть с экономики. Не секрет, что наблюдаемый рост вызван преимущественно увеличением инвестиций и возрождением потребительского спроса, а не экспортом. Поэтому, по мнению британского журнала The Economist, не следует ожидать, что высокие темпы роста, наблюдавшиеся в Европе этим летом, сохранятся до конца года. Они вызваны всего лишь серией краткосрочных изменений в экономических тенденциях, которые, в свою очередь, усложняют ситуацию в европейских экономиках.
В первом полугодии 2006-го экономический рост более-менее равномерно распределялся по всей территории еврозоны. Быстрее других росла экономика Литвы (+8,6%), за ней следовала Швеция (+5%), позади всех расположилась Италия (+1,5%). Однако совокупный показатель был достигнут в основном за счет Германии (+2,4%) и Франции, этих двух главных «локомотивов».
Немецкая экономика, крупнейшая в регионе, в последние годы пыталась наращивать мускулы прежде всего за счет экспорта, но во втором квартале с.г. рост стимулировался за счет внутреннего потребления. Во-первых, закончился 11-летний кризис в строительной индустрии, стоивший стране потери в среднем 0,25% ВВП ежегодно, и после суровой зимы инвестиции хлынули в строительство. Во- вторых, доброе дело для немецкой экономики сделал чемпионат мира по футболу: резко увеличился спрос на телевизоры и спиртное. В-третьих, получены первые результаты от проводимой новым правительством Германии реформы рынка труда. Безработица в стране в первой ине с.г. составила 10,6%, что на 1,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2005-го.
Что же касается французской экономики, то она во втором квартале 2006 года выросла на 1,1%. Этот результат министр экономики Тьерри Бретон назвал «исключительным». Еще бы, ведь столь скромный показатель стал лучшим за последние 20 лет! Несмотря на то, что французское статистическое бюро на 2006 год прогнозирует экономический рост на уровне 1,9%, инвестиционный банк BNP Paribas считает, что к концу года возможны даже 2,5%.
Заслуга правительства Франции прежде всего в том, что оно стимулирует рост ВВП и принимает меры по сокращению безработицы. Интересно, что футбольные и оказали свое влияние не только на экономику страны-хозяйки мирового чемпионата, но и на ее соседку, населенную не менее ярыми болельщиками. Во втором квартале 2006-го объем потребления во Франции вырос на 0,7% и прежде всего потому, что французы массово покупали новые телевизоры, дабы наблюдать за ой национальной сборной. Как оказалось, не зря.
Однако, несмотря на победные реляции, основным тормозом для экономического роста еврозоны остается давно знакомая внутренняя проблема. Европейские правительства, особенно Франции, Италии, Германии, не желают проводить смелые структурные реформы. А ведь не секрет, что государственные финансы стран-членов еврозоны нуждаются в «капитальном ремонте» и что некоторым странам, в первую очередь Италии и Германии, пора ужесточить свои бюджетные расходы.
Но, судя по всему, самой большой проблемой является выбор времени и методики проведения этого «ремонта», особенно в Германии. Именно в тот момент, когда у немецких потребителей, годами испытывавших тревогу из-за низкого роста зарплат и возможной потери работы, наконец-то окрепла уверенность в родной экономике, правительство вдруг объявило о решении увеличить в следующем году налог на добавленную стоимость на 3%.
И вот уже появилась первая реакция — предвестница будущих неудач. 22 августа немецкий экономический институт ZEW в Манхейме опубликовал данные о неожиданно резком ухудшении так называемого индекса доверия к экономике. Согласно этим данным, уверенность немецких инвесторов снизилась в августе до самой низкой за последние пять лет отметки. Что, по сути, сигнализирует о реальной возможности экономического спада уже в следующем году.
Некоторую угрозу экономическому росту представляет размер процентной ставки и институт, ее определяющий, — Европейский центральный банк. В последнее время политика ЕЦБ, как отмечают экономисты, становится все менее нейтральной. Существует опасность того, что данные о временном экономическом росте еврозоны укрепят бытующее в ЕЦБ мнение, что действующие процентные ставки (3%) слишком низки. Банк уже начал повышать процентные ставки в декабре прошлого года и, судя по всему, продолжит этот курс, по крайней мере, до конца года текущего. Следующее повышение — на четверть процента — ожидается в октябре, а к концу года ставка может достичь 3,5% годовых. После чего, по прогнозам, последует непродолжительная стабилизация. Единственное, чего опасаются аналитики, так это преждевременного повышения ставок.
Можно, конечно же, задавать вопрос: если спрос в экономике еврозоны будет снижаться, то почему ЕЦБ так жаждет поднимать процентные ставки? А потому, объясняет The Economist, что причина здесь лежит не столько в спросе, сколько в предложении. Никто не знает наверняка, как быстро может расти экономика, не вызывая при этом заметного роста инфляции. Но в ЕЦБ считают, что любые темпы ежегодного роста потребительских цен, превышающие 2%, уже опасны.
Как уже говорилось, торможение экономического роста во многом зависит и от внешних факторов, то есть от состояния «трассы». Первый, наиболее болезненный шок — нефть, вернее, ее дороговизна — будет объективно сдерживать рост потребительского спроса. Ибо прогнозируемый рост цен на нефть автоматически приведет к повышению стоимости товаров и услуг, которое, в свою очередь, не сможет быть компенсировано адекватным увеличением зарплат. По оценкам экспертов, прирост потребительских расходов в 2006—2007 годах не превысит 0,2% годовых.
Вторым внешним фактором, который существенно повлияет на экономику Европы, является замедление экономического роста в США, где темпы во втором квартале снизились до 2,5% в расчете на год. Это может привести к снижению роста потребления в этой стране. Естественно, американские потребители продемонстрируют не очень сильное желание покупать товары, производимые в Европе.
Впрочем, еврозона в целом зависит от экспорта намного меньше, чем входящие в нее отдельные страны. К примеру, 43% немецкого экспорта, идущего в другие страны еврозоны, рассматриваются на уровне самой еврозоны как внутренний спрос. Поэтому США как экспортный рынок менее важны для европейцев, чем можно было предположить, — на ту же Великобританию приходится гораздо больше европейского экспорта, как и на другие страны ЕС, вместе взятые. А вот когда речь заходит о недавнем увеличении экспорта, действительно имеющем значение для экономической динамики, то все взоры сразу же обращаются к Китаю, на который уже сейчас приходится постоянно растущая доля прироста европейских продаж. Тем не менее «замедляющуюся» Америку не принимать в расчет тоже было бы неправильно.
Инф. zerkalo-nedeli
e-finance.com.ua