США, ЕС и Канада подали иск во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), требуя наказать Китай за, по их мнению, необоснованное повышение импортных тарифов на автомобильные запчасти. Китайские власти обязали западные автокомпании, работающие в стране, покупать запчасти к их автомобилям, сделанные местными производителями. Для тех, кто откажется это делать, будут увеличены вдвое тарифы на импорт запчастей из-за рубежа. Ford Motor, Volkswagen, Renault, работающие в Китае, выразили свое крайнее возмущение таким решением и попросили вмешаться в ситуацию свои национальные правительства. Те, в свою очередь, подали иск в ВТО. Этот иск стал первым, выдвинутым в адрес Китая с момента его вступления в ВТО в 2001 году.
Конец торговой дружбе
Официально Китай обвиняется в несправедливой поддержке госсубсидиями своих производителей, налоговыми уступками в их пользу, сознательному занижению стоимости местной валюты, что приводит к росту позитивного сальдо внешней торговли страны. Как ожидается, на этой неделе статистическое ведомство Китая объявит, что в августе положительное сальдо торгового баланса составит $14.6 млрд.
Вышеперечисленные претензии Пекину выдвигались уже не раз, особенно Соединенными Штатами, чей отрицательный торговый баланс с Китаем является одной из ключевых причин рекордного роста дефицита торгового баланса США.
Однако до сих пор китайские власти не обращали особого внимания на эти претензии.
Подав иск в ВТО, Вашингтон получит возможность легально нанести Китаю ответный удар. Ожидается, что еще до конца текущего месяца американский сенат проголосует за введение 27,5% таможенной пошлины на все китайские товары, импортируемые США.
«Дружеским отношениям между Европой и Америкой с одной стороны и Китаем — с другой — пришел конец, — цитирует агентство Bloomberg Константиноса Адамантополуса, юриста по торговым спорам брюссельской юридической конторы Hammonds. — Однако, если дружбе пришел конец, то Китай, в свою очередь, тоже может «поиграть мускулами» и подать ответные иски в ВТО».
Процесс пошел
Иск против Китая подан после того, как ЕС, США и Канада не смогли договориться с Пекином о либерализации своих торговых отношений. Еще в марте эти три страны подали в ВТО жалобу на повышение импортных тарифов Китаем. Согласно правилам ВТО, страна, на которую подана жалоба в первый раз, может заблокировать ее рассмотрение. Однако она не может этого сделать, когда жалоба подана повторно. Согласно установленным правилам, ВТО начнет рассмотрение иска 28 сентября.
Еще когда подавалась первая жалоба 30 марта, министерство экономики Китая сообщило, что оно «сожалеет» о том, что такое решение принято, и обещало «тщательно рассмотреть» сложившуюся ситуацию.
Атака на автопроизводителей
Объем китайского автомобильного рынка оценивается в $19 млрд. и на сегодняшний день он является третьим крупнейшим национальным авторынком в мире. Его ежегодный рост составляет в среднем 9,5%.
Такие европейские компании, как DainlerChrysler AG, PSA Peugeot Citroen, и BMW производят четверть всех автомобилей, выпускаемых Китаем. ЕС импортирует в Китай запчастей для своих автозаводов на сумму $2 млрд. в год. В апреле 2005 года Пекин начал постепенно увеличивать импортные тарифы на запчасти с учетом того, какая пропорция импортных и местных запчастей находится в выпускаемом автомобиле. Была введена система жестокого контроля над импортом запчастей — производители должны были давать подробную информацию о количестве и стоимости запчастей. Если часть импортных запчастей в автомобиле превышало допустимую норму, на производителя налагались санкции в размере увеличения до 25% тарифов на их импорт, вместо 10% существующих для законопослушных компаний.
Антикитайские торговые зоны
Германия предлагает создать свободную экономическую зону между США и ЕС, чтобы таким образом противостоять бурному экономическому росту Китая. Тот факт, что новый канцлер Германии Ангела Меркель более благосклонно относится к Вашингтону, нежели ее педшественник Герхард Шредер, дает основания предполагать, что в Берлине и Вашингтоне идея создания трансатлантической зоны свободной торговли получит мощную поддержку.
Инф. delo