Ежегодный отчет Doing Business, публикуемый Всемирным банком и МФК, подвел итог исследования «степени простоты ведения бизнеса» в 175 странах мира в 2005—2006 годах. Оценивалась не только существующая ситуация (общий рейтинг), но и динамика — изменения в регуляторной политике, происшедшие за последний год. По этому показателю в лидеры выбились страны Восточной Европы и Африки, в которых среда для ведения бизнеса улучшается быстрее всего.
Среди наших соседей наилучшими реформаторами оказались Румыния и Грузия. Украина заняла в общем рейтинге Doing Business 2007 лишь 12-е место, опередив Беларусь и Узбекистан.
Открытием сезона, по данным отчета, стала Грузия, поднявшаяся по сравнению с рейтингом минувшего года на 75(!) позиций (к примеру, Казахстан улучшил свое положение на 20 позиций). Всего, по данным исследования, в девяти государствах СНГ за прошедший год уменьшились время и затраты, необходимые для ведения бизнеса, а также сняты различные препятствия при выполнении нормативных и административных требований к предприятиям.
Doing Business дает законодателям возможность сравнить регуляторную среду своей страны с другими странами, изучить лучшие мировые достижения в этой области и расставить приоритеты реформ.
Кто в десятке?
При составлении рейтинга учитывались временные и финансовые затраты, необходимые для создания компании, стоимость ее деятельности, в частности, торговых операций, объем налогового пресса, а также стоимость ликвидации компании. При этом анализ не учитывает такие показатели, как размер рынка, макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, стабильность национальной валюты, мнение инвесторов или уровень преступности.
В результате десятку стран-лидеров по динамике реформ составили (по порядку) Грузия, Румыния, Мексика, Китай, Перу, Франция, Хорватия, Гватемала, Гана и Танзания. Считается, что среди стран СНГ Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия и Украина провели хотя бы по одной реформе. В Таджикистане реформ замечено не было, а Узбекистан, по мнению исследователей, даже усложнил условия для ведения бизнеса.
Лидерами среди стран СНГ в общем рейтинге стали: Армения (34-е место), Грузия (37-е) и Казахстан (62-е). Худшие показатели в регионе у Таджикистана (133-е место) и Узбекистана (147-е), Россия располагается в середине списка (96-е место), отставая на три позиции от Китая, но опережая Бразилию и Индию. Украина и Беларусь идут нога в ногу, занимая соответственно 128-е и 129-е места в мировом рейтинге.
В тридцатку мировых лидеров по благоприятности нормативной базы для предпринимательства вошли Сингапур, Новая Зеландия, США, Канада, Гонконг (Китай), Великобритания, Дания, Австралия, Норвегия, Ирландия, Япония, Исландия, Швеция, Финляндия, Швейцария, Литва, Эстония, Таиланд, Пуэрто-Рико, Бельгия, Германия, Нидерланды, Корея, Латвия, Малайзия, Израиль, Санта Люсия, Чили, Южная Африка и Австрия.
Пример для Украины
Какие регуляторные изменения прошли в странах СНГ? В «лидерской» Грузии сумма минимального капитала, требуемого для открытия новой компании, уменьшилась за прошедший год с 2000 лари до 200 (эквивалент 85 долл. США). В результате период с 2005 по 2006 год было зарегистрировано в полтора раза больше новых компаний, чем в 2004—2005-м. Реформирование таможни и пограничной службы упростило пограничные процедуры: если раньше для оформления экспорта товаров необходимо было затратить 54 дня, то сегодня лишь 13. Были созданы специальные судебные секции по рассмотрению коммерческих споров и упрощена процедура подачи апелляций, а среднее время судебного разбирательства простых коммерческих дел сократилось с 375 до 285 дней.
Армения объединила регистрацию новых компаний в налоговых органах и фондах социального страхования, сократив время открытия компании на один день.
В Кыргызстане был введен фиксированный нотариальный тариф за удостоверение соглашения о передаче земли, заменивший процентный гонорар. Эта реформа снизила стоимость передачи права собственности с 5,25 до 1,99% от стоимости собственности.
В Азербайджане упростились требования к документам, в результате чего затраты времени на открытие бизнеса сократились со 115 до 53 дней. Был пересмотрен и Гражданский кодекс, расширивший права кредиторов в случае невыплаты долгов.
В России снизилась ставка единого социального налога и размер пенсионных отчислений. А три вида налогов, в том числе отчисления за использование названий «Россия» и «Российская Федерация», были отменены.
В Украине, по данным Doing Business, был «создан единый орган, занимающийся регистрацией новых предприятий, объединяющий регистрацию компании с регистрацией в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Фонде занятости, Фонде страхования от несчастных случаев на производстве и налоговой службе (за исключением регистрации для уплаты налога на добавленную стоимость)». В результате, говорят, число шагов, которые необходимо сделать для регистрации компании уменьшилось с 15 до 10, а время — с 34 до 33 дней.
Молдова сократила количество разрешений для ведения деловой или коммерческой деятельности с 400 до 128.
Беларусь снизила ставку налога с оборота с 3,9 до 3,0% и транспортного налога с 4 до 3%, но в стране остается множество нерешенных проблем в сфере налогообложения. Так, если компания будет выплачивать все требуемые налоги, то сегодня она должна будет выплатить 186% прибыли. Шагом назад посчитали специалисты Doing Business лишение кредиторов права оформлять право требования обращения на залог у нотариусов (их отправили в суды).
Больше всех усложнил жизнь для бизнеса Узбекистан. В этой стране был введен новый налог — обязательный взнос в Фонд развития школьного образования, что увеличило налоговое бремя со 106,3 до 122,3% прибыли. В стране также снизилась степень защищенности кредиторов при банкротстве.
…и другие страны
Страны Восточной Европы, поощряемые недавним или предстоящим вступлением в Европейский Союз, провели больше реформ, чем Западная Европа. Наиболее активным реформатором в этом регионе (и вторым по активности в мире) стала Румыния. Здесь упростили процедуры получения разрешения на строительство и организовали прием всех заявлений в одном офисе (необходимое время для сбора документов сократилось на 49 дней). Время, требующееся для выполнения норм, регулирующих торговые операции, сократилось наполовину, до 14 дней. Румыния также расширила объем информации, доступной потенциальным заемщикам, и ускорила процедуры банкротства.
В тридцатку мировых лидеров по прозрачности регулирования предпринимательства вошли также Литва (16-е место), Эстония (17-е) и Латвия (24-е). Реформы в этих странах проходят на качественно ином уровне. Так, в Литве было создано онлайновое единое окно для предпринимателей, упростившее формальные процедуры открытия новой компании. Латвия ввела систему электронных расчетов по налоговым платежам, что сократило их количество с 41 до 8.
Также ускорила прохождение таможенных процедур Сербия, где внедрена электронная система обмена данными и целевых инспекций; теперь тамошние трейдеры могут подавать декларации в электронной форме, а время на оформление сократилось с 44 до 12 дней для импорта и с 32 до 11 — для экспорта.
Польша заменила закон о ценных бумагах четырьмя новыми законодательными актами. Среди прочего, закон разрешает держателям пятипроцентных пакетов акций вызывать специального аудитора для расследования сомнительных действий.
Впервые в истории подготовки отчетов Doing Business в тройку регионов-лидеров в проведении реформ входит Африка. Так, в первую десятку наиболее активных реформаторов вошли Танзания и Гана, а хотя бы по одной реформе провели две трети африканских стран.
Так, в Кот-д’Ивуар в 2005 году процесс регистрации собственности занимал 397 дней. В результате отмены необходимости получения государственного разрешения на передачу права собственности это время сократилось до 32 дней.
В Буркина-Фасо количество процедур, необходимых для создания новой компании, сокращено с 12 до 8, а необходимое на это время — с 45 до 34 дней.
В Танзании внедрили систему обмена электронными данными и инспектирование с учетом фактора риска на таможне. Время таможенного оформления импорта сократилось на 12 дней…
Общие тенденции
В отчете отмечается, что наибольшие регуляторные трудности в СНГ связаны с медленным и забюрократизированным режимом торговли, а также со сложными и запутанными налоговыми системами. Например, в Казахстане экспорт товара занимает 93 дня и требует наличия 14 документов. В Беларуси оформление налоговых платежей занимает 1188 рабочих часов.
«Необходим дальнейший прогресс. Страны СНГ значительно выиграют при организации новых предприятий и рабочих мест, которые появятся при создании более благоприятной среды для ведения бизнеса», — говорит Майкл Кляйн, вице-президент Всемирного банка и МФК по вопросам развития частного сектора и главный экономист МФК.
«Реформы должны уменьшить бремя, лежащее на всех компаниях, маленьких и крупных, местных и иностранных, городских и сельских. И в таком случае не придется ть, где произойдет очередной бум на рынке рабочих мест: у любого бизнеса будет возможность расти и процветать», — отмечает один из авторов отчета, Симеон Дьянков.
По материалам Всемирного банка и Международной финансовой корпорации
Инф. zerkalo-nedeli
e-finance.com.ua