Председатель Киевской областной государственной администрации Вера Ульянченко намерена реализовать проект строительства Кольцевой дороги в обход Киева. «Предварительные расчеты говорят о том, что на эту дорогу нужно потратить 19 млрд. грн., а разработка проектной документации оценивается в 190 млн. грн.», — говорит губернатор. По ее словам, предложения по строительству дороги уже направлены в Кабинет Министров и Верховную Раду.
Над проектированием дороги работают четыре института, каждый из которых разработал свой вариант ее прохождения, а основным заказчиком проекта будет Государственная служба автомобильных дорог «Укравтодор».
Подробности проекта
Как рассказал «ДЕЛУ» бывший руководитель «Укравтодора», а ныне глава комиссии Киевского облсовета по реализации инфраструктурных проектов Вадим Гуржос, строительство дороги предполагается реализовать в шесть этапов.
На первом этапе должен быть сооружен участок между дорогами «Киев — Житомир» и «Киев — Одесса» продолжительностью в 33 км, на втором — участок между дорогами «Киев — Житомир» и «Киев — Ковель» длиной в 16 км. На реализацию этих двух проектов необходимо минимум три года.
Далее Кольцевая дорога, по словам Гуржоса, будет проложена от трассы «Киев — Одесса», пересечет Новую и Старую Обуховские дороги и в районе Новой Украинки выйдет к Днепру, где планируется мостовой переход. На левом берегу Кольцевая дорога должна обойти Борисполь, пересечь дорогу «Киев — Чернигов — Москва», в районе Киевского моря вернуться на правый берег, где ее продолжат до Ковельской трассы.
Как говорит Ульянченко, на Кольцевой будет несколько мостовых развязок, которые будут выходить на уже существующие сопредельные дороги: на новую дорогу, которая идет до Чернигова, огибая Бровары, на строящуюся трассу «Киев — Ковель», а также мост через Десну.
Всплеск инвесторов
Дорога будет строиться не только за бюджетные средства, но и с привлечением капитала. «Мы уже получили всплеск инвесторов, которые готовы работать на перспективу, разработать инфраструктуру, заправки. Есть компания, которая готова вложить деньги в строительство дороги и взять на себя строительство по этому кольцу мотелей и ресторанов», — говорит Ульянченко. По ее словам, строительство, собственно, дороги и инфраструктуры будет идти параллельно: «Мы не заинтересованы в том, чтобы, построив дорогу, положить еще два или три года на строительство инфраструктуры».
Инвесторы создадут консорциум и развернут строительство, а государство даст им ряд обязательств и гарантий, в том числе и по отводу земли. «После того как дорога сдана в эксплуатацию, государство гарантирует выплату инвестору на период инвестиционного срока — 25 или 49 лет — один или два раза в год за счет бюджета денег за создание и эксплуатацию этой дороги», — говорит Гуржос. Государство введет плату за пользование дорогой, и эти деньги, по словам Гуржоса, пойдут в госбюджет на покрытие затрат, которые будет нести бюджет перед инвестором.
Дорогая дорожная земля
«Если будет сооружена окружная дорогая, земля моментально вырастает в цене, и не только между дорогами, но и за дорогой», — считает председатель Киевского облсовета Владимир Майбоженко. Он прогнозирует, что в первую очередь вырастет цена земли промышленного назначения, где будут располагаться промышленные и таможенные склады. «Проект уже связывается с конкретными участками, и тот, кто первый узнает о проекте и о том, где будет проходить дорога, и выкупит участки», — говорит глава облсовета.
По словам Майбоженко, сейчас земля в районе Киева уже стоит от $3 тыс. до $10 тыс. за сотку, а в Козине — до $40 тыс. за сотку. «Если мы сейчас обнародуем наши планы, где будет проходить Кольцевая дорога, то капитализация земли возле Киева вырастет, поэтому мы сейчас спешим с такими проектами», — говорит Ульянченко. Губернатор готова к тому, что государству придется выкупать земельные паи и переносить жилые комплексы.
«Если учитывать строительство дороги, то стоимость земли может подняться до 20-30%, но если учитывать и другие факторы на рынке земли, то рост цен на землю в течение следующих двух лет в близлежащих районах Киева ожидается на 50-70%», — считает специалист финансово-аналитической компании Pro-Consulting Александр Соколов. По его данным, уже сейчас на обуховском направлении земля стоит порядка $6 тыс. за сотку, на бориспольском направлении — около $4,5 тыс., на житомирском направлении — $2,5-3 тыс., а на броварском направлении и районе Десны — $3-3,5 тыс.
Инф. delo