В то время, когда Президент журил только некоторые пункты проекта Госбюджета-2007, подготовленного правительством, а первый вице-премьер Николай Азаров посредством телевизионной камеры пытался объяснить Виктору Ющенко, что все не так уж плохо, мы решили отрешенно проанализировать этот документ. Мягко говоря, проект поражает.
Во-первых, законопроект о Госбюджете на 2007 год можно назвать также законом о специальных экономических зонах, законом о рентных платежах, малым налоговым кодексом Украины и госпрограммой приватизации. Все что правительство хотело, но не успевало изменить в экономическом законодательстве до принятия госбюджета, оно вместило в этот законопроект.
Для начала о макропоказателях. По сравнению с этим годом, госбюджет увеличится почти на 15 млрд. грн. Учитывая запланированный в проекте рост ВВП (6,5%), а также уменьшение доли перераспределения произведенного продукта через налогово-бюджетную схему с 36% до 30,2%, экономический рост сможет обеспечить лишь ину прироста госбюджета. Остаток роста обеспечит, судя по всему, инфляция (планируется на уровне 7,5%). Впрочем, такие явления как уплата налогов наперед и задержки с возмещением НДС дабы покрыть кассовые разрывы, также не исключены.
Особое внимание - средства, полученные от приватизации. 10,02 млрд. гривен -- это плановый рекорд для Украины. Покрыть ее предлагается за счет продажи 479 предприятий (дополнение к законопроекту №11). Прежде всего, речь идет о таких предприятиях как «Сумыхимпром», авиакомпания «Национальные авиалинии Украины».
В список также попали сахарные и рыбные заводы, предприятия метростроя, автотранспортные предприятия. Немало предприятий находится в Киеве и интересны покупателю, прежде всего, как земля под новые новостройки. В список попало даже черниговское стратегическое предприятие «ЧеЗаРа», которое в Советское время производило приборы для военно-промышленного комплекса и космической отрасли. Также подготовлен список из 48 предприятий, которые должны быть вычеркнуты из списка предприятий, которые не подлежат приватизации (в основном это полиграфические предприятия, судостроительные заводы, а также отельный комплекс «Днипро»). Вопросов, кто будет первым претендентом на покупку этих предприятий, не возникает.
Изюминка законопроекта - ст.9 - возобновление специальных экономических зон. Льготы тем, кому таки удастся пробиться на «СЭЗ-острова» смогут насладиться, во-первых, инвестиционным налоговым кредитом по налогу на прибыль. Вопросы «Что это такое?» и «Как это будет администрироваться?» отданы на откуп Кабмину. Во-вторых, ввоз оборудования и комплектующих для участников СЭЗ освобождается от ввозной пошлины на 2 года. В-третьих, предусмотрена возможность 90-дневной отсрочки по уплате ввозного НДС и ввозной пошлины (если в течение этого срока произошел реэкспорт НДС и пошлина не платятся). Правда, последняя льгота не распространяется на товары 1 -24 групп УКТ ВЭД (продукты питания) - видать авторов все-таки смутили разговоры двухлетней давности о том, как Донецкая ТПР стала воротами для контрабандного ввоза мяса в Украину.
Государство будет поддерживать экспортеров, но доходы бюджета обеспечит импорт. Правительство планирует серьезно переформатировать основные акценты в налоговой политике (см. Таблицу) - исходя из планов налоговых поступлений, налоговую поддержку бюджета следующего года будут должны обеспечить импортеры В частности, по сравнению с прошлым годом снижаются планы поступлений от налога на прибыль и акциз с произведенных в Украине товаров, зато серьезно растет план по сбору НДС, ввозной пошлине и акциз на импортируемые товары. Частично эту тенденцию можно объяснить проблемами с выполнением упомянутых налогов в I полугодии 2006 г. (в частности, недовыполнение по налогу на прибыль составило 1,4 млрд. грн.). Наибольшие опасения здесь вызывают планы по увеличению на 12,3 млрд. грн. поступлений от НДС - это при том, что в августе ГНАУ начала ужесточение процесса возмещения НДС, как результат начинает расти задолженность по возврату этого налога.
Также плохие новости для желающих обновить свои основные фонды. Сейчас предприятие, отремонтировав любую их часть - от здания до компьютера - может сразу отнести ремонтные расходы до 10% от всей балансовой стоимости основных фондов на свои валовые затраты.
Таким образом, если предприятие владело зданием, то для него не составляло проблемы отремонтировать компьютер. Теперь же авторы законопроекта предлагают 10% отсчитывать по каждой амортизационной группе, соответственно объем ремонтных расходов, которые можно отнести на валовые затраты уменьшается серьезно, особенно по II-1У амортизационным группам.
Одна из болевых точек вступления Украины в ВТО — это снижение пошлин на экспорт металлолома. С одной стороны нужно снижать пошлины, с другой -сберечь дешевое сырье для металлургии. Авторы законопроекта решили соригинальничать: п.8 ст.9 законопроекта предлагает отменить НДС на поставки черного и цветного металлолома. Таким образом, совершается попытка обойти требования ВТО и оставить металлолом в стране даже при сниженных экспортных пошлинах. Возмещение НДС при экспорте соответственно также отменяется (а вот НДС в стране экспорта ведь все равно придется заплатить), экспорт становится невыгодным, металлурги счастливы.
Поддерживать экспорт (прежде всего, металлургов) правительство планирует и валютным курсом. Среднегодовой курс гривни к доллару должен составить 5,1 грн. за $1, т.е. к концу 2007 г. доллар может подрасти до 5,15-5,2 грн. за $ 1.
Среди изменений в акцизной политике - увеличение ставки акциза на о из солода до 34 коп. за литр (сейчас 27 коп.).
Продолжается и реформирование системы уплаты ренты с добычи энергоносителей. В прошлом году была введена двухступенчатая шкала ставок ренты на добычу в зависимости от глубины скважины (если глубина до 5000 м, рента выше). В бюджете следующего года планируют разницу между этими двумя ставками значительно расширить. Например, если сейчас рентный платеж с добычи 1 тонны нефти составляет 876,17 грн. и 550 грн. (ниже и выше 5 тыс. м), то в следующем году их размеры планируется изменить до 1090 грн. и 404 грн. соответственно. Официально, таким образом, государство пытается увеличить добычу нефти и газа с больших глубин. Неофициально - это способ минимизировать затраты добытчиков.
Авторов также не смущает, что многие из статей основного текста бюджета напрямую влияют на его доходную часть, а, значит, напрямую противоречат ст.27 Бюджетного кодекса Украины (такие изменения должны быть приняты и официально опубликованы до 15 августа текущего года). И есть риск, что госорганы просто не успеют привести свои подзаконные акты в соответствие с бюджетом, а значит, Украину опять ожидает хаос сразу в нескольких важнейших экономических сферах.
Показатель | Госбюджет-2006 | Госбюджет-2007 (проект) |
Доходы госбюджета | 125,79 | 140,29 |
Расходы госбюджета | 138,26 | 153,45 |
Граничный размер дефицита госбюджета | 13,26 | 15,15 |
Налоговые поступления (всего - план) | 89,73 | 101,26 |
в т.ч. налог на прибыль предприятий (план) | 26,04 | 24,81 |
НДС (план) | 42,86 | 55,16 |
Акциз с произведенных и импортированных товаров | 10,47 (9,58+0,89) | 9,84 (8,73+1,11) |
Ввозная пошлина | 6,3 | 8,06 |
Рентные платежи | 7,06 | 8,55 |
Инф. glavred
e-finance.com.ua