Занимая в 190 раз меньшую территорию, первая польская СЭЗ «ЕвроПарк Мелец» привлекла в 22 раза больше инвестиций, чем первая украинская экспериментальная экономическая зона «Сиваш».
Эти специальные экономические зоны в Украине и Польше создавались в одно и то же время, при схожих обстоятельствах, для достижения похожих целей. Однако принципы создания и функционирования указанных СЭЗ различны. Оттого и результаты в Польше и Украине получены совершенно разные.
В середине 90-х в польском городе Мелец был реструктурирован крупный авиастроительный завод, и большинство его сотрудников потеряли работу. В итоге уровень занятости населения в Мелеце оказался одним из самых низких в Польше. В то же самое время в Красноперекопском районе АР Крым в бедственном положении оказалось несколько бюджетообразующих предприятий химической промышленности. Они резко снизили объемы производства, в течение 18 месяцев не выплачивали зарплату сотрудникам, проводили сокращение штатов и т. д. На тот момент уровень безработицы в Красноперекопском районе был максимальным для полуострова.
В качестве катализатора развития промышленности и создания рабочих мест в Мелеце в 1994 г., а в Крыму — в 1995 г. были созданы первые зоны со специальными режимами экономической деятельности: польская СЭЗ «ЕвроПарк Мелец» и украинская — «Сиваш».
В Польше спецрежим установили на территории одного предприятия (реструктурированного авиастроительного завода «ДА Мелец») и принадлежавших ему объектов инфраструктуры (складов, свалок, гаражей т. д.). В дальнейшем спецзона несколько раз расширялась, но ее площадь никогда не превышала 739 га. В Украине же первая СЭЗ раскинулась почти на 14 010 тыс. га. Как выяснилось позже, большая часть площади экспериментальной экономической зоны «Сиваш» осталась невостребованной. Почти все зарегистрированные здесь инвестиционные проекты реализовывались в городах Красноперекопск и Армянск на территории чуть больше 4 тыс. га.
В ЕвроПарке Мелец действовали две преференции: освобождение от налогов на прибыль и на недвижимость. В Сиваше — четыре: снижение ставок налога на прибыль на 50%, возможность не продавать валютные ресурсы предприятий, зарегистрированных в спецзоне, освобождение от уплаты НДС и таможенной пошлины при импорте. Две последние льготы применялись только в том случае, если импортируемые товары не вывозились за пределы СЭЗ. Но в отсутствие таможенных постов на границе, отделяющей спецзону от остальной территории Украины, проверить выполнение этого условия было чрезвычайно сложно.
Перечисленными льготами пользовались предприятия, получившие разрешения на осуществление экономической деятельности в рамках СЭЗ. В Польше такие разрешения выдавало АО «Агенство развития промышленности» (100% государственного капитала), а в Украине — ГП «Администрация зоны «Сиваш».
В функции обеих организаций, помимо регистрации субъектов СЭЗ, входило еще и развитие инфраструктуры спецзоны. Но польское АО занималось этим самостоятельно, вкладывая в расширение внешних инженерных сетей, строительство автомобильных дорог и железнодорожных путей деньги, вырученные от продажи земли и аренды имущества реструктурированного завода (продажей и сдачей в аренду занималось то же АО).
А украинское ГП передавало функцию развития инфраструктуры спецзоны частным коммерческим структурам. Фирмы, заключавшие с администрацией соответствующие договоры, становились «уполномоченными компаниями СЭЗ» и все предприятия, работавшие в зоне, обязаны были пользоваться их услугами.
Так в экспериментальной экономической зоне «Сиваш» появились лицензионный таможенный склад, уполномоченные страховая, аудиторская и лизинговая компания, общий интернет-провайдер и общее рекламное агентство. Сама же администрация искала инвесторов, готовых вложить деньги в предприятия СЭЗ, и разрабатывала всевозможные изменения нормативно-правовой базы функционирования спецзоны.
Надо сказать, в нормотворчестве ГП было более продуктивно, чем в поиске инвесторов. За 6 лет существования экспериментальной экономической зоны «Сиваш» в ней было зарегистрировано всего 24 субъекта (для сравнения, в СЭЗ «ЕвроПарк Мелец» их было 96), но при этом принято 27 нормативных актов, регулирующих деятельность предприятий этой СЭЗ.
В 2001 г. истек пятилетний срок функционирования экспериментальной экономической зоны «Сиваш». Почти сразу после этого (в январе 2001 г.) в том же Красноперекопском районе была создана ТПР, только уже не на 5, а на 30 лет. Складывается впечатление, что целью введения этих спецрежимов было не столько развитие промышленности, сколько предоставление льгот некоторым хозяйствующим субъектам. За время существования первой украинской спецзоны (1995-2000 гг.) в реализацию ее инвестиционных проектов предприятия-льготники вложили только $20 млн, тогда как субъекты первой польской СЭЗ инвестировали $450 млн.
По материалам Негосударственного аналитического центра «Институт реформ».
Инф. kontrakty
e-finance.com.ua