• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • «Инвестиции из государственного кармана хороши для «дерибана»... Возобновляется политика обогащения богатых.» - экс-министр финансов Виктор Пинзенык об инвестиционной составляющей проекта госбюджета-2007
    2006-09-22 10:06:37

    От судьбы проекта бюджета-2007 зависят многие. И, скорее всего, этот проект все-таки будет принят без принципиальных изменений. Хотя на данный момент у главного финансового документа больше противников, чем поклонников.

    Один из таких оппонентов – экс-министр финансов, лидер партии «Реформы и порядок» Виктор Пинзеник. Об основных недостатках проекта бюджета на будущий год – в его интервью «Главреду».

    Проект бюджета-2007 сегодня рассматривается парламентом. Как вы думаете, будет ли он принят депутатами в первом же чтении и впущен в дальнейшую работу?
    Уникально то, что если проект бюджета не будет отклонен, его пустят в работу. Бюджет - единственный закон, который имеет подобную процедуру принятия. То есть, нет первого чтения в Парламенте, как такового. Сегодня будут только слушания и обсуждения. И, если не будет постановления про отклонение, проект пойдет в работу. Голосования не будет.

    Это неправильно - бюджет не должен приниматься таким образом. Но такая процедура у нас уже действует в течение нескольких лет. Хотя, судя по практике прошлых лет, проект бюджета никогда не принимался в том виде, в котором его подавали. Вероятно, будут поправки и в той статье, которая касается выплат помощи матерям, а также в других статьях. По крайней мере, мы будет всячески добиваться этих поправок.

    Как вы восприняли вчерашний конфуз, когда премьер Виктор Янукович раскритиковал действия Николая Азарова по поводу помощи будущим матерям?
    На самом деле, документ, подготовленный Минфином, был принят на Кабинете Министров, который является коллегиальным органом. Потому странным выглядит критика премьера, ведь «видели глаза, что покупали». Это только лишний раз подтверждает, что новое правительство с легкостью говорит неправду, которая постоянно звучит в последние месяцы по нескольким позициям. Многие помнят, что сам факт ограничения выплат новорожденным, отрицался. По сути, теперь всем стало понятно, что говорилась неправда.

    Может ли быть так, что шум вокруг этого вопроса был поднят специально, чтобы отвлечь внимание от других, более актуальных, недоработок в бюджете?
    Во-первых, тема денежных выплат будущим матерям без сомнения заслуживает внимания. Но, на самом деле, в проекте бюджете есть много таких вещей. Другое дело, что выплата помощи матерям - это очень «нежный» вопрос, как и вопрос, например, заработной платы. Минимальная зарплата в 400 гривен была утверждена с декабря 2006 года законом о Бюджете-2006.

    Новое правительство утвердило проект Бюджета на 2007 год, в котором статья 81 говорит: «Установить с 1 января будущего года минимальную зарплату 400 гривен». То есть, недоплатить в конце 2006 года бюджетникам по 80 гривен. Есть много других проблемных пунктов, которые ударят по карманам наших граждан. Например, это ручной режим распределения средств. Некоторые расходы от приватизации вообще не расписаны. Что такое расходы стабилизационного фонда? Кто их получит? Кто конкретно получит инвестиции для регионов? На какие цели? Это полностью ручной режим. Видимо, чьи-то карманы очень обеднели за последний год, так как делаются подарки не учителям или врачам, а бизнесменам.

    Двести миллионов гривен предусмотрено на создание негосударственного пенсионного фонда для представителей бюджетных структур. Это абсолютно алогичное решение. Не так учреждается фонд, и не так обеспечивается негосударственное пенсионное страхование. Но кому-то нужно дать эти деньги, чтобы поиграть ими. Это же касается 20-миллионного фонда медицинского страхования. 60 миллионов запланировано также на капитал Аграрного банка. А что, у нас мало банков? Проблема ведь не в банках…

    Глава Фонда госимущества Валентина Семенюк не так давно заявила, что собрать 10 миллиардов с приватизации государственных предприятий из списка, который она видела, невозможно. Как считаете вы?
    На самом деле цифра очень реальная. Это не проблема для Украины. Это зависит от того, что с объектами делать: продавать или дерибанить. Пример «Криворожстали» должен запомниться всем. Он показывает, сколько забрали из карманов сограждан: вся украинская приватизация дала 14 миллиардов, а «Криворожсталь» - 24. Проблема не в этих 10 миллиардах, а в том, как и что собираются продавать. Тот список предприятий, который я видел, по моему мнению, не даст 10 миллиардов. Проблема не в том, что эти деньги нереально получить, а в том, что в списке нет привлекательных объектов, которые можно выставлять на аукцион.

    Какие предприятия, по вашему мнению, первыми стоят в списке на приватизацию?
    Никто не знает. Кабмин, как известно, имеет право менять предприятия в этом списке.

    Вы, как известно, поклонник либерального подхода к экономике. А проект бюджета Николая Азарова считают ударом по либеральному стилю управления экономикой. В чем заключаются основные противоречия?
    Я бы не говорил про идеологическую составляющую. Ее тяжело понять. Нужно говорить о конкретных вещах. Экономика развивается тогда, когда в нее не вмешиваются, когда ей не мешают, когда правила ы четкие и отрегулированные, одинаковые для всех. Когда есть избранные – это неправильно. Давайте-ка мы сейчас для избранных сделаем отдельные условия по возвращению НДС, предоставлению налоговых льгот, по распределению бюджетных средств, тогда все остальные будут поставлены в нечестные условия конкуренции. Экономика не может базироваться и развиваться на трех-пяти структурах. Экономика требует поднятия сотен тысяч предприятий при стандартных, равных правилах ы.

    Но проект бюджета, как рекламируют его «отцы-основатели» и ориентирован именно на поднятие предприятий, на создание инновационно-инвестиционной программы…
    Один человек, каким бы богатым он не был, не может съесть в день тонну мяса. Если, например, привилегии даются какой-то определенной структуре, то это дает большие возможности для заработка этой структуры. Но это не дает возможности поднимать экономику, по той причине, что для этого требуется поднятие внутреннего рынка. То, что выбирается из карманов украинских граждан - ежедневно переходит в карманы бизнеса. Именно с цепочки «благополучие-экономика» идет экономический рост. Делать ставки на избранные структуры – означает создавать коррупцию и давать возможность поляризовать общество.

    У меня есть свое видение инвестиций. Инвестиции с государственного кармана – очень хороши для дерибана. Так как у чиновника есть возможность распоряжаться чужими деньгами, в отличие от частного собственника. Это вновь подтверждает тезис о том, что вновь возобновляется политика обогащения богатых. Инвестировать на самом деле, по моему мнению, должны частные особы. Государство должно заботится о социальной сфере: дороги, школы, больницы, ЖКХ.

    К тому же, если внимательно посмотреть на проект бюджета, то и инвестициями там и не пахнет. Почему? Например, статья о капитальных расходах на развитие регионов (1,2 миллиарда) будет осуществляться в пределах фактических поступлений от приватизации. А если поступят от приватизации сто миллионов, то никакого финансирования не будет. Жертвой этой статьи может стать и наша столица. В бюджете всегда есть средства на исполнение функций столицы. Теперь там та же приметка – в границах поступлений от приватизации. Таким образом, почти 600 миллионов столица получит лишь в том случае, если будет реализован план приватизации. Есть статьи и похуже. Следует ожидать большой удар по селу. Программа удешевления кредитов снова-таки содержит ту же приметку. Например, селяне берут кредит, удешевление которого должно идти ежемесячно. У нас, к примеру, эта статья была в расходах общего фонда, не привязанного к конкретному источнику.

    Дефицит будет покрываться за счет внешнего и внутреннего долга. Можно ли так делать?
    Дефицит – это попытка истратить больше, чем есть на самом деле. Теперь возникает вопрос: что истратить и в каких масштабах (так как возникает следующий вопрос, откуда покрыть недостаток денег)? Есть три источника. Во-первых, инфляция. Во-вторых, долг (одолжите сегодня, чтоб завтра отдать больше). То есть, это перекладывание проблемы на нас, на наших детей и внуков. Эта проблема когда-то привела к обвалу гривны. Вспомним, как в 1997 году обвал гривны был обусловлен жизнью в долг по нарастающей. Сейчас пока нет причин говорить об обвале. Но, когда живут в долг, это дорога к обвалу.

    Третий путь: покрывать за счет приватизации, что приведет к увеличению долгов. В последние полтора года мы серьезно уменьшили сумму государственного долга – на 10,3 миллиарда гривен. 7 миллиардов мы уменьшили в прошлом году, а остальную сумму – во время моей работы в этом правительстве. На этом мы смогли сэкономить хорошую сумму денег. Только в этом году (до момента моей отставки) мы сэкономили 800 миллионов гривен. Эти деньги уже не нужно платить в этом году, хоть она и заложена в бюджете. К концу года эта сумма будет большей. На данный момент сума долга составляет 14% ВВП. Меня тревожит, что правительство вновь идет на то, чтоб залезть в долги. У нас дефицит – 2,6% к ВВП.

    Меня удивляет, когда идет сравнение с другими государствами. Это их проблема. Эти страны имеют отличный от Украины экономический потенциал. Украина не имеет права допускать себе такой дефицит бюджета. 2% - это граничная цифра. И я уверен, что этот бюджетный год можно завершить с дефицитом менее 2%, несмотря на то, что в плане – другая цифра. Я говорю не стандартами, а логикой. Я считаю, что дорога наращивания долга может привести к обвалу гривны. Пройдя несколько лет таким путем, будем иметь серьезные проблемы и спад экономики.

    В чьих интересах начать дотировать импорт, а нашу продукцию выпускать с НДС?
    Избранным структурам. Когда все импортные товары ввозят с НДС, а десять структур- без НДС и пошлины, у них улучшаются условия конкуренции, соразмерные с НДС и пошлиной. Разговоры про увеличение пошлины, по моему мнению, подняты с целью создания еще больший комфорт для избранных бизнес-структур.

    Минфин говорит о том, что в его силах отслеживать все налоговые льготы. Как вы думаете, это физически возможно?
    Это красивая басня. Это невозможно. Почему, когда ввозят мясо, один должен платить налоги, а другой – нет. Какая логика в этом? Через одну структуру можно будет завезти сколько угодно продукции. Другая проблема, что на самом деле, когда даются льготы, сразу открывают дорогу, которой может воспользоваться кто угодно. Поэтому, чтоб проверить, кто пользуется льготами, нужно иметь большой бинокль и заглядывать каждому в карман. Это система тотального диктаторского контроля над всеми. Однако все равно не уличишь.

    Этот бюджет считают бюджетом переходного периода… Что будет дальше?
    Я только не понимаю, переходного к чему? Если считать, что это будет переходной период к тотальному дерибану – то, очевидно, это правильная трактовка. Потому что четкие намеки на подобное есть.

    Некоторые местные бюджеты – в шоке. Что им угрожает?
    Наибольшие риски заложены в статье о ценах на коммунальные услуги, потому что не государственный, а именно местный бюджет, несет ответственность за главную часть расходов.

    Считаете ли вы дефицит в 15 миллиардов – нормальным? Так как согласно бюджетному плану он кажется несколько большим, чем задекларировано.
    На самом деле, дефицит больший, чем 15 миллиардов. Пенсионный фонд – не бездефицитный на самом деле. Баланс Пенсионного фонда сведен к нулю. А пенсии же растут, поэтому запасы фонда должны быть большими. За счет «проедания» остатков – бюджет бездефицитный. Но на самом деле, его следует добавлять к дефициту. Чем угрожает та ситуация, затверженная в бюджете? Дотаций Пенсионному фонду нет, поэтому это угрожает возможной невыплатой пенсий в следующем году.

    И к политике: вам предлагали работу в Секретариате Президента?
    Я не аппаратный человек.

    Если будет создан альтернативный орган принятия экономических решений Правительства, вы будете входить в его состав?
    Такого органа быть не может так, как не может существовать два института власти. Возможно только создание оппозиционного правительства, которое может оппонировать действующему. Но его решения не будут иметь силы для внедрения в жизнь.

    ПРП объявила о переходе в оппозицию. Тем временем, у Юлии Тимошенко есть намерение создать оппозиционные ячейки не только в правительстве, но и вне его. Войдете ли вы в так называемое теневое правительство?
    Конечно, мы будет координировать и согласовывать свои действия со всеми политическими силами, в том числе и вне парламента, которые не согласны с нынешней политикой. Что же касается конкретных организационных вопросов, то они будут далее дискутироваться, в том числе и на съездах ПРП.

    Есть ли у ПРП намерения слиться с «Батькивщиной»?
    Эти вопросы может решать только съезд.

    Когда может состояться подобный съезд?
    Дата еще не определена, но точно в этом году.

    Инф. glavred

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.