• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Мораторий на зиму
    2006-09-26 11:42:27

    Верховная Рада поставила под угрозу проведение отопительного сезона
     
    Украинский парламент преодолел вето Президента на законопроект о моратории на повышение тарифов на газ и электроэнергию, другие коммунальные услуги, а также повышение платы за проезд в общественном транспорте (кроме такси). Если глава государства и правительство не настоят на запрете ввода данного закона в действие, Украине грозит срыв отопительного сезона и рост неплатежей по тарифам, утверждают эксперты.

    Представитель Президента в парламенте Юрий Ключковский (фракция «Наша Украина») напомнил, что в 1999 году Конституционный Суд признал подобного рода документ образца 1998 года не соответствующим Основному закону страны. Конституционный Суд тогда счел, что парламент вмешался в деятельность органов местного самоуправления, обладающих исключительными правами устанавливать тарифы на услуги ЖКХ. Именно этим прецедентом, отметил Ключковский, руководствовался Виктор Ющенко, ветируя законопроект о сохранении тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг, газа и электричества на уровне 1 января 2006 года.

    Законопроект был разработан народными депутатами от фракции Компартии Петром Симоненко и Владимиром Матвеевым. Предполагалось, что мораторий на повышение платы за услуги ЖКХ должен действовать до установления размера минимальной заработной платы и пенсий на уровне прожиточного минимума, а также до погашения задолженности по зарплатам и стипендиям. Парламент дважды утверждал данный законопроект (в январе и марте. - «СЕЙЧАС»), однако оба раза Президент применял право вето. В первый раз глава государства указывал, что предлагаемый мораторий ограничивает конституционные права правительства в проведении ценовой политики, а также противоречит целому ряду Законов, в частности: «О ценах и ценообразовании», «О местном самоуправлении в Украине». Глава государства указывал также на отрицательные последствия предлагаемого коммунистами законопроекта для положения дел в жилищно-коммунальном хозяйстве. В марте нынешнего года парламент принял подкорректированную версию того же законопроекта, ограничив действие моратория до конца этого года. Но Ющенко опять воспользовался правом вето. Согласно заключению экспертно-юридического управления Секретариата Президента, в компетенцию Верховной Рады не входит установление или регулирование жилищно-коммунальных тарифов.

    На прошлой неделе Профильный комитет и Кабмин рекомендовали Верховной Раде согласиться с вето главы государства, однако за его преодоление проголосовали 340 народных депутатов из 444 зарегистрированных в зале: 183 из 186 депутатов фракции Партии регионов, 100 из 125 депутатов БЮТ, 30 из 33 депутатов фракции СПУ 20 из 21 а фракции Компартии и 4 из 80 «нашеукраинцев». В то же время, отметил Юрий Ключковский, Президент может подписать ранее ветированный им закон, если Кабмин не попросит Ющенко обжаловать решение Верховной Рады в Конституционном Суде.

    Наиболее оживленные дискуссии по тарифному вопросу начались весной 2006 года, когда правительство Юрия Еханурова начало постепенно приводить тарифы на газ и электроэнергию для населения к экономически обоснованному уровню. Необходимость этого шага тогдашний Кабмин объяснял тем, что тарифы на электричество и газ для населения не пересматривались с апреля 1999 года, а цена на газ с того времени успела вырасти с $50 до $95 за 1000 кубометров. 1 мая этого года Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) подняла цены на газ на 25%, а с 1 июля - еще на 85%, доведя их до 407 грн. за 1000 кубометров для абонентов со счетчиками и до 444 грн. за 1000 кубометров для тех, у кого счетчики не установлены. Тарифы на электроэнергию для населения с 1 мая возросли на 25%, а с 1 сентября - еще на столько же. В настоящее время стоимость 1 кВт/ч электроэнергии составляет 24,36 коп.

    Если Президент и правительство смирятся с преодолением вето на Закон «О моратории на повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и потребленный природный газ и электроэнергию, услуги общественного транспорта (кроме такси)», муниципалитетам придется позабыть о своих планах поднять тарифы. С 1 октября городские власти Донецка, Севастополя и Сум планировали увеличить их втрое. В 2,8 раза собиралась поднять тарифы для населения и городская власть Одессы.

    Столичная мэрия еще в начале сентября поставила вопрос о более чем троекратном повышении платы за коммунальные услуги. Правда, затем заместитель председателя Киевской городской государственной администрации Александр Притыка сказал, что тарифы планируется повысить не в три, а в два раза. При этом пресс-служба Киевской городской администрации ссылалась на то, что тарифы не пересматривались свыше шести лет, а за это время все составляющие цены услуг ЖКХ заметно подорожали. В то же время нынешние расценки таковы, что плата за воду покрывает расходы, связанные с ее поставкой, на 64%, за водоотвод - на 51%, за теплоснабжение - на 81%. Представители столичной мэрии отмечают, что только в 2005 году по этой причине убытки лишь одного «Киевводоканала» составили 32 млн. грн, а начавшийся было капитальный ремонт системы водоснабжения пришлось остановить. Кроме того, киевская казна потеряла около 1,6 млн. грн. из-за недофинансирования коммунальных служб по вывозу мусора. При этом, по подсчетам Киевского городского управления ценовой политики, для того чтобы сохранить коммунальные тарифы в столице на прежнем уровне, необходимы дотации в размере 2,4 млрд. грн. - четверть объема бюджета Киева на 2006 год.

    В Крыму за первое полугодие 2006 года убытки предприятий ЖКХ составили 26 млн. грн. - на треть больше аналогичного периода 2005 года. Первый заместитель председателя Совета министров АРК Азиз Абдуллаев считает одной из причин этой ситуации несоответствие действующих тарифов на услуги жилкоммунхоза экономически обоснованным затратам на их производство. При этом с начала года более чем в полтора раза в Крыму возросла задолженность по зарплате в секторе ЖКХ, составив 6,1 млн. грн. В то же время в ряде городов и поселков автономии действуют тарифы с полным возмещением затрат. Наблюдатели отмечают значительное улучшение учета подачи воды, которая осуществляется круглосуточно.

    Депутаты от различных фракций по-разному комментируют решение парламента о преодолении президентского вето. Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности Анатолий Семинога считает, что бюджет нынешнего года окажется в состоянии финансово выдержать закон о моратории на тарифы ЖКХ, а рост тарифов только ухудшит состояние платежей. «Если не направлять 17-18 млрд. грн. на непонятные инвестиционные проекты (раздел проекта бюджета-2007 «Инвестиционное развитие экономики Украины». - «СЕЙЧАС»), то есть вложение денег из госбюджета на переоборудование и переоснащение приватизированных предприятий, то бюджет в состоянии решить эту проблему. Кроме того, у самого Кабмина для этого сегодня есть возможности. Один из вариантов - направить газ внутренней добычи на обслуживание коммунальных услуг», - заявил депутат в комментарии для издания «СЕЙЧАС». Напомним, однако, что газ, направляемый для населения в Украине - исключительно местной добычи. В то же время, по мнению депутата, повышения цен на коммунальные услуги не избежать, но только при условии роста уровня доходов населения. Депутат также считает, что преодоление парламентом президентского вето сможет вынудить Кабмин вернуться к решению проблемы дешевого российского газа. «Принятие Закона о моратории на тарифы ЖКХ даст возможность Кабинету Министров повернуться лицом к этой проблеме и решить ее, потому что он имеет такие возможности. Но сегодня почему-то Кабмин перекладывает эти проблемы на местные бюджеты. А у них нет ресурсов, которые можно было бы привлечь для компенсации затрат населения», - сказал Семинога.

    Глава подкомитета по ЖКХ парламентского комитета по вопросам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алексей Кучеренко, напротив, считает решение парламента популистским и необоснованным. «Парламент тем самым поставил правительство в трудное положение, и теперь правительству придется отвечать за это все. Реальной оценки средств, которые нужно было бы предусмотреть в госбюджете для реализации моратория на повышение тарифов, нет. Речь идет о нескольких миллиардах гривен. В бюджете таких средств нет», - сказал депутат в комментарии для издания «СЕЙЧАС». Кучеренко также отметил, что все теперь зависит от реакции правительства. По его мнению, успешное проведение отопительного сезона поставлено под удар, поскольку в некоторых населенных пунктах уже проведен перерасчет тарифов по повышенной ставке, а теперь население начнет требовать проведения повторного перерасчета в сторону прежних тарифных показателей. По оценке заместителя начальника управления Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Юлии Судниковой, местным бюджетам придется «возмещать различие между стоимостью и тарифом», для чего из госбюджета потребуется не менее 2 млрд. грн.

    Между тем, как сообщили изданию «СЕЙЧАС» в юридическом управлении, в случае утверждения Президентом закона о моратории на рост платы за коммунальные услуги уже повышенные тарифы на электроэнергию и газ для населения сохранятся. В свою очередь, фракция Соцпартии порекомендовала правительству прибегнуть к внутренним и внешним займам на общую сумму не менее 10 млрд. грн. для проведения комплексных ремонтных работ в жилкоммунхозе.

    Главное Решение парламента о преодолении президентского вето на Закон о моратории на повышение тарифов ЖКХ имеет три основных негативных последствия.

    Первое: снижение уровня платежей в бюджет за услуги ЖКХ, который и так оставляет желать лучшего. «Сегодня те мэры будут в глупом положении, кто провел перерасчет. А те, кто не успел этого сделать, не проведут, и пойдут неплатежи и по газу, и по электроэнергии», - сказал Алексей Кучеренко.

    Второе: ради защиты «социально уязвимых» ставится вопрос о внешних заимствованиях. И это при постоянном росте внешнего долга Украины.

    Наконец, третье: в неудобном положении оказывается бюджет. Компенсации для сохранения старых тарифов придется брать из других расходных статей бюджета-2006. Два миллиарда гривен - цифра слишком малая для комплексного решения проблемы, которое должно включать в себя не только и не столько компенсацию, сколько коренное обновление всего хозяйства ЖКХ (его изношенность, по различным данным, составляет 60-80%). Таким образом, прохождение в парламенте проекта коммунистов поставит вопрос о секвестре бюджета. А секвестр, как показывает опыт предыдущих правительств, - прямая дорога к тому, чтобы поставить вопрос об отставке Кабмина.

    Юрий Рудницкий

    Инф.

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.