• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Льготы о двух концах
    2006-09-29 16:37:00

    Зоны льготного налогообложения могут быть как мощным инструментом привлечения инвестиций, так и черной дырой для национальной экономики. Все зависит от того, насколько четко будет прописано и как строго станет выполняться законодательство о СЭЗ и ТПР

    «Как-то проводили мы противопожарные учения. Заранее предупредили пожарных. В установленный день и час вывели людей на улицу и подожгли какую-то ветошь. Но борцы с огнем не приехали — что-то праздновали. Пришлось тушить пожар самим», — рассказывает Ярема Сирко, финансовый директор компании «Ядзаки Украина», работающей в специальной экономической зоне «Закарпатье». Этот забавный случай вполне может служить метафорой отношений государства и бизнеса в специальных (свободных) экономических зонах (СЭЗ). Первая экспериментальная зона «Сиваш» появилась более десяти лет назад и была признана эффективной, после чего власти разрешили создавать зоны повсеместно и взяли на себя обязательство тридцать лет сохранять льготы, а потом разом отменили все.

    Сегодня генеральная линия делает новый изгиб. Подготовленный правительством проект госбюджета-2007 предполагает частичное восстановление льгот для инвестиционных проектов, зарегистрированных в рамках СЭЗ и территорий приоритетного развития (ТПР). Инвесторам из спецзон хотят вернуть льготы по уплате налога на прибыль, ввозных пошлин и НДС. Параллельно с бюджетом готовится документ, прописывающий механизм компенсации потерь инвесторов от отмены льгот в рамках СЭЗ и ТПР (перед его принятием планируется инвентаризация всех инвестиционных проектов).

    Один метр границы
    Территориальные льготы, в сотнях стран зарекомендовавшие себя как эффективный инструмент привлечения инвестиций, в Украине во времена Леонида Кучмы использовались просто как средство расчетов с лояльной к власти региональной элитой — как в знаменитом анекдоте про один метр государственной границы. По словам бывшего замминистра экономики Владимира Рябошлыка, СЭЗ и ТПР не стали локомотивом инвестиций, потому что изначально создавались для других целей — контрабанды и уклонения от налогов.

    Закон «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон», принятый в 1992 году, определяет лишь общие принципы работы спецрежимов и не задает критериев их эффективности. Рамочного закона о ТПР и вовсе нет. СЭЗ и ТПР создавались в ручном режиме: особенности большинства зон, в том числе налоговый режим, определялись отдельными законами или указами президента. Создавались спешно: в 1998–1999 годах появились 11 СЭЗ и 66 ТПР (всего насчитывается 11 СЭЗ и 72 ТПР). Спектр разрешенной в спецзонах деятельности очень широк: все виды, кроме запрещенных законодательством (азартные ы, торговля оружием и др.). Особых требований к компаниям, желающим стать субъектами специального налогового режима, не предъявлялось. Потенциальный инвестор должен был предоставить бизнес-план на рассмотрение специального хозяйственного органа — администрации спецзоны. Порогом для вхождения в ТПР была инвестиция в размере 250 тыс. долларов. Такое нормативное поле обрекло СЭЗ и ТПР на участь инструмента минимизации налоговых обязательств. «Правительство Юрия Еханурова прошлой осенью издало постановление, которое разрешало субъектам СЭЗ беспошлинно ввозить сырье для производства товаров в СЭЗ при условии, что готовая продукция в течение девяноста дней будет экспортироваться. Интерес к этому новшеству проявили лишь три предприятия — «Ядзаки», «Джейбил» и Николаевский судостроительный завод. То есть, только три компании работали на внешний рынок», — констатирует Ярема Сирко. Льготы в сочетании с высоким уровнем коррупции давали возможность беспошлинно завозить продукцию в Украину, что приводило к недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке. Типичные злоупотребления — беспошлинный ввоз сырья как для предприятия со специальным инвестиционным режимом, так и для родственных структур, минимизация налога на прибыль путем перебрасывания прибыли с внережимного цеха предприятия на режимный и т. д.

    Во всем мире специальные экономические зоны — это территории со специальными таможенными режимами и другими льготами, стимулирующими импорт комплектующих и экспорт готовой продукции (как правило, высокотехнологичной). Территории приоритетного развития призваны поощрять инвестиции в депрессивные регионы, в первую очередь для создания новых рабочих мест. Например, согласно правилам ВТО, регион имеет право на субсидии, если его ВВП на душу населения составляет менее 85% среднего показателя по стране. Либо, если безработица более чем на 10% превышает средний уровень. Украинские законы, в свою очередь, не содержат четких критериев того, каким регионам предоставлять льготы, а каким — нет. Поэтому СЭЗ и ТПР охватили 10% страны. При этом территории приоритетного развития могут распространяться на большую часть области (например, Донецкой) или область целиком (Закарпатская). Однако в той же Закарпатской области инвесторы миновали горные районы (низкие доходы жителей которых и являются одной из главных проблем) и сосредоточились вокруг городов. Теперь сами и страдают из-за дефицита рабочей силы.

    СЭЗ и ТПР покрывают десять процентов территории страны
    Украина в отличие от Польши и Китая не стала тратиться на инфраструктуру спецзон и их рекламу. Именно поэтому в некоторые зоны и территории инвестиции так и не пришли. По этой же причине инвестиции в спецзоны окупаются медленно — инвесторы должны были за свой счет провести воду, газ, электричество, канализацию, а также построить подъездные дороги. Около здания компании «Ядзаки Украина» посреди аккуратного зеленого газона красуется небольшая мусорная яма. Она символизирует украинское гостеприимство — под СЭЗ была выделена территория свалки.

    Еще одна особенность украинских спецзон — законодательство, регламентирующее их деятельность, противоречит налоговому и таможенному законодательству. Например, согласно Закону «О режиме иностранного инвестирования», налогом на добавленную стоимость не облагается все имущество, которое ввозится в страну в качестве инвестиции, Закон «О налоге на добавленную стоимость» исключает из налоговой базы поступающие в качестве инвестиций основные средства, а Закон «О специальном режиме инвестиционной деятельности в Закарпатской области» распространяет льготу по НДС только на оборудование.

    Мало инвестиций
    Одной из основных целей создания спецрежимов было привлечение иностранных инвестиций. Однако лишь треть инвестиций в СЭЗ и ТПР по состоянию на 1 января 2005 года были иностранными. Низкая активность иностранцев объясняется нестабильностью условий ведения бизнеса в Украине в целом и в спецзонах в частности. Например, в 1999 году был введен мораторий на утверждение новых СЭЗ и ТПР (впоследствии депутаты его неоднократно нарушали), позже был введен мораторий на новые инвестпроекты. Всего объем освоенных субъектами спецрежимов инвестиций (как внутренних, так и внешних) составил 9,8 млрд гривен и сопоставим с размером предоставленных налоговых льгот (8,4 млрд гривен).

    Следует учесть, что специальные налоговые режимы существовали лишь пять-шесть лет. За это время ими смогли воспользоваться только самые смелые инвесторы, которые рассчитывали свои бизнес-планы, включая график внесения инвестиций не на пять, а на десять лет и более. То есть бОльшая часть запланированных инвестиций не была осуществлена. Не впечатляет и количество созданных в рамках спецрежимов рабочих мест — 52 тыс., или 0,25% всего занятого населения. Хотя в отдельных случаях существование специальных налоговых режимов значительно повлияло на рынок труда. Так, СЭЗ «Яворов» была создана на территории Яворовского района (Львовская область), большинство жителей которого традиционно работали на горно-химическом предприятии «Сірка». Официальный уровень безработицы в районе после закрытия предприятия достигал 14–15%. После двух лет работы СЭЗ он сократился в два раза.

    По результатам анализа, проведенного Минэкономики летом прошлого года, бывший министр экономики Сергей Терехин заявил, что лишь по четырем из 626 инвестиционных проектов инвестобязательства были полностью выполнены. Однако уже осенью рабочая группа под руководством Анатолия Кинаха пришла к другим выводам — обязательства выполнили по 30% проектов, еще 40% проектов имели право на существование после определенной коррекции бизнес-планов.

    Имеют право на жизнь
    Даже критики СЭЗ и ТПР признают, что в отдельных случаях льготы способствовали развитию нетрадиционных для Украины отраслей. Пример — СЭЗ «Закарпатье» и ТПР в Закарпатской области. Обладминистрации пришлось сделать ставку на специальные режимы инвестирования, так как к концу 90-х в Закарпатье ничего не осталось от советской промышленности, а обилия полезных ископаемых и возможностей для сельского хозяйства в области не было никогда (60% территории — горы). Ставка оказалась верной: в Закарпатье пришли компании-мировые лидеры — «Ядзаки Украина» (производство автомобильных жгутов), «Джейбил Серкит Украина» и «Флекстроникс» (электронные компоненты к бытовой технике). Автозавод «Еврокар», который также некогда работал в СЭЗ «Закарпатье», сейчас формирует пятую часть бюджета области. Специальные налоговые режимы, по словам опрошенных «Экспертом» руководителей предприятий, были главным стимулом для инвестирования в Закарпатье. Инвесторов привлекло отсутствие ввозной пошлины и НДС на импортное сырье и оборудование. СЭЗ давала возможность не вступать с государством в отношения по НДС, а значит, избежать проблем с возмещением этого налога. Свою роль сыграли и ь к европейским рынкам (область граничит с четырьмя государствами — Венгрией, Польшей, Румынией и Словакией), и наличие достаточного количества рабочей силы, в том числе квалифицированной.

    Отмену специального налогового режима предприятия области пережили по-разному. Начав платить налоги сразу же после опубликования изменений к бюджету-2005 в конце марта, бывшие льготники столкнулись с проблемой нехватки оборотных средств. Крупные иностранные и национальные инвесторы продолжили работу, однако не смогли развивать свои проекты запланированными темпами. Например, компания «Ядзаки Украина» сдала ину помещения в аренду компании «Джейбил», но даже оставшиеся площади пустуют. «Производство сократилось в два раза. Мы выпускали жгуты для «Ягуара» и «Пежо-Ситроена», а сейчас — только для «Опеля». Дело в том, что себестоимость автомобильных жгутов на семьдесят пять процентов состоит из стоимости материалов, а правительство ввело на них десятипроцентную пошлину. Поэтому мы становимся менее конкурентоспособными по сравнению с заводами «Ядзаки» в других странах. Текущих заказов хватит до 2008 года. Думаю, будем выставлять завод на продажу», — рассказывает Ярема Сирко. Заводы «Джейбила» и «Флекстроникса» сейчас только строятся. Если бы льготы не отменили, они были бы уже возведены.

    Во всех упомянутых выше случаях речь идет о транснациональных корпорациях, способных финансировать украинское подразделение за счет прибыли из других стран. В худшем положении проекты малого и среднего бизнеса. Вот один из примеров. Одолжив 850 тыс. гривен в украинском банке, немецкий инвестор вложил в строительство инфраструктуры для компании ПБМ (торгово-выставочный центр, машино- и приборостроение) около полутора миллиона гривен. До отмены льгот предприятие осуществило всего одну операцию. Сейчас проект заморожен.

    Генеральный директор СЭЗ «Закарпатье» Владимир Приходько жалеет, что отговаривал инвесторов от судебных тяжб. С помощью судов восстановили свои льготы субъекты СЭЗ на востоке. СП «Відродження», которое занимается производством мясопродуктов в СЭЗ «Донецк», и «Артемовский мясокомбинат» в ТПР Донецкой области выиграли суды и вернули себе прежний режим налогообложения. В целом в Донецкой области ситуация несколько иная, чем в Закарпатье. Лишь четверть инвестиций, вложенных в СЭЗ и ТПР области, иностранные. Остальные связаны с реинвестированием прибыли отечественными предприятиями. Большинство проектов приходится на традиционные для Украины отрасли — металлургию, строительство, угольную промышленность. С помощью специальных налоговых режимов были модернизированы цеха Донецкого металлургического завода и «Истил (Украина)». Проект «Истил (Украина)» — один из примеров целевого использования ТПР в Донецкой области, ускоривший создание современного производства стали на базе цехов, ранее принадлежавших Донецкому металлургическому заводу. До 2000 года инвестор вложил в завод 90 млн долларов, из которых 50 млн были освоены через механизмы ТПР.

    Найти национальную идею
    Первый вице-президент «Истил (Украина)» Фаррук Сиддики убежден, что СЭЗ и ТПР, как и спорт, должны быть национальной идеей, а не идеей одной партии. Для того чтобы уменьшить зависимость украинской экономики от мировых цен на сырьевых рынках, экспорт необходимо системно поддерживать и диверсифицировать, причем методами, которые не противоречат международному законодательству. Тем более что традиционные конкурентные преимущества Украины постепенно теряют свою силу: стоимость энергоресурсов растет, рабочая сила дорожает, а инфраструктура и деловой климат не улучшаются. Без сомнения, в поддержке нуждаются и отдельные регионы.

    Если государство пойдет по пути наименьшего сопротивления — вернет льготы в урезанном варианте и не изменит законодательство, — притока инвестиций и ускорения экономического роста не будет. Восстановление спецрежимов в прежнем виде облегчит жизнь добросовестным инвесторам, но при этом создаст законодательные лазейки для налоговых махинаций. В итоге бюджет может недосчитаться значительной суммы (по оценкам бывшего министра финансов Виктора Пинзеника — 12 млрд гривен.)

    Изменения в ручном режиме не улучшат инвестиционный климат. Впереди вступление в ВТО, следовательно, Украине предстоит коррекция законодательства в соответствии с условиями этой организации. Таким образом, если чиновники действительно ратуют за инвестиционное развитие, они должны на законодательном уровне прописать цели, сроки и критерии предоставления территориальных преференций, согласовать законы о спецрежимах с международным и украинским законодательством и жестко контролировать их выполнение. По информации «Эксперта», соответствующие разработки есть и в правительстве, и в неправительственных организациях. Так что дело за малым — политической волей. Выгоды Украины от реализации такого сценария можно оценить исходя из следующего сравнения. Первая отечественная зона «Сиваш» и польская СЭЗ «ЕвроПарк Мелец» были созданы в 1995 году и имеют схожие характеристики и цели. По состоянию на 2004 год в украинскую СЭЗ было инвестировано 69 млн долларов (создано две тысячи рабочих мест), тогда как в польскую — 576 млн долларов (девять тысяч рабочих мест).

    Три вида зон
    Анатолий Пинчук, президент Украинского центра внешнеэкономических отношений:
    - Вместо ликвидации СЭЗ и ТПР правительство должно было изменить законодательство таким образом, чтобы зоны стали эффективными и не противоречили требованиям ВТО и ЕС. В новом законодательстве следует четко разграничить понятия СЭЗ и ТПР. Назначение СЭЗ - стимулирование экспортоориентированных проектов. Это огражденная территория, на которую беспошлинно можно ввозить все что угодно. СЭЗ не является таможенной территорией Украины, и продукция, вывезенная из нее в Украину, считается импортом. ТПР - это депрессивные территории, отвечающие определенным критериям, например, по уровню безработицы. Там временно могут вводиться льготы нетаможенного характера (например, по налогу на прибыль), с тем чтобы стимулировать реализацию инвестпроектов именно на этой территории, а не на соседней. Наш институт разработал законопроект, вводящий также понятие туристической рекреационной зоны. Мы предлагаем компенсировать инвесторам расходы, связанные со строительством коммуникаций. В Турции и Египте желающим строить отели государство предоставляет площадки с подведенными коммуникациями. У нас же иногда инвесторам приходится тянуть газовую трубу на несколько десятков километров. Причем поскольку труба не может быть в частной собственности, нужно ждать, пока ее проведут, или за свой счет проводить общественный газ.

    Если льготы не вернуть, инвесторы уйдут в Россию
    Филипп Костемале, генеральный директор "Джейбил Серкит Украина":
    - Венгрия имеет очень успешный опыт использования специальных экономических зон. За последние десять лет туда пришли многие транснациональные компании, например, IBM и Hewlett-Packard. В 2002 году 40% экспорта Венгрии приходилось на СЭЗ. У нашей компании пятнадцать заводов в Европе, и последний из них мы построили в 2000 году в венгерской СЭЗ. Ежегодный объем экспорта электронной продукции этого завода - миллиард долларов. Таких же показателей мы хотели бы добиться в Украине. Сейчас здесь нет крупных производителей электроники за исключением "Джейбил Серкит" и "Флекстроникс". Удовлетворить запросы наших потребителей мы можем только с помощью правильной логистики, и СЭЗ - единственный режим, позволяющий сделать это в Украине. Сейчас компания продолжает здесь свою деятельность, поскольку нам дали возможность работать по векселям по НДС и ввозной пошлине. Однако будущее Украины как высокотехнологической страны в руках нынешнего правительства. Например, Россия в прошлом году создала специальные зоны для производства хай-тек с очень привлекательными условиями, похожими на те, которые были раньше в Украине. Если Украина не уладит вопросы, связанные с СЭЗ, как можно быстрее, она упустит свой шанс.

    СЭЗ превратили в страшилку
    Владимир Приходько, генеральный директор СЭЗ "Закарпатье":
    - Законы о спецрежимах изначально не были защищены от манипуляций и были недоработаны. Например, закон о СЭЗ "Закарпатье" не отображен в целом комплексе других законодательных актов, в чем его большая слабость. Закон "О таможенном тарифе" и Таможенный кодекс в сегодняшнем виде были сформированы после принятия законов о СЭЗ/ТПР, а закон о СЭЗ "Закарпатье", как и другие аналогичные законы, продолжали существовать в первичном виде. Отсюда вытекает проблема двойного налогообложения, ведомственные споры о порядке администрирования НДС и таможенных сборов. Затем изменилась политическая ситуация - в 2003 году правительство запретило регистрацию новых инвестиционных проектов. Велись переговоры с международными организациями, и чиновники постоянно рассказывали, что функционирование СЭЗ и ТПР мешает евроинтеграции Украины. Шла речь о том, что Европа настаивает на отмене СЭЗ/ТПР. Ничего подобного. Если бы Украина сформировала хорошее предложение, отработала механизмы привлечения инвестиций в СЭЗ или промышленные парки, то сейчас, учитывая колоссальные масштабы аутсорсинга и перенесения производственных мощностей с запада на восток, мы гораздо дальше продвинулись бы в строительстве новых энергосберегающих производств и создании рабочих мест.

    Татьяна Яблоновская

    Инф. expert

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.